Цель:
- Помочь учащимся “войти” в “мир” А.П.Чехова ; активизация познавательной деятельности.
- Формирование нравственных убеждений.
- Подготовка старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии. Оборудование: 1. Выставка произведений А.П. Чехова, воспоминания об А.П. Чехове, портреты, фотографии писателя в разные периоды жизни, иллюстрации к прочитанным рассказам, словари, альбом “Левитан”, компьютер.
Оборудование: Выставка произведений А.П. Чехова, воспоминания об А.П. Чехове, портреты, фотографии писателя в разные периоды жизни, иллюстрации к прочитанным рассказам, словари, альбом “Левитан”, компьютер.
Форма урока: урок-исследование
Эпиграф к уроку:
…В жизни он был именно тем, чем он был в творчестве,- человеком редкого душевного благородства, воспитанности и изящества в самом лучшем значении этих слов, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности при редкой правдивости.
И.А. Бунин. Памяти Чехова.
Учитель. Добрый день, уважаемые ребята!
Сегодня приступаем к изучению творчества А.П. Чехова, который “созданием своих произведений открыл новую страницу в мировом искусстве”. (на экране компьютера появляется изображение портрета А.П. Чехова)
“Личность и творчество А.П. Чехова” - такова тема нашего урока. Сегодня мы с вами поразмышляем над такими вопросами, как: “В чем основная причина того, что Чехов продолжает жить с каждым новым поколением?”, “Каким же был этот человек, сумевший завоевать сердца многих поколений?”
Наш сегодняшний урок необычный. Мы будем следовать по принципу “От известного к неизвестному”. С некоторыми произведениями А.П. Чехова вы уже знакомы. Вспомним их содержание. На дом было задано подготовиться к представлению изученных вами произведений А.П. Чехова.
Выступления учащихся.
Учитель. Чтобы представить Чехова и как личность , и как писателя, мы пригласили на урок “специалистов из разных областей наук”.
После каждого выступления делаются выводы , основные из них учащиеся записывают в тетрадях. (фрагменты выступлений учащихся)
Историк. (рассказывает биографию А.П. Чехова по хронологической таблице)
1860,17 (29) января – родился в Таганроге в
мещанской семье.
1868-79-учился в гимназии, затем поступил на
медицинский факультет Московского университета.
1880 - начал печатать короткие юмористические
рассказы в журналах “Стрекоза”, “Будильник”.
1884 - окончил университет, занялся медицинской
практикой.
1888 - повесть “Степь”
1890 - совершает поездку на Сахалин. Пишет книгу
“Остров Сахалин” (1893-1894)
1892 - поселился под Москвой, в деревне Мелихово
(ныне Чеховский район). Создает повести и новеллы
- “Дуэль”, “Дом с мезонином”, “Палата №6” и
прочие.
1897-99 – работа участковым врачом. Создает пьесы
“Чайка” “Дядя Ваня”, “Три сестры”.
1901 - женился на актрисе художественного театра
О,Л, Книппер.
1902 - вследствие заболевания туберкулезом
переселяется в Ялту, где сближается с Горьким.
1903-04 – пишет пьесу “Вишневый сад”.
1904, июнь – в связи с обострением туберкулеза
выезжает в Германию для лечения на курорт
Браденвейлер, где скончался 2 (15 )июля. Похоронен в
Москве.
Архивариус. Сохранилось несколько писем Чехова-гимназиста к родным. В них отражаются его взгляды и убеждения.
Одиннадцатилетнему брату Михаилу он пишет в ответ на его письмо:
“Дорогой брат Миша! Письмо твое получил. Не нравится мне одно: зачем ты величаешь свою особу “ничтожным и незаметным братишкой”. Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат, быть одинаковыми… Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну, и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность…”
Позднее Чехов писал издателю Суворину:
“Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании…сеченный, ходивший по урокам без галош…любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая”.
