Данный урок является уроком-исследованием с опережающим заданием. Он направлен на актуализацию опорных знаний и умений учащихся по теории литературы. В ходе урока активизируются навыки работы с художественным текстом, проводится интерпретация художественных приемов и средств, этнографическое наблюдение, поисковая работа, которые стимулируют усвоение учащимися теоретических знаний по основам литературоведческого анализа текста.
Цель урока: Обобщение и систематизация умений и навыков литературоведческого анализа художественного текста.
Познавательный аспект:
- формировать навыки работы с художественным текстом;
- формировать умения анализировать и интерпретировать художественно- стилистические средства;
- проводить этнографическое наблюдение и вести поисковую работу;
- развитие творческих возможностей учащихся.
Развивающий аспект:
- овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка;
- активизация лексического запаса учащихся;
- развитие умения анализировать текст, обобщать и систематизировать полученные знания и умения;
- учить определять и объяснять понятия.
Воспитательный аспект:
- воспитание вдумчивого читателя;
- воспитание языкового чутья учащихся;
- повышение общей языковой культуры.
Оснащение: ноутбук, мультимедийные презентации, раздаточный материал, опережающие творческие задания.
Ход урока
1. Вводная часть
Здравствуйте. Тема нашего урока “Роль пейзажа в рассказе “Сон Макара”. Эпиграфом к уроку мы взяли высказывание М.М. Пришвина: “…искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой”.
Целью нашего урока является нахождение художественно-стилистических средств в рассказе, выявление их роли в раскрытии образа главного героя, анализ национальной лексики, выполнение творческих заданий.
Вступительное слово учителя о великом русском писателе, публицисте, общественном деятеле В.Г. Короленко, об истории создания рассказа “Сон Макара” в период амгинской ссылки в Якутии.
В.Г. Короленко – писатель-демократ, публицист, общественный деятель. Короленко родился 15 июля 1853 года в г. Житомире на Украине. Во многих своих произведениях автор показал пробуждение человеческого сознания и мечту простых людей о счастливой и свободной жизни. Он видел свой долг писателя в том, чтобы вселить в людях бодрость, пробудить веру в свои силы.
За свои политические убеждения в 1881 году он был сослан в ссылку в Якутию, отбывал ссылку в с. Амга с 1 декабря 1881 - 10 сентября 1884 г. Владимир Галактионович внес большой вклад в изучение якутского края, его природы, климата, быта и нравов местного населения, занимался хлебопашеством, просветительской и педагогической деятельностью. Здесь он плодотворно работал, сложился и окреп как писатель, здесь он находил темы и материалы для самых лучших произведений.
2. Сообщения учащихся.
Ученик 1: Самым значительным произведением В.Г. Короленко, несмотря на его малый объем, является рассказ “Сон Макара”. Эта притча о справедливости, по мнению Павла Басинского – самая классическая вещь о справедливости, которая есть в мировой литературе. “Сон Макара” не мог бы написать ни один писатель - только Владимир Галактионович Короленко. На восприятии этой вещи, на отношении к ней можно проверять отношение к Короленко в целом.
Ученик 2: Как пейзажист В.Г. Короленко занимает особое место в русской литературе. Своеобразие его художественного метода состоит в том, что он к каждому явлению в жизни и к человеку подходит через природу. Этот художественный метод писателя подчеркивается заглавиями его произведений: “Лес шумит”, “Река играет”, “Мороз”, “Марусина заимка”, “Последний луч” и мн. др. С очерками Короленко впервые в русскую литературу вошли картины нашей Северной Амги во всем их разнообразии и своеобразии. Он зарисовал ее суровые морозы, когда все тонет “в северном, холодном, непроницаемом, точно выжатом из воздуха, тумане”; он сумел уловить и передать напряженную и “чуткую пугливость” воздуха, в котором “треск льдины вырастает в пушечный выстрел” и “падение ничтожного камня гремит, как обвал”.
Краткий вывод.
