Автор: В. П. Астафьев
Произведение : рассказ “Ангел-хранитель”
Вид: урок получения новых знаний и умений.
Тип: урок-исследование.
Тема урока: “Живой любовью согретый” мир души ребенка.
Эпиграф:
Бабушка, бабушка!
Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить
Тебя в памяти, рассказать о тебе людям.
В. П. Астафьев.
Цели урока:
Обучающая:
- сделать идейно-художественный анализ рассказа В. П. Астафьева, формируя навыки работы с эпическим текстом, языком писателя.
Развивающая:
- развивать читательские интересы учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала,
- стимулировать развитие интеллектуальных навыков анализа, синтеза, обобщения,
- развивать речь.
Воспитывающая:
- способствовать процессу духовного развития, формированию устойчивых ценностных ориентаций, воспитывать любовь и уважение к малой родине, родному языку.
Методические задачи:
- применение исследовательского метода в групповой работе
- организация работы по проблемным вопросам в группе,
- формирование коммуникативных навыков у учащихся.
№ |
Содержание этапов урока |
№ |
Методы и формы учебной деятельности |
1 | Оргмомент | 1 | Слово учителя. Работа с презентацией |
2 | Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний | 2 | Фронтальная форма познавательной работы. Реализация домашнего задания |
3 | Организация групповой работы | 3 | Выразительное чтение по ролям. Рефлексия |
4 | Усвоение новых знаний. Реализация полученных знаний |
4 | Составлению лингвистического словаря произведения |
5 | Закрепление и обобщение новых знаний | 5 | Работа в группе по созданию образовательного продукта |
6 | Информирование учащихся о домашнем задании | 6 | Мотивационное домашнее задание. Демонстрация видеофильма |
План урока:
Подготовка к уроку:
Учащиеся:
- Прочтение текста рассказа в. П. Астафьева “ангел-хранитель”.
- Написание отзыва о рассказе в читательском дневнике.
- Написание сочинения по воспоминаниям дедушек или бабушек о жизни сибиряков перед войной.
- Составление лингвистического словаря произведения.
- Подготовка выразительного чтения по ролям фрагментов рассказа.
Учитель:
- Создание компьютерной презентации “Рожденный Сибирью”.
- Отбор видеоматериала и музыкального сопровождения.
- Распределение учащихся по творческим группам: “лингвисты”, “аналитики”, “чтецы”, “эксперты”, “теоретики”.
- Подготовка раздаточного материала для творческих групп.
- Собрание лингвистических словарей красноярского края.
Оформление доски:
- Портрет писателя в. П. Астафьева.
- Тема урока, эпиграф.
- Экран и проектор.
- Магнитофон.
- Рисунки учащихся к произведению.
Ход урока.
1.Оргмомент
2.Мотивационное начало урока.
Слово учителя. Демонстрация презентации “Рожденный Сибирью”.
Современная литература богата любимыми именами, но для нас, сибиряков, имя Виктора Петровича Астафьева особенно дорого.
Интерес к Астафьеву – личный интерес огромного числа наших современников. Каждое его произведение делалось общественным событием, его произведения изучают в школе. Трудно найти язык, на который не были бы переведены его произведения. Они издаются большими тиражами и в нашей стране и во многих других странах. И тем не менее книги Астафьева не залеживаются в магазинах, а книги о нем – вообще невозможно достать.
Лично мне кажется, что ни у одного писателя современности не найти такого яркого и ясного, как у Астафьева, понимания национальных, моральных норм, которые никогда не устаревая, входят в нашу душу, формируют ее, учат ценить абсолютные ценности. И любим мы Астафьева за те добрые чувства, которые будит он в нас, за ту несравненную художественную радость, которую получаем, читая его, за то, что он входит в нашу жизнь, как необходимость, как грусть, как счастье, как негодование, как слезы
И ты стараешься строже жить. Задумываешься над словом, над совершенным поступком. Откуда в нем это? Из детства. “Все мы родом из детства”, – сказал классик. И это так.
В произведениях Астафьева отразилась почти вся биография писателя. “Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка”, – напишет Астафьев в “Звездопаде”.
Ему не было еще и семи лет, когда он потерял мать. Она утонула в Енисее. С той поры река отметиной пройдет по всем его произведениям, он проведет на реке свои лучшие часы, дни, о которых напишет книги, и в каждой из них он помянет свою мать. Она останется в его жизни светлой тенью, воспоминанием, прикосновением…
В одном из очерков Астафьев написал: “Если бы мне было дано повторить жизнь,– я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат…. И лишь одно я бы попросил у своей судьбы – оставить со мною маму. Ее мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас…”
Не будь сиротства, Астафьев бы и “Последний поклон” не так написал. Но он собрал в этой книге как в большущей сибирской избе всю свою родню. Всех земляков, чтобы согреться возле них и согреть нас, его читателей, воспоминаниями о своем детстве.
Давайте вглядимся в лица дорогих и близких сердцу писателя людей, к которым он сохранил благодарную память на всю жизнь
3. Организация групповой работы “Лингвистов”, “Аналитиков”, “Теоретиков”, “Чтецов”, “Экспертов”.