Это Чехов писал о себе.
“Сдержанность Чехова ,- вспоминал Бунин, - свидетельствовала о редкой силе его натуры. Кто, например, слышал от него жалобы? А причин для жалоб было много. Он начал работать в большой семье, терпевшей в пору его молодости нужду, и работал мало что за гроши, но еще и в обстановке, способной угасить самое пылкое вдохновение: в маленькой квартирке, среди говора и шума, часто на краешке стола, вокруг которого сидела не только вся семья, но еще несколько человек гостей-студентов . Но никто и никогда не слыхал от него сетований на судьбу.
Медик. С приездом Антона Павловича в Москву жизнь семьи Чеховых изменилась к лучшему. Антон Павлович стал студентом-медиком.
Почему же Чехов решил стать врачом? Об этом он сам никогда не говорил. Может быть , ему хотелось исполнить желание матери. В письме, посланном из Москвы в феврале 1879 года, она писала: “…Скорее кончай в Таганроге учение да приезжай, пожалуйста, скорее, терпенья не достает ждать, и непременно по медицинскому факультету иди, уважь меня, самое лучшее занятие…”
После окончания университета в 1884 году Антон Павлович вместе с семьей уехал на лето в небольшой город Воскресенск. Практиковал в земской больнице уже как врач. В середине лета он переехал в Звенигород, чтобы замещать заведующего больницей.
В последние студенческие годы и в первые годы врачебной практики Чехов втайне от всех работал над историей врачебного дела в России. Он изучал древние летописи, составил список 112 книг, которые надо прочесть, чтобы осветить развитие медицины в России в связи с общественной историей страны, с ее бытом, нравами, экономикой.
Врачебная практика дала ему сюжеты для рассказов “Хирургия”, “Неприятность”, “Беглец” и другие.
В Мелихове тоже Чехов очень много времени отдавал своим пациентам. Казалось совершенно естественным, что иной раз, когда его близкие и гости только что собирались в столовую к утреннему чаю, Антон Павлович возвращался от больного, к которому его вызывали ночью.
У земства было мало средств, и Антон Павлович взялся собирать их. Он объезжал соседних фабрикантов и помещиков и убеждал их дать средства на борьбу с холерой. В результате его деятельности на фабриках стали строить бараки для больных, улучшились санитарные условия, в которых жили рабочие.
Все, кто близко знал его, вспоминают, как много в нем было жалости и доброты к людям.
Педагог. Чехов верил в талантливость, трудолюбие, неисчерпаемые духовные силы народа, он понимал, что просвещение может пробудить эти силы, и мечтал о всеобщей грамотности, об университетах для народа.
Как тепло писал Чехов об учителях, какие разнообразные характеры созданы им! Призвание учителя Антон Павлович считал поистине великим и неоднократно высказывал эту мысль в письмах, в разговорах с друзьями. Он выписывал книги и газеты для учителей и посылал их в самые глухие уголки.
Горький вспоминает, как в Крыму, когда они
говорили об учителях, Чехов сказал:
“Если бы у меня было много денег, я устроил бы
здесь санаторий для больных учителей. Знаете, я
выстроил бы светлое здание - очень светлое, с
большими окнами и высокими потолками. У меня была
бы прекрасная библиотека, разные музыкальные
инструменты, пчельник, огород, фруктовый сад,
можно бы читать лекции по агрономии,
метеорологии, учителю нужно всё знать, всё!”
С особенной любовью и чувством радости Чехов писал о таких учителях, которые, несмотря на тяжелые условия жизни, любят детей, работают с воодушевлением и верят в пользу, которую приносит их труд.
Учитель химии Ярцев (“Три года”) в восторге от своих учеников.