Учитель: Итак, на фоне сибирского пейзажа, через призму его образов стремится Короленко “почувствовать” душу сибиряка-северянина и уловить смысл его существования.
Давайте обратимся непосредственно к рассказу писателя “Сон Макара”, который был написан в Амге на местном материале.
3. Работа по творческим группам (опережающие задания):
Задания для 1-й группы:
1) Прочитать и выписать слова, которые отражают национальную специфику Якутской области.
2) В каких произведениях русской и якутской литературы используется образ сна?
3) Объясните смысл названия рассказа “Сон Макара”.
Задания для 2-й группы:
- Прочитать и выписать слова, которые характеризуют главного героя.
- Какова роль пейзажа в раскрытии характера и поступков главного героя?
- Дайте краткий анализ приветственной песни солнцу (глава 5).
Задания для 3-й группы:
1) Прочитать и выписать слова, которые характеризуют природу.
2) Какой эпизод вас больше взволновал и почему?
3) Проанализируйте описания зимнего пейзажа. В чем точность метафор и эпитетов?
4. Защита творческих групп.
Приведем фрагменты выступлений:
Учащиеся 1-й группы выписали следующие слова местного колорита, обозначающие черты национального быта: “торбаса” - мягкие меховые сапоги, “алас” - луг, поляна, “сона” - шуба, “тытыма” - не тронь, “бергесе” - шапка, “кабысь” - брось, оставь, “догор” - приятель, “капсе” - говори, “комночиты” - работники, “агабыт” - священник, “суруксут” - писарь, “барахсан” - бедняга. Эти слова встречаются как в речи действующих лиц, так и в описаниях автора. Назначение их – передать местный якутский колорит. Но они интересны и сами по себе как языковой материал, зарегистрированный писателем.
Внимательное чтение текста ребятами позволило выявить следующий факт: фантастический сюжет рассказа не помешал писателю очень реалистично, почти с этнографической точностью, изобразить как самих действующих лиц, так и все события их жизни. Даже приветствия, какими обмениваются действующие лица в “Сне Макара” – точное воспроизведение якутского приветствия при встрече:
- Капсе (говори)! – сказал Макар приветливо.
- Нет, - ответил старик.
- Что слышал?
- Ничего не слыхал?
- Что видел?
- Ничего не видал (87).
И дальше, когда поп Иван и Макар пришли к большому Тойону (богу), один из работников подошел тоже к камельку (якутская печь) и, повернувшись к нему спиною, заговорил с попом Иваном:
- Говори!
- Ничего, - ответил попик.
- Что слышал на свете?
- Ничего не слыхал.
- Что видел?
- Ничего не видал (87).
Такой зачин беседы при встрече настойчиво повторяется в рассказе два раза. Эта деталь действительно бросается в глаза при первом знакомстве с местными обычаями. Самостоятельные наблюдения над языком рассказа помогают школьникам почувствовать смысл и значение художественного текста.
Отвечая на вопрос: “В каких произведениях русской и якутской литературы используется образ сна?” учащиеся вспомнили, что в якутском фольклоре есть легенды, предания, сказания, где главные действия происходят во сне (поэма “Сон шамана”). Одна ученица заметила, что в поэме Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос” сон играет главную роль в раскрытии содержания произведения.
Учащиеся 2-й группы провели исследовательскую работу по выявлению роли якутского пейзажа в раскрытии характера и поступков героя. Школьники говорили о том, что писатель любит природу и показывает ее благотворное влияние на человека.
Природа вначале враждебно настроена по отношению к герою. Макар без шапки, без рукавиц кружит по тайге, пытаясь вырваться из Яммалаха (название утеса в Амге, позже переименованное в “Гору Короленко”), но “чаща, точно заколдованная, держала его в своих объятиях…”, “тайга все оживлялась, но оживлялась враждебно”.
