Цель урока: развитие исследовательского и ассоциативного мышления учащихся.
Аспекты цели:
- Обучающий: последовательное исследование позиции Л.Н.Толстого об идеале прекрасного в романе.
- Развивающий: нравственное и эмоциональное развитие учащихся, развитие умения аргументировать и отстаивать своё мнение.
- Воспитывающий: воспитание чувства прекрасного на примере героев Л.Н. Толстого.
Оборудование:
Эпиграф: «Самое прекрасное – то, чего не увидишь глазами» («Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери)
Оформление доски.
На левой стороне: (из толкового словаря С.И.Ожегова)
красивый –
- приятный внешним видом,
- высоконравственный,
- эффектный, но бессодержательный.
прекрасный –
- очень красивый,
- очень хороший,
- то, что воплощает красоту, соответствует идеалу.
идеал – совершенное воплощение прекрасного.
На правой стороне: (из толкового словаря С.И.Ожегова)
эмансипация – освобождение от зависимости (женских обязанностей в семье); шестидесятники – общественно-политические деятели в России 60-х годов XIX века.
В центре доски: кроссворд.
Тексты с эпилогом романа (том 4, эпилог, часть первая, глава X).
На столе учителя:
- невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком,
- засохшая веточка,
- хрустальная ваза,
- незажжённая свеча.
Ход урока
1. Музыкальная заставка.
Звучит старинный вальс. Через несколько секунд в класс входят и кружатся в танце две пары в костюмах, встают перед классом у доски и приветствуют присутствующих (девушки – реверансом, юноши – наклоном головы).
2. Бал литературных героев.
(Примечание: Элен и Наташа в причёсках с локонами, одетые в пышные длинные платья, Пьер в классическом костюме, белой рубашке с «бабочкой», Андрей может быть в военной одежде, с эполетами.)
Учитель: Ребята, вы, конечно, узнали героев романа Льва Николаевича Толстого «Войн и мир» – Пьера и Элен, Наташу Ростову и Андрея Болконского. А теперь вы должны вспомнить эпизоды, в которых они сказали эти фразы. Кому и когда?
Андрей Болконский: «Весь мир для меня разделён на две половины. Одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и пустота».
Наташа Ростова: «Вы все меня ненавидите, презираете!»
Пьер: «Теперь всё кончено, да и я люблю её. Ge vois aime».
Элен: «Что вы доказали этой дуэлью? То, что вы дурак, так это все знали! Ежели бы вы были умнее, то я бы предпочитала ваше общество!»
Ответы учащихся.
Учитель. Итак, сейчас вы аплодисментами должны показать, какая пара лучше представила своих героев. Андрей и Наташа! Пьер и Элен!
(Аплодисменты. Выбор.)
Спасибо, вас прошу садиться (Юноша провожает свою даму на место, соблюдая правила этикета). А вас (паре, получившей больше аплодисментов) я попрошу остаться и продолжить урок.
3. Устный опрос.
Устный опрос мы проведём, отгадывая этот кроссворд. (Юноша читает вопросы, девушка заполняет клеточки кроссворда на доске, учащиеся отвечают).
- Состояние Пьера