“ Я химик, мыслю химически и умру химиком. Но я жаден, я боюсь, что умру не насытившись; и мне мало одной химии, я хватаюсь за русскую историю, педагогию, музыку… Я вовсе не хочу, чтобы из меня вышло что – нибудь особенное, чтобы я создал великое, а мне просто хочется жить, мечтать, надеяться, всюду поспевать… Жизнь, голубчик, коротка, и надо прожить ее получше…”
Литературовед. Первые известные опубликованные произведения Чехова “Письмо к ученому соседу” и “Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.?” (Стрекоза.- 1880.-№10.-9 марта) – пародии, излюбленный жанр юмористических журналов. Опытом психологического повествования стали повести “Живой товар” и “Цветы запоздалые”. Чехов откликается на “деревенскую тему”, одну из главных в русской литературе 80гг. (рассказ “За яблочки”).
Самое большое место в юмористике Чехова занимают шуточные афоризмы, подписи к рисункам, пародийные календари и т.д. В основе юмора чеховских сценок лежит не просто наблюдательность, меткость деталей, живость языка и т.д. Искра смешного высекается, когда в густонаселенном мире Чехова сталкивается несовместимое – разные представления , застывшие формы поведения, системы понятий, правил, мнений.
“Переворотом в литературе” называет рассказы Чехова Д.В.Григорович.
В 1886 году известный русский писатель Григорович прислал Антону Павловичу письмо. “У вас настоящий талант-талант, выдвигающий вас далеко из круга литераторов нового поколения. Вы, я уверен, призваны к тому, чтобы написать превосходные , истинно художественные произведения. Вы совершите великий нравственный грех, если не оправдаете таких ожиданий. Для этого вот что нужно: уважение к таланту, который дается редко. Бросьте срочную работу. Если у вас мало средств, голодайте лучше, как мы в свое время голодали, поберегите ваши впечатления для труда обдуманного, написанного в счастливые часы внутреннего настроения. Один такой труд будет во сто раз выше оценен, чем сотни прекрасных рассказов, разбросанных в разное время по газетам…”
Письмо Григоровича произвело на Чехова сильное впечатление.
“Ваше письмо, мой добрый, горячо любимый благовеститель,- отвечает он Григоровичу,- поразило меня, как молния. Я едва не заплакал.
Пишу это для того только, чтобы хотя немного оправдаться перед вами. Доселе относился я к своей работе крайне легкомысленно…
Я не прочь голодать , как уже голодал, но не во мне дело…”
Со свойственной Чехову скромностью он не пишет Григоровичу о том, что должен кормить большую семью.
С середины 80-х годов в творчестве Чехова намечается перелом. Писатель начинает пристальнее вглядываться в жизнь, стараясь отобрать в ней главное. Он приходит к выводу, “что о серьезном нужно писать серьезно”.
В творчестве Чехова своеобразно отразился поворот, проделанный всей литературой в 80 гг. Литературные спутники Чехова этих лет также изображали “среднего человека” и обыденную жизнь. “Средний человек”- у Чехова это инженер, врач, учитель, студент, офицер – понимается теперь как представитель массы, как всякий человек. В нем отсутствует какая-нибудь необычность, главное в нем – обыкновенность, распространенность. Такое понимание Чехова разделяет с писателями этой эпохи. Он вырабатывает и своеобразные способы исследования сознания, психики своих героев.
Художник. Природа в произведениях Чехова выступает обычно как символ прекрасной жизни. В чеховском пейзаже с особенной ясностью проявляется стремление писателя к единству добра и красоты: “На зеленых кустах, которые смотрелись в воду, сверкала роса. Повеяло теплотой, стало отрадно. Какое прекрасное утро! И, вероятно, какая была бы прекрасная жизнь на этом свете, если бы не нужда, от которой нигде не спрячешься” .(“Мужики”)
Красота природы усиливает ощущение ценности жизни. “У самого пруда в кустах заливались соловьи. Чьи-то годы считала кукушка и все сбивалась со счета и опять начинала. В пруде сердито, надрываясь, перекликались лягушки. Какой был шум! Казалось, что все эти твари кричали и пели нарочно, чтобы никто не спал в этот весенний вечер, чтобы все, даже сердитые лягушки, дорожили и наслаждались в каждой минутой: ведь жизнь дается только один раз!” (“В овраге”).