Девственная тайга, весь ее растительный и животный мир настороженно и отчужденно встречает охмелевшего и воровато обыскивающего чужие капканы чалганца: “Теперь даже дальние деревья протягивали длинные ветви на его дорожку и хватали его за волосы, били по глазам, по лицу” (с.87). Тетерева, косачи, лисица, зайцы на все лады хохотали и наперебой кричали о его кознях, стремясь пресечь его порочные замыслы. Рисуя такое оживление природы, писатель раскрывает перед читателями мир представлений якута о природе. Но та же природа притихла и искренне скорбит над заиндевевшим Макаром: “Теперь лиственницы стояли над ним смиренные, тихие, точно стыдясь прежних проказ. Мохнатые ели вытягивали свои широкие, покрытые снегом лапы и тихо-тихо качались. В воздухе так же тихо садились лучистые снежинки. Яркие добрые звезды заглядывали с синего неба и как будто говорили: “Вот, видите, бедный человек умер” (87).
Природа преображается и дружелюбна, когда Макар подходит к жилью большого Тойона, когда близится развязка, задуманная писателем, как яркий рассвет жизни. Писатель подчеркивает это в рассказе раскрытием перед Макаром окружающей его красоты родной природы.
Природа занимает в авторском повествовании значительное место. Описания природы перемежаются с реалиями жизни. Таким образом, природа служит своеобразным фоном для раскрытия чувств главного героя. Она отражает внутренние порывы и настроение героя. Писатель восхищается величественной красотой сибирской природы.
Далее учащиеся проанализировали приветственную песню солнцу:
Макар слышит песню во сне. Это рассветная песня. Песня зари и восходящего солнца. В рассказе Короленко ей принадлежит символическая роль. Каждый раз земля приветствует солнце песней. И прежде слышал Макар эту песню, но раньше она не привлекала его внимания. Лишь теперь он понял ее величие и красоту. Песня пробуждающейся после ночного сна земли становится символом пробуждающегося сознания Макара. Не случайно рассказ о ней расположен так, что непосредственно предшествует страстной защитительной речи Макара на суде у большого Тойона.
Картина солнечного восхода резко контрастирует с предшествующим повествованием: Макар наивно хитрит, рассчитывает выведать у попика Ивана кое-что об отношении Тойона к себе. За разговорами он не заметил, “что на равнине как будто стало светать”. Здесь тон авторского повествования меняется и следует такое описание:
“Из-за горизонта выбежали несколько светлых лучей. Они быстро побежали по небу и потушили яркие звезды. И звезды погасли, а луна закатилась. И снежная равнина потемнела.
Тогда над нею поднялись туманы и стали кругом равнины, как почетная стража:
“И в одном месте, на восток, туманы стали светлее, точно воины, одетые в золото.
И потом туманы заколыхались, золотые воины наклонились долу.
И из-за них вышло солнце и стало на золотистых хребтах и оглянуло равнину.
И равнина вся засияла невиданным, ослепительным светом.
И туманы торжественно поднялись огромным хороводом, разорвались на западе и, колеблясь понеслись кверху”.
Приветственная песня солнцу не приведена в произведении, она как бы включена в описание природы, и, благодаря этому, вся картина рассвета приобретает поэтический характер. Авторская речь становится ритмической, отрывок приобретает характер стихотворения в прозе. Анафоры (стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, синтаксических построений в начале смежных стихов), вычурные сравнения туманов с воинами, одетыми в золото, метафорические обороты придают предрассветному пейзажу особую торжественность, исключительность, выделяют его из общего стиля повествования, привлекают к нему внимание.
Учащимся 3-й группы был задан вопрос “Какой эпизод вас больше взволновал и почему?”. Они ответили, что им больше всего запомнился не один какой-то эпизод, а разные эпизоды. Большинству ребят понравился эпизод, связанный со сном Макара:
“Они как будто поднимались все выше. Звезды становились все выше и ярче. Потом из-за гребня возвышенности, на которую они поднялись, показался краешек давно закатившейся луны. Она как будто торопилась уйти, но Макар с попиком ее нагоняли. Наконец она вновь стала подыматься над горизонтом. Они пошли по ровному, сильно приподнятому месту.
