Цели урока:
- закрепить представление о направлениях в литературе;
- углубить знания о стихотворной речи, её особенностях, жанрах;
- развивать умение видеть художественные средства в поэтической речи.
Задачи урока:
- расширить познания учащихся о реформах в русском языке,
- показать особенности культуры XVIII в.,
- развивать интерес к истокам русской литературы.
Оформление урока:
- Портреты Петра I, Елизаветы Петровны, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова.
- “Русский фарфор XVIII в.”, “Русские портреты XVIII в.”.
- Фрагменты из музыкальных произведений И. Баха, Г. Генделя.
- “Петербург”. Фотоэтюды.
Найди в нем учителя в слове и достойный пример на подражание. (А. Н. Радищев)
Ход урока
I. Слово учителя. “О, незабвенное столетье! Радостным смертным даруешь/Истину, вольность и свет, ясно сужденье навек”. Таким увидел XVIII век писатель А. Н. Радищев. Да, то было время парадоксов в русской жизни: рабства и просвящения, культуры и невежества. Чтобы лучше понять XVIII век, нам необходимо состариться почти на триста лет.
Какие события того времени Вам известны?
1721 год – Петр I провозглашен императором, 1755 год – открыт Московский университет, 1765 год – основано вольное экономическое общество, 1757 – основана Академия художеств.
Вспомним 1745 год, когда академиками стали В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов, 1755 год, когда была написана “Российская грамматика”.
II. Возвращение к истокам (беседа).
Как изменилось положение русского писателя в обществе?
Каких писателей Вы знаете?
(Рассказ подготовленного ученика о В. К. Тредиаковском. В. К. Тредиаковский родился в Астрахани, сбежал в Москву учиться, получил образование в Славяно-греко-латинской академии. Побывал за границей. Посещал лекции в Сорбонне. Писал стихи, романы. Стал придворным “пиитом” Анны Иоановны. Был зачислен в штат Российской Академии Наук, дабы “вычищать язык русский”. Защищал мысль о необходимости в разработке литературного языка опираться на разговорный, развивал учение о вымысле, ал определение жанра оды, ратовал за реформирование силлабической стихотворной системы. Современники относили его к тем, кто “вещает истину смело”.)
Какова роль В. К. Тердиаковского в реформах русского языка?
Что Вы знаете о судьбе поэта?
III. Чтение наизусть отрывка из стихотворения В. К. Тредиаковского “Стихи похвальные России”.
Как сегодня звучат эти строки?
Как поэт называет Россию?
Роль риторических вопросов?
“Стихи похвальные России” - преклонение перед Родиной истинного патриота.
IV. Слово учителя.
“Трудолюбивы филолог” (так назван поэт в подписи к его портрету), “возовик” Радищев, Тредиаковский начал учение “о поэтических вольностих”, многое сделал для русской филологии, реформировал силлабическое стихосложение.
V. Историческая справка.
В 1701 году вышло восемь издательский единиц, в конце первой четверти века – 149, в середине 827.
Почеиу была необходима реформа русского языка?
Ученые и поэты искали границы использования традиционно-книжных элементов, место народных слов в речи. Об этом много спорили В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов.
VI. Повторение.
Классицизм – направление в культуре XVII-XVIII века. Характерные черты: античность, симметрия, ордер.
Заочная экскурсия в Санкт-Петербург.
Что Вам известно о классицизме в литературе? (Разделение на высокий и низкий жанры).
VII. Сведения о жизни и филологической деятельности М. В. Ломоносова (рассказ подготовленного ученика).
М. В. Ломоносов вывел зависимость стиля речи от присутствия в ней церковнославянских слов или русских из разговорной речи, создал теорию “трех штилей”.
VIII. Чтение наизусть стихотворения М. В. Ломоносова “Кузнечик”.
К какому стилю можно отнести это произведение? Почему?
IX. Чтение наизусть отрывка из стихотворения М. В. Ломоносова “Размышление о Божьем величии”.
Какие строки запомнились? Почему?
Вселенная, космос – поэтический мир поэта-ученого.
X. Повторение теории литературы. Основные жанры литературы эпохи классицизма: трагедия, ода, комедия.
XI. “Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года”.
Работа с текстом. Идея просвещенной монархии – центральная в творчестве Ломоносова. Ода – жанр высокого стиля, позволяющие соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение.
На доске и в тетрадях записываются признаки высокого стиля: оканье, архаизмы, приемы ораторской речи.
Как построена ода? (Елизавета – науки – Петр – Россия – будущее науки).
Какие события упоминает автор?
Почему этот день так важен для поэта?
Какой предстала Росиия?
Россия – сокровище, широкое поле для деятельности просвещенного человека.
Какие целя ставит автор перед правлением Елизаветы?
Быть щедрой во благо Отчизны.
Какими чувствами проникнута ода?
Что воспевает автор?
“Процветание” России, её богатства зависят от характера государственного правления.
Какие худежественные средства использует автор для создания торжественного высокого слога оды?
- усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главу венчанну”);
- славянизмы (“хощет”, “тщание”);
- инверсия (“где мерзлыми Борей крылами”);
- особые орфоэпические нормы, подкрепленные рифмой (пространства – поддaнство, Индuя – Россия);
- сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет”);
- эпитеты (в полях кровавых, пламенные звуки).
Можем ли мы определить стихотворный размер оды? (четырехстопный ямб).
XII. Автор – неутомимый поборник просвещения и прогресса.
Перед нами программа деятельности монарха и общества, обращенная в будущее. Поэту важно призвать слушателя и читателя к активному участию в ее выполнении. Ломоносов воспевает силу и мощь российского государства.
XIII. Чтение наизусть отрывка из оды “Науки юношей питают”.
(Подготовленный ученик читает особенно торжественно, громко, окая).
Как сегодня звучат эти строки?
К кому обращается автор?
Какое значение имеют глаголы “питают” и “пользуют”?
XIV. М. В. Ломоносов выступает поборником просвещения, свободы разума. Верны слова А. Н. Радищева: “Ломоносов описал все слогом чистым и внятным”.
Какова роль М. В. Ломоносова в развитии литературы?
Его реформа стихосложения открыла колоссальные возможности русской поэзии, его реформирование русского литературного языка дало отечественной культуре мощное средство ее развития.
Домашнее задание: ответы на вопросы после текста оды (по учебнику под редакцией М. Ладыгина).