Описания природы в произведениях Чехова по духу очень близки картинам Левитана. Три лета провели они вместе. Их сблизила любовь к родным лесам, тихим уголкам, к Волге. Пейзажи Чехова и Левитана передают не только красоту природы, они полны любви к родине, они так же, как и живая природа, будят мысли, создают настроение. Некоторые пейзажи Левитана, казалось бы, прямо перекликаются с описаниями природы, данными Чеховым.
Сравним, например, картину Левитана “Большая вода” и чеховское описание весеннего пейзажа в рассказе “Мужики”: “Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах, и между Жуковым и тою стороной всё пространство сплошь было уже занято громадным заливом, на котором там и сям вспархивали стаями утки”.
Левитан так передавал свое впечатление от рассказов Чехова : “Ты поразил меня как пейзажист. Я не говорю о массе интересных мыслей, но пейзаж…это верх совершенства”.
В 1888 году Академия наук присудила Чехову Пушкинскую премию за сборник “В сумерках”. Впервые в русской литературе ее был удостоен автор маленьких рассказов.
Учитель. По альбому “Левитан” просмотрите и скажите , какие картины Левитана близки по настроению следующим описаниям природы, данным Чеховым: (Задание проецируется по экрану)
1) “Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно, и на аллеях лежали темные листья. Уже рано смеркалось”. ( “Ионыч”).
2) “С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна…Земля холодна…но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух ясен и прозрачен. Солнце светит ярко…деревья голы, но уже живут, дышат” (“Весной”)
Литературовед. Никто до Чехова не сознавал с такой ясностью трагизма мелочей жизни, никто до него не умел так правдиво показать людям тоскливую картину их бессмысленного существования.
В лучших рассказах Чехов , изображая частное, поднимается до больших социальных обобщений. Так, унтер Пришибеев, герой одноименного рассказа, стал воплощением тупого самодовольства, невежества и грубого вмешательства в чужие дела. Образ Пришибеева стал символом реакционных сил того времени, стремящихся задушить все живое.
Всем своим творчеством Чехов воспитывал в читателе чувство ответственности перед народом. Этим чувством было вызвано его решение поехать на Сахалин.
К поездке писатель готовился тщательно. Читал книги по истории, этнографии, уголовному праву, метеорологии, изучал литературу о тюрьмах.
В апреле 1890 года больной туберкулёзом русский врач и писатель отправился в далёкий путь. Антон Павлович должен был проехать 4000 верст в продолжение 25-30 дней.
Чехов прожил на Сахалине 2 месяца. Он писал родным: “Я вставал каждый день в 5 часов утра, ложился поздно и все дни был в сильном напряжении от мысли, что мною многое еще не сделано. Я объездил все поселения, заходил во все избы и говорил с каждым. При переписи мною записано около десяти тысяч человек каторжных и поселенцев. Другими словами , на Сахалине нет ни одного каторжного или поселенца, который не разговаривал со мной. Я видел голодных детей. Церковь и школа существуют только на бумаге, воспитывают детей только среда и каторжная обстановка”.
После возвращения из этой поездки Чехов стал работать над книгой “Остров Сахалин”. Ужасающая правда, которую рассказал писатель, взволновала читателей не только в России, но и за границей. По всей России был проведен сбор пожертвований на приюты, школы, библиотеки для сахалинских детей. Правительство было вынуждено командировать на Сахалин комиссию, чтобы проверить данные, сообщенные Чеховым. Следствием этого явилось улучшение жизни ссыльных, были отменены и телесные наказания.
“Мой “Сахалин”- труд академический, писал Чехов. –Медицина не может теперь упрекать меня в измене… И я рад, что в моем беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жесткий арестантский халат”.
