Урок проводится как заключительный, после изучения темы “Творчество А.С. Пушкина”.
К данному уроку учащиеся должны выполнить несколько практических исследовательских заданий. Свои результаты они должны представить наглядно: в виде проекта или мультимедийной презентации. Обсуждая результаты своей работы, учащиеся должны доказать, что внешняя и внутренняя красота в произведениях А.С. Пушкина несоизмеримы: внешне красивый человек не всегда красив внутренне.. Полученные выводы учащиеся должны попытаться найти в конкретных жизненных ситуациях в ходе моделирующего упражнения.
Возрастной уровень:
Учащиеся 9 класса.
Основные понятия.
1. Красота.
2. Нравственность.
3. Душа как “сокровищница”.
4. Доброта.
Требуемое время.
Продолжительность урока – 2 учебных часа.
Оборудование
- Мультимедиа.
- Музыкальные произведения(П.И.Чайковский”Сентиментальный вальс”, Михаил Глинка, Ф. Лист “Грёзы любви”).
- Рисунки, иллюстрации.
- Цитаты великих о красоте.
- Тексты произведений Пушкина.
- Портреты.
- Оформленные листы для рукописного журнала.
- Каждая группа должна приготовить по одному вопросу о женской красоте(по произведениям А.С. Пушкина).
Цель: попытаться выявить самое характерное в изображении пушкинского идеала внешней красоты женщины и внутренней:
- каков идеал женщины в русском национальном сознании;
- сказки;
- лирика;
- поэмы;
- роман в стихах.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
“Вы знаете, друзья, могу ль
на красоту взирать
без умиленья, без робкой нежности
и тайного волненья”.
(А.С.Пушкин)
Слово учителя:
Никто так не ценит человека, никто так полно, отрадно и признательно не ощущает его желанного присутствия, как Пушкин... Женщина нашлав нем певца очарованного и чарующего. Она будила в нем не только страсть, но и умиление; она являлась ему как мимолетное виденье, как гений чистой красоты...
Ю. Айхенвальд
Цель урока - попытаться выявить самое характерное в изображении пушкинского идеала внешней красоты женщины. Для достижения этой цели необходимо рассмотреть следующие вопросы
- Каков идеал женщины в русском национальном сознании, в частности, в тех его проявлениях, какие можно найти в сказках, былинах, пословицах, поговорках и т.п.?
- Что и как из народных представлений использовал в своем творчестве А.С. Пушкин (прежде всего в сказках)?
- Какие черты народно-поэтического идеала женщины использовал А.С. Пушкин в романе "Евгений Онегин" и поэме "Руслан и Людмила"?
- Красота в лирике Пушкина
- Красота в романе в стихах
1 группа
Коллективные представления народа о красоте(пословицы, поговорки, народные сказки)
Сначала обратимся к воплощению внешнего облика женщины в наивной (языковой) картине мира. Коллективные представления народа о каком-либо фрагменте действительности отражены прежде всего в устойчивых словосочетаниях, выражениях: фразеологизмах, пословицах, поговорках. Русский человек в первую очередь отмечает какой-либо недостаток в человеке, в его внешности: Хорош, пригож, на лихуболесть похож; Такая красава, что в окно глянет - конь прянет; на двор выйдет - три дня собаки лают. Иронических высказываний о внешности человека значительно больше, чем безусловно положительных. С другой стороны, красота лица - не главное в человеке: Личиком беленек, да душой черненек; Басок, да червоват; С лица воду не пить. Русский человек ценит прежде всего ум, смекалку, хозяйственность: На красивого человека глядеть хорошо, с умным жить легко, а также - душу: Рожа крива, да душа пряма; Плоть грешна, да душа хороша.
Выводы.
Народное представление о женской внешности состоит из нескольких клише: лицо должно быть бело, румяно, брови - черна соболя, глаза - словно звезды, ясна сокола, осанка - лебединая, походка - павиная. Эти народно- поэтические представления сохранились в былинах, сказках, народных песнях. Интересен такой факт: как красивая, так и "безобразная" внешность и мужчины, и женщины описываются одинаково: например, у былинных героев тоже глаза ясна сокола, брови черна соболя, русы кудри; Поперек себя толще, Ни рожи, ни кожи, ни виденья; Глядит, как сова, выпучив глаза - эти и подобные им высказывания можно равно отнести к обоим полам.