Теперь стало светло – гораздо светлее, чем при начале ночи. Это происходило, конечно, оттого, что они были гораздо ближе к звездам. Звезды, величиною каждая с яблоко, так и сверкали, а, луна, точно дно большой золотой бочки, сияла, как солнце, освещая равнину от края до края.
На равнине совершенно явственно виднелась каждая снежинка. По ней пролегало множество дорог, и все они сходились к одному месту на востоке. По дорогам шли и ехали люди в разных одеждах и разного вида”.
В данном эпизоде писатель необычайно образно воссоздает атмосферу, окружавшую Макара и попика на пути к большому Тойону. Здесь фантастическое переплетается с реальностью. Мы все видим глазами Макара, которому открывается совершенно потрясающий пейзаж, доселе ему неведомый. Он восхищается красотой звезд, которые теперь столь близки от него. Подобное описание пробуждает воображение читателя, открывает перед ним неизведанное, производит яркое неизгладимое впечатление.
Многие обратили внимание на описание природы. Когда Макар выходит из дому и направляется к тайге, предстает такая картина: “Между тем, луна опустилась, а вверху, в самом зените, стало белесоватое облачко и засияло фосфорическим блеском. Потом оно как будто разорвалось, растянулось, прыснуло, и от него быстро потянулись в разные стороны полосы разноцветных огней, между тем как полукруглое темное облачко на севере еще более потемнело. Оно стало черно, чернее тайги, к которой приближался Макар”.
Полосы разноцветных огней возможно символизируют простых людей, их стремление вырваться из пут тяжелой жизни. Темное облачко может быть символом гнета господ, которые всю жизнь эксплуатируют их труд, заставляют платить большую подать. У них нет сил вырваться из этого замкнутого круга.
Мысли Макара затуманены. Они угрюмы и темны, как сама темная тайга, которая как будто притягивает его, заставляя забыть о доме и родных.
Учеников взволновал фрагмент, в котором рассказывается о том, как татарин ехал на украденном у Макара коне:
“Постой, постой! – кричал попик, но Макар даже не слышал. Он узнал знакомого татарина, который шесть лет назад увел у него пегого коня, а пять лет назад скончался. Теперь татарин ехал на том же пегом коне. Конь так и взвивался. Из-под копыт его летели целые тучи снежной пыли, сверкавшей разноцветными переливами звездных лучей. Макар удивился при виде этой бешеной скачки, как мог он, пеший, так легко догнать конного татарина. Впрочем, завидев Макара в нескольких шагах, татарин с большою готовностью остановился. Макар запальчиво напал на него”.
“Постой! – сказал татарин. – Не надо к старосте. Твой конь говоришь?.. Ну, и бери его! Проклятая животина! Пятый год еду на ней, и все как будто ни с места… Пешие люди то и дело обгоняют меня; хорошему татарину даже стыдно”.
Они сказали, что в данном отрывке видно как грехи, которые люди совершают в земной жизни оказываются тяжелой ношей после смерти. Так татарин, укравший коня, вынужден ехать на нем и никак не может дойти до Тойона, он словно стоит на месте, но избавиться от коня не может.
5. Завершение урока
Учитель: Таким образом, в русской литературе трудно найти другой художественный образ, который бы имел такое огромное значение для якутской литературы, как образ Макара, созданный Короленко. В силу своей типичности он стал любимым героем якутских школьников.
Итак, завершаем работу наших творческих групп. Все работали очень плодотворно.
Спасибо всем за активное участие!
Проведенная работа показала, насколько необходима для современных школьников исследовательская деятельность. Она развивает мышление, творческую активность, совершенствует культуру речи и формирует их читательский интерес. Урок строился с опорой на уже имеющиеся знания и умения, чтобы самостоятельная творческая работа была новым шагом в литературном развитии школьников. Занятию предшествовало опережающее занятие, которое способствовало активному поиску нетрадиционных решений.