Учитель. О чем говорят эти факты: (Задание проецируется по экрану)
1. В Ялте, в Доме-музее А.П. Чехова, хранится медный колокольчик с вырезанной по металлу надписью “Остров Сахалин. Пост Александровск, 1889 год”, Это подарок писателю от одного из каторжников.
2. Среди писем, полученных Чеховым, есть одно от ссыльнокаторжного, в нем сказано: “…Телка, которою вы меня наградили в 90-м году, растет… Смотря на то животное, ежедневно благодарю Вашей милости и вечно буду благодарить Вас за такую великую для меня, несчастного человека, сделанную Вами награду. Хоменко, 21 сентября 1891, Сахалин”.
Биолог. В феврале 1892 года Чехов купил усадьбу Мелихово недалеко от Москвы и переехал туда со всей семьей.
Усадьба состояла из запущенного сада, земли со множеством пустырей и неуютного дома. Вся семья взялась дружно за работу: кто занялся садом, кто огородом, кто посевами. Через год усадьбу нельзя было узнать.
Сам Антон Павлович очень любил сад и говорил, что мечта его жизни, когда он не сможет писать, - работать в саду.
Все свободное от работы время Антон Павлович проводил в саду: сажал цветы, обмазывал яблони, подрезал розы.
Писатель говорил, что для него нет большего удовольствия, чем следить , как цветок “лезет из земли, как старается- и потом пышно расцветает”. Когда Чехов уезжал, то заботился о цветах, как об оставленных детях. Из-за границы он писал сестре : “Около лилий: одна- против твоих окон, другая- около белой розы, по дороге к нарциссам”. Или: “ До моего приезда не обрезайте розы. Срежьте лишь стебли, которые замерзли зимой или очень больны, но осторожно: имей в виду, что больные иногда выздоравливают”.
В своих рассказах и пьесах Чехов часто прибегает к образам цветов. Они помогают ему глубже раскрыть переживания героев. В одной из пьес героиня говорит: ”Цветы повторяются каждую весну, а радость нет…”
В Мелихове он написал многие из самых значительных своих произведений: “Палата №6”, “Анна на шее”, “Человек в футляре” и другие.
Учитель. Горький писал о Чехове: “ Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней… Он обладал искусством всюду находить и оттенять пошлость,- искусством, которое доступно только человеку высоких требований к жизни, которое создается горячим желанием видеть людей простыми, красивыми, гармоничными”.
Антон Павлович считал, что пошлость мешает людям развиваться самостоятельно, убивает в них оригинальность.
“Он любил все простое, настоящее, искреннее ,- вспоминает Горький. -У него была своеобразная манера опрощать людей. Мне кажется, всякий человек при Антоне Павловиче невольно ощущал желание быть проще, правдивее, быть более самим собой.
Чехову было чуждо все мещанское, показное. Он писал: “.Я хочу, чтобы наши дети, жены, ученики любили в нас не имя, не форму и не ярлык, а обыкновенных людей”.
Для Чехова не существует только внешней красоты, не озаренной красотой внутреннего содержания. Ценны его слова : “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Ценность каждого человека, по мнению Чехова, определяется его отношением к труду. Лень, бездеятельность губительны для человека и несовместимы с красотой и правдой жизни.
В его записной книжке есть заметка: “Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорощо , если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде этого, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно”. И Чехов построил в Мелихове и его окрестностях три школы, позже ,в Крыму, - четвертую.
Искусствовед. Большой радостью для Антона Павловича был приезд в Крым на гастроли Московского Художественного театра, на сцене которого уже два года шли его пьесы.
Московский Художественный общедоступный театр был основан в 1898 году руководителем Московского Филармонического общества В.И.Немировичем - Данченко и молодым артистом К.С. Станиславским.