2 группа
Сказки А.С.Пушкина
В сказках А.С. Пушкина, опиравшихся на фольклор, изображены два типа идеальных женщин: женщина-волшебница, помощница, напр., Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна (фантастический образ), и женщина земная (народно-поэтический образ). В "Сказке о царе Салтане" главный женский образ - царевна Лебедь:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Внешняя красота белой лебеди отождествляется с внутренней красотой. Лебедь - символ благородства, чистоты (=целомудрия, а также души), женской грации. Следовательно, в образе царевны Лебеди воплощено понимание женского облика как грациозного, изящного, невинного и благородного.
Таким образом, царевна Лебедь - воплощение народных, фантастических и вместе с тем личных представлений поэта о женской красоте. Рассмотрим, как построено описание царевны.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть...
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
Эти строки - дань лирической традиции русского фольклора, для которой обычно сравнение стати, поступи девушки с "павой": И походочка у ей да как павиная; У ей походка павиная; И походочка у ей чтобы упавая (данные формулы повторяются во многих песнях и былинах).
В "Сказке о мертвой царевне" конфликтом, движущим сюжет, является "соперничество" красоты внешней и красоты внутренней. Пушкин здесь смотрит на женщину так же , как народ: выше отмечено, что внешняя красота сама по себе не вызывает в народном самосознании уважения и восхищения. Гораздо важнее внутренняя красота. Именно такие героини добиваются счастья, гармония внешней и внутренней красоты помогает им преодолеть все препятствия.
Красота молодой царевны подобна цветку, который рос тихо и незаметно, а когда расцвел, сразу поразил всех своей красотой:
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела.
"Расцветание" девушки описано глаголами (два повторения росла, поднялась, расцвела). В них "сосредоточена" жизнь царевны, которая жила тихо, незаметно - тихомолком (русская форма), но ее красота пробилась - и всех поразила. Это подчеркнуто тире: поднялась - и расцвела.
Когда мачеха узнает от зеркальца, что она не самая красивая, начинается гонение царевны. Между тем сама мачеха внешне ничем не уступит своей падчерице: она тоже румяна, бела, высока, стройна. Словом, "уж и впрямь была царица", но царевна побеждает ее внутренней красотой.
Конфликт внутренней и внешней красоты(образ мачехи).
Сказка заканчивается победой душевной красоты: мачеха умерла от "тоски", завидев прекрасную царевну, которую от "мертвого сна" пробудила всепобеждающая любовь.
3 группа, 4 группа
Лирика А.С.Пушкина
Амалия Ризнич
Е.Бакунина
Портреты Е. Бакуниной и А.С. Пушкина-лицеиста, стихотворение “К художнику”.
А. Оленина.
Звучит музыка П.И.Чайковского “Сентиментальный вальс”.
“Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты…”
Осипова
Е.К.Воронцова
Анна Керн
Красота внутренняя равна красоте внешней.
Стихотворение "Керн"Пушкин написал в Михайловском, где он встретил Анну Петровну Керн, племянницу Осиповых. Пушкин очень романтично показывает образ своей возлюбленной:"чудное мгновенье","гений чистой красоты".Поэт называет голос нежным, стараясь как можно красивее создать образ своей возлюбленной.
Гончарова НН.
Сонет "Мадонна", посвященный Наталье Николаевне - невесте, является не только объяснением в любви, но и воплощением представления Пушкина об идеале женственного. Это - "чистейшей прелести чистейший образец". Наталья Николаевна - в жизни, а царевна Лебедь - в творчестве, - это "гении" (духи, олицетворения) красоты душевной и телесной (ср. со значением символа Лебедь, опис. выше). Это то, чему можно поклоняться, перед чем можно простаивать часами (как сам Пушкин перед картиной "Мадонна" Перуджино).
"Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего нельзя сравнить на свете - а душу твою люблю я еще более твоего лица", - писал поэт своей прекрасной возлюбленной.
Сам Пушкин ценил в своей жене не только светскую красавицу: "... женка моя прелесть не по одной наружности".
Приходим к выводу, что все возлюбленные для Пушкина красивы как внешне, так и внутренне. Нам известно, то на своих возлюбленных после расставанья Пушкин не злился
“ …но пусть она вас больше не тревожит,
я не хочу печалить вас ничем…”
5 группа
Роман в стихах “Евгений Онегин”
Татьяна, "русская душою",- любимый образ Пушкина, но в романе мы не встретим ни одного описания ее внешности. Поэт, чтобы читатели представили себе героиню внешне, отталкивается от образа ее сестры Ольги:
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Сплошное "не". Татьяна внешне противопоставлена не только сестре, которая обладает "ангельской" внешностью: локоны льняные, глаза как небо голубые, легкий стан. Этот портрет можно найти в любом романе, отмечает Пушкин, но именно поэтому он уже и неинтересен. Татьяна противопоставлена вообще идеалу "светской красавицы", который изрядно поднадоел и не содержит в себе ничего естественного, живого.
Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима...
Дивился я их спеси модной,
Их добродетели природной,
И, признаюсь, от них бежал.
Поэту ближе открытость Татьяны, ее искренность. Красавицы в "Евгении Онегине" обманчивы: они манят внешне, но не греют душу. Татьяну, когда мы ее встречаем в светском обществе, не могут затмить признанные красавицы. Почему?
Но вот толпа заколебалась,
По зале ропот пробежал...
От Татьяны, ее внешнего облика как бы исходит свет.
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Безпритязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Впечатление на читателя усиливается рядом однородных определений (с не) и распространенных дополнений (с без). Казалось бы, ей удивить нечем (внешне); но реакция гостей салона показывает, что в ней есть то неуловимое, тайное, истинное, настоящее, что заставляет всех поклоняться Татьяне, а читателей - плениться этим образом раз и навсегда.
6 группа
Поэмы “Руслан и Людмила”
Если героиню светского романа Пушкин наделяет народно-поэтическими чертами (кротость, терпеливость, гордость, искренность), то героиню сказочной (или романтической) поэмы "Руслан и Людмила" поэт изображает словно близкую подругу, одну из тех, в кого он был влюблен. Поэма начинается с посвящения:
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних...
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Пушкин называет своих подруг души царицами - сказочный образ, в котором воплощены красота, величие, достоинство. Он поэтизирует своих подруг, он молод, и в его душе есть место пылкой любви и поклонению красоте. "Людмила - прелесть", "друг милый", - иначе Пушкин не говорит о своей героине.
Автор пишет и о прелестных служаночках:
Три девы, красоты чудесной,
В одежде легкой и прелестной,
Княжне явились...
Их красота - "чудесная", то есть сказочная, неземная, волшебная, она манит не менее, чем красота Людмилы.
Красоте и молодости Людмилы и ее служанок противопоставлены безобразие и старость Наины. Она сама когда-то "меж подруг" "гремела красотою", это была красавица младая, красавица надменная, но ничто не вечно, даже красота:
И вдруг сидит передо мной
Старушка дряхлая, седая,
Глазами впалыми сверкая,
С горбом, с трясучей головой,
Печальной ветхости картина.
Поначалу портрет Наины не вызывает ужаса: поэт ласково ее называет старушка, он сочувствует ей, ее портрет - "печальной ветхости картина". Красота уходит, от этого никуда не денешься.
Викторина
1. В отдалении от вас
С вами буду неразлучен,
Томных уст и томных глаз
Буду памятью размучен...
Кому посвящено это стихотворение? (Екатерине Ушаковой, с которой Пушкин познакомился в Москве в 1827 г.)
2. Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьется локон золотой.
Откуда эти строки и кому посвящены? (Из стихотворения “Город пышный, город бедный...” (1828). Посвящены Анне Алексеевне Олениной (1808–1888).)
3. “В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической, царственной красотой”. Кто эта красавица? (Наталья Николаевна Гончарова, будущая жена Пушкина.)
4. Какие два пушкинских героя почти одинаково объясняются в любви: “Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке видеть и слышать вас ежедневно” и
“Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенья глаз
Ловить влюбленными глазами”?
(Бурмин в “Метели” и Онегин в “Евгении Онегине”.)
5. Кто о ком сказал: “Глаза как небо голубые, улыбка, локоны льняные, движенья, голос, легкий стан...” и “Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне”? (Об Ольге Лариной – автор и Евгений Онегин.)
6. Какие из женских имен чаще всего давал Пушкин своим героям? В каких произведениях? (Мария – “Бахчисарайский фонтан”, “Полтава”, “Метель”, “Дубровский, “Капитанская дочка”, “Выстрел”.)
Заключительное слово учителя.
Лев Толстой сказал о Есенине: “Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души”. Эти слова в полной мере можно отнести и к пушкинской поэзии. И не только к поэзии - ко всей жизни Пушкина. Все, кто попадал в магический круг общения с великим поэтом, наделялись сокровищами его души; он обладал огромным духовным богатством, которое щедро раздавал.
Домашнее задание: написать эссе на тему “Внешняя и внутренняя красота”.
Приложение 1
Цитаты о красоте.
У каждого свое понятие о женской привлекательности; красота - это нечто более незыблемое и не зависящее от вкусов и суждений. Ж. Лабрюйер
Сколько на свете девушек, которым их незаурядная красота не дала ничего, кроме надежды на незаурядное богатство. Ж. Лабрюйер
Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши. Ф. Ницше
Красота - это обещание счастья. Ф. Ницше