Урок-исследование по теме «В чем смысл названия рассказа И.С. Тургенева "Муму"?»

Разделы: Литература


Тип урока: урок-исследование

Цели урока:

  • обобщение и систематизация изученного по теме “Изображение быта и нравов крепостнической России в рассказе И.С.Тургенева “Муму”;
  • определить авторскую позицию и смысл названия произведения;
  • доказать, что главный герой - символ немоты крепостного крестьянства;
  • развивать навыки аналитической работы с текстом (анализ образа литературного героя);
  • формировать навыки групповой и коллективной работы с текстом;
  • воспитывать гуманное и милосердное отношение к людям.

Оборудование: Портрет писателя, выставка рисунков и репродукций к рассказу И.С. Тургенева “Муму”, мультимедийный проектор для показа слайдов; задания для групп, план рассказа в схеме, карточки для групповой работы.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Сегодня у нас заключительный урок по теме: “Изображение быта и нравов крепостнической России в рассказе И.С. Тургенева “Муму”.

Рассказ нами прочитан, мы обсуждали на уроках сюжет, составляли план рассказа, учились характеризовать героев.

Теперь, завершая его изучение, мы проведем исследование: “В чем смысл названия рассказа И.С. Тургенева “Муму”?” И наша задача - определить авторскую позицию и смысл названия произведения.

Для того чтобы с задачей справится, необходимо много знать о том времени, когда жил Тургенев, знать, как жил крепостной народ, как складывались отношения между крепостными и помещиками, кто был прототипами героев рассказа и что заставило автора написать рассказ в 1852 году.

Поможет нам в этом творческая группа, куда вошли ребята, интересующиеся историей и литературой. Они приготовили для вас сообщения и слайды.

  1. Слово историку, который расскажет нам о крепостном праве в России. (Приложение 1)
  2. О тяготах крепостного права Тургенев знал не понаслышке. Слово литературоведу, который расскажет нам о прототипах героев рассказа. (Приложение 1)
  3. Почему же рассказ был написан именно в 1852 году? Что побудило Тургенева создать его в этот год? Слово биографу. (Приложение 1)

Фронтальный опрос

Итак, мы знаем, почему Тургенев обратился к теме крепостного права.

Кто же главный герой рассказа? (крепостной Герасим) Прочитайте его описание.

Тогда возникает вопрос, почему же рассказ называется не “Герасим”, а “Муму”? Вопрос трудный. Давайте вспомним историю жизни Герасима.

Готовить рассказ о жизни Герасима будем, работая в группах. У каждой группы вопросы для обсуждения на столе. Пользуясь текстом, дайте ответы на вопросы.

Блок № 1

  1. Каким впервые предстаёт перед читателем Герасим?
  2. Определите круг занятий Герасима в деревне. Выделите ключевые слова, характеризующие работу крестьянина.
  3. Считал ли он свою работу тяжёлой?

Блок №2

  1. Действительно ли судьба Герасима была изменена насильно?
  2. Как чувствует себя Герасим в чужом мире?
  3. Смирился ли Герасим со своим новым положением, пытается ли вернуться в деревню?

Блок №3

  1. Почему Герасим выбрал именно Татьяну?
  2. Как отреагировал Герасим на обман Татьяны?
  3. Как переживает герой своё расставание с Татьяной? Почему автор показывает немого поющим?
  4. Смирился ли Герасим с тем, что был разлучён с Татьяной?

Блок №4

  1. Как заботился Герасим о найденной собаке?
  2. Докажите, что Муму стала другом Герасима?
  3. Кто разрушает счастливое существование Герасима? Кто является исполнителем воли барыни?
  4. Почему Герасим осознанно и обдуманно убивает Муму?

Блок №5

  1. Задание. Напишите внутренний монолог Герасима (от 1-го лица)
  2. Какие мысли и чувства испытывает Герасим после смерти Муму?

Ответы групп

Вопросы учителя к классу:

1) Учитель. На какие два периода можно разделить жизнь героя? (Жизнь в деревне – Жизнь в городе)

О жизни Герасима в деревне расскажет 1-ая группа. Что было основой жизни Герасима в деревне?

2) Учитель. Но вот Герасима привезли в город. О его жизни здесь расскажет 2-ая группа.

Кто же виноват в случившемся с Герасимом? (Герасим крепостной, его жизнью распоряжается барыня)

3) Чужой среди дворовых, Герасим ищет родственную душу? Кто это? (Прачка Татьяна и собака Муму)

О Герасиме и Татьяне расскажет 3-я группа.

Кто же виноват в трагедии Герасима? (Барыня, которая, не задумываясь, распоряжается судьбами)

4) О Герасиме и Муму расскажет 4-я группа.

Кто же виноват в смерти собаки? (Барыня, ее каприз, ее прихоть)

5) А теперь слово 5-й творческой группе. Они писали внутренний монолог Герасима. Какие мысли и чувства испытывает он после смерти Муму?

Коллективная работа

Фронтальный опрос

  1. Можем ли мы, заслушав ответы групп, ответить на вопрос: “Почему автор назвал свой рассказ “Муму”? (Смерть собаки заставила Герасима вернуться домой, вселила ему чувство достоинства, он становится смелым и решительным, освобождается от покорности)
  2. Откройте финал рассказа. Найдите в тексте, как пишет о силе и решительности Герасима автор? Какое художественное средство использует для этого? (Он шел с какой-то несокрушимой отвагой… “как лев выступал сильно и бодро”)
  3. А теперь прочитайте финальные строки о жизни Герасима в деревне. Выделите ключевое слово в этом описании. (Ключевое слово по-прежнему)
  4. Герасим освободился от крепостной покорности, но стал ли он свободным, освободился ли от рабства? Кем он по-прежнему остается? (Герасим по-прежнему крепостной)
  5. Может он стать свободным от барыни, которая так бессердечно разрушила его жизнь? (Нет, не может; крепостное право отменили в 1861 году, а рассказ написан в 1852 году, значит Герасим останется крепостным)
  6. А теперь прочитайте в учебнике отрывок из статьи Ивана Аксакова “Загадки фигуры немого Герасима”: “В немом символическое олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, народа, который со временем заговорит, но теперь, конечно, может казаться и немым, и глухим”.
    Согласны ли вы с таким решением “загадки фигуры немого Герасима?” Помогает ли нам эта статья понять смысл названия рассказа? (Герасим – это весь крепостной народ, бесправный, униженный, но молчаливый)
  7. Тогда против чего направлен рассказ? (Против крепостного права, против угнетения людей, унижения человеческого достоинства)

Такова авторская позиция писателя и гражданина, патриота своей страны И.С. Тургенева.

Домашнее задание. Целью урока было обобщить и систематизировать изученное на уроках по теме “Изображение быта и нравов крепостной России в рассказе Тургенева “Муму”. Ваше домашнее задание - написать сочинение на одну из тем:

  1. Почему рассказ называется “Муму”?
  2. Быт и нравы крепостной России в рассказе Тургенева “Муму”.
  3. Чем отличается тургеневский Герасим от своего прототипа Андрея?