“Нашим лозунгом было: “ Долой отжившее! Да здравствует новое!.. “Было решено, что мы создаем народный театр… Мы протестовали и против старой манеры игры, и против ничтожного репертуара тогдашних театров… Первой мечтой было показать на сцене нашего театра пьесу “Чайка” Чехова, который нашел новые пути, наиболее верные и нужные искусству того времени”,-так писал Станиславский.
17 декабря 1898 года состоялся первый спектакль “Чайки” в Художественном театре.
“Стоя на сцене,- писал в своих воспоминаниях Станиславский,- мы прислушивались к внутреннему голосу, который шептал нам: “Играйте хорошо, великолепно, добейтесь успеха. А если вы его не добьетесь, то знайте, что по получении телеграммы любимый вами писатель умрет, казненный вашими руками…” Как мы играли, не помню. Первый акт кончился при гробовом молчании зрительного зала. Одна из артисток упала в обморок, я сам едва держался на ногах от отчаяния. Но вдруг, после долгой паузы , в публике раздался рев, бешеные аплодисменты. Мы стояли неподвижно. Наконец мы чувствовали успех ., стали обнимать друг друга… Чехову была послана подробная телеграмма”. Чайка стала эмблемой театра.
(На экране проецируется эмблема МХАТа с изображением чайки)
В Ялте Художественный театр показал две пьесы Чехова- “Чайку” и “Дядю Ваню”. Успех был необыкновенный. Раздражала Чехова только необходимость выходить на вызовы публики. Он никогда не любил оваций и поэтому старался незаметно исчезнуть из театра.
Чехов стремился к тому, чтобы на сцене было “так же сложно и вместе с тем так же просто, как в жизни”. Как говорил К.С. Станиславский, “для вскрытия внутренней сущности его произведений необходимо произвести своего рода раскопки его душевных глубин”.
В пьесах, которые писали до Чехова, все было сказано в самом тексте. С Чеховым в театр пришло понятие “подтекста”. В подтексте, т.е. в том, что выражено не в словах героев, а в общем настроении, скрыт внутренний смысл пьес Чехова. Его герои не произносят длинных эффектных монологов, они говорят простые, обыкновенные слова, потому что “вся драма человека внутри, а не во внешних проявлениях”, говорил сам писатель. “Страдания выражать надо так, как они выражаются в жизни, т.е. не ногами и не руками, а тоном, взглядом, не жестикуляцией, а грацией. Тонкие душевные движения, присущие интеллигентным людям, и внешним образом нужно выражать тонко. Вы скажете: условия сцены: никакие условия не допускают лжи”.
Учитель Прошло много лет со дня смерти Чехова, но каждый , кто соприкасается с его творчеством, посещает места, связанные с его именем, неизбежно испытывает влияние его личности и грусть от того, что нет среди нас этого необыкновенного человека.
Выступление одного ученика с небольшой аннотацией книги А.П.Чехова и о нем. (используя выставку)
Чехов-писатель всесторонне, последовательно и объективно, без каких бы то ни было иллюзий изучал жизнь и фиксировал “историю болезни” окружающего его общества. Чехов пишет о тех, кто засорял жизнь не только в его время, кто приспосабливался, кто хотел показаться деловым и благородно целеустремленным. С такими людьми мы сталкиваемся ежедневно. Нам даже кажется, что где-то рядом стоит Чехов и описывает нашу жизнь. Настолько он современен. Его произведения – это сатира на нас, на людей сегодняшнего дня. Чехов, как писатель, как человек, как творческая личность, актуален, ибо вся его жизнь – это вечная борьба за человека в человеке и нежелание быть рабом, каторжником собственной жизни. Чехов исцелял и продолжает исцелять сегодня своими произведениями и своей жизнью. Перед нами человек, которым двигает одна цель, - помочь людям.
Домашнее задание.
1 группа: выписать крылатые выражения из
произведений А.П.Чехова.
2 группа: подготовить устное сочинение “Чехов
рядом с нами…”