Выдача раздаточного материала. Постановка задач группам.
Время для самостоятельной работы -10-15минут.
Реализация творческого задания групп.
Слово учителя.
Рассказ, о котором мы сегодня будем говорить, вошел в сборник “Последний поклон”, который создавался в течение долгих 20 лет. Это рассказ “Ангел-хранитель”. Он имеет ярко выраженный автобиографический характер.
Вопрос “Теоретикам”:
– Как вы понимаете выражение “автобиографический рассказ”?
– Понравился ли вам этот рассказ?
– Что запомнилось больше всего?
– Как вы определите тему рассказа?
– На какие части вы бы разделили рассказ? Как называется этот ряд событий?
4.Творческое задание группе “Аналитиков”:
№ | Распределите цепочку событий по
порядку: Продажа серёг – покупка продуктов |
– Какие слова в рассказе показались трудными для понимания?
5. Реализация творческого задания группы “Лингвистов”:
лингвистический словарь рассказа Астафьева “Ангел-хранитель”.В произведениях Астафьева слово устное и письменное приближены. Народная русская речь как современная, так и старинная, делает рассказ исторически достоверным источником знаний о деревенском прошлом. “Прошлое, – писал Гейне,– родина души человека”.
– Какое время описано в рассказе?
– Чем запомнился селянам этот год?
– Каким это время запомнилось жителям Красноярска?
– Что нового вы узнали о Красноярске и красноярцах перед войной?
6. Реализация домашнего задания: сочинение-воспоминание бабушек и дедушек учащихся о их жизни в 30-е гг прошлого века.
Чтение двух лучших сочинений авторами.
– Как изменилась жизнь семьи Потылицыных в голодный 1933 год, описанная В. П. Астафьевым?
– Что предприняла бабушка, чтобы преодолеть голод?
– Почему именно Кольче-младшему поручила бабушка пойти в город и продать золотые сережки?
– Как бабушка переживала расставание с золотыми серёжками, памятью о дочери?
Но вот закончилась мука из “Торгсина”. И вот новое испытание выпадает на долю семьи Потылицыных.
7.Реализация творческого задания группы “Чтецы”.
Чтение по ролям фрагмента со слов “Дед стоял с ножом в руке…” до слов “Только хотела я как лучше…” Рефлексия.
– Как семья пережила этот обман?
– Какую “чуду” бог послал бабушке?
Чтение по ролям фрагмента от “Тащусь я это у домов отдыха…” до слов “Ангел-спаситель явился…” Рефлексия.
– Что изменилось в жизни мальчика с появлением Шарика?
– Какие смешные истории вы можете рассказать о Шарике?
– На чем основан комизм этих эпизодов?
Чтение по ролям фрагмента со слов “Между Шариком и бабушкой шла постоянная затяжная борьба…” до слов “Он всё равно улавливал свой момент…” Рефлексия.
– Кто и почему назвал Шарика “Ангелом-спасителем”, “знамением”?
– Кто, на ваш взгляд, на самом деле Ангел-хранитель в рассказе? Почему?
– Как вы думаете, что может означать выражение “Ангел – хранитель”?
Живой, любовью согретый и любовью одаривающий образ бабушки Катерины Петровны проходит через весь рассказ. Давайте послушаем связный рассказ о бабушке, подготовленный творческой группой.
8. Реализация творческого задания группы “Аналитиков”.
Задание группе “Аналитиков”:
Составьте связный рассказ о бабушке Катерине Петровне, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
1 | Портрет бабушки: |
2 | Речевая характеристика: |
3 | Отношение бабушки к людям: |
4 | Отношение сельчан к героине: |
5 | Отношение бабушки к внуку Витьке: |
6 | Как всё это характеризует героиню: |
Перед читателем в рассказе встает правдивый образ старой деревенской женщины, смело, решительно ведущей большое и не очень складное семейство, через жизненные невзгоды. Память писателя воскрешает и внешний облик, и отчетливо звучащий голос бабушки – то ласковый, то бранчливый, то песенный.
– Так какая на ваш взгляд главная мысль в рассказе?
9.Слово учителя.
Лучшие страницы своей книги “Последний поклон”, куда и вошел рассказ “Ангел – хранитель”, Астафьев посвятил тому, кто с детства формировал его мировоззрение, – Екатерине Петровне Потылицыной. Запало в душу Витьке бабушкино умение в тяжелый час поворачиваться к свету. Голодно в деревне, самим есть нечего, а она несет в дом брошенного щенка, обманул ее внук, но пряничного коня с розовой гривой она ему все же купила.
Через бабушку, дедушку, дядьев и теток своих постигал Астафьев в буднях, в работе, в заботах общинную русскую традицию, здоровые земные корни, красоту и суровость родной сибирской земли.
Доброта, взаимопомощь, любовь, жертвенность – вот то светоносное начало, которое дает жизнь душе ребенка.
Долг свой перед бабушкой (“Рассказать о тебе людям…”) писатель Астафьев выполнил. Его согревала надежда на то, “что люди, которым я рассказывал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя…”.
10. Домашнее задание:
написать сочинение о своих бабушках или дедушках.