«Ибо и крестьянки любить умеют»
«…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое… желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских….»
(Н.М.Карамзин)
Цели урока: развить понятие о лейтмотивах, подробно остановиться на основных мотивах повести; воспитать вдумчивого читателя, правильное отношение к материальным ценностям, любовь к матери.
Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувственный, эмоциональный. Бедный – нищий, несчастный, сердечный. Антонимы: богатый, состоятельный, обеспеченный, имущий, зажиточный, крепкий, денежный.
Оборудование:
- картина Л.В.Боровиковского «Портрет М.И.Лопухиной»;
- иллюстрации учащихся к повести;
- картина И.М.Долматова «Портрет сестры»;
- запись пьесы П.И.Чайковского «Времена года».
ХОД УРОКА
1. Проверка степени осмысления повести по вопросам:
– Каков жанр произведения?
– От какого лица идет повествование?
– Какой мы видим главную героиню в родительской
семье? Чему смогли научить ее отец с матерью?
– Какими эпитетами наделяет Карамзин свою
героиню? Как назвал ее Эраст? Какое значение
слова «бедная» для нее больше подходит?
– Обратите внимание. Что общего между героиней
картины и героиней повести?
– Что вы знали об Эрасте? Каким он был до встречи
с Лизой?
– Как вы понимаете слова героя: «Натура
призывает меня в свои объятия….»?
– Как Карамзин показывает развитие чувства
между молодыми людьми?
– Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко
переменилось?
– Как понимать финальную фразу повести?
– Какие слова стали афоризмом? Кто в повести их
произносит? («Ибо и крестьянки любить умеют»).
– Какое отношение к повести имеют следующие
предметы: ландыш, стакан (нектар из рук Гебы),
клубок шерсти, пять копеек, рубль, сто рублей,
свеча, розовая вода, карты, образ богоматери? (Учитель
показывает предметы, учащиеся отвечают на
вопросы.)
– Почему так часто употребляется слово «слезы»?
Какая антитеза употребляется писателем? (Деревня
– город).
– Какие темы развивает автор?
– Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого
произведения и какими словами из текста ее можно
выразить?
2. Формируем итоговый вопрос творчески – исследовательского характера
Часто пришлось бы вносить изменения в повесть Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать ее с точки зрения эстетики классицизма?
Классицизм | Сентиментализм |
Культура разума Сфера интереса: общественная жизнь человека Нормы и правила |
Культ чувств Частная жизнь, эмоциональная сфера Нарушение правил, роль пейзажа, элемент психологизма |
3. Слово учителя
Николай Михайлович Карамзин… Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей?
4. Исследование лейтмотивов повести
Работа в группах
1-я группа. Найти в тексте эпизоды,
связанные с цветами.
2-я группа. Проанализировать лейтмотив «лучи
солнца», характеризующий душевное состояние
героини.
3-я группа. Рассказать о губительной силе
денег.
4-я группа. Доказать, что слезы тоже являются
лейтмотивом повести.
5-я группа. Мотив несчастной любви.
Отказавшись от любви, герой не находит личного
счастья. Причиной отказа послужила разница в
социальном положении.
1. Информация о ландышах
Латинское название ландыша а дословном
переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».
Прекрасный весенний цветок издавна привлекал
внимание людей и о его происхождении сложено
множество поэтических легенд.
В христианской мифологии ландыш – это слезы
Богородицы, которые она проливала, стоя у креста
распятого сына. Слезы эти, падая на землю,
превращались в чистые прекрасные цветы, которые,
отцветая, становились красными, похожими на
кровь плодами.
Любовь к ландышу осветила творчество многих
поэтов и писателей. Как о самом любимом цветке
отзывались о нем А.И.Куприн, С.Ковалевская,
П.И.Чайковский, А.А.Фет и другие.
В поэтических произведениях цветы ландыша
всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь,
верность, невинность.
Чтение стихотворения «О, первый ландыш» А.А.Фета.
2. Избранный нами мотив («Лучи солнца») может показаться поначалу второстепенным и бледным, но стоит представить себе главную героиню, как лучи солнца хлынут целыми потоками, раскрывая душевное состояние Лизы.
3. Если цветы и лучи солнца являются символом
чистоты, света, то деньги – это символ богатства,
власти, алчности и корысти.
В связи с этим вспоминается еще одно пушкинское
произведение – «Пиковая дама». Бедная Лиза
надеется на любовь и счастье. Главный герой
Герман расчетлив, играет в карты, ради денег идет
на компромисс с совестью.
4. Сценка «Первая встреча»
Одним из домашних заданий было творческое задание: написать письмо Лизе, в котором нужно выразить свое отношение к ней. Было ли у вас желание помочь ей, поддержать, предостеречь?
5. Заключительное слово учителя
Таким образом, Николай Карамзин до сих пор изумляет и поражает читателей своей философской и литературной дерзостью, новаторством, ибо он впервые осмелился изобразить трагическую судьбу своей героини через призму таких лейтмотивов, как цветы, лучи солнца, слезы, деньги. И именно его перу принадлежат следующие строки: «…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое….желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…»
6. Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»
7. Звучит музыка П.И.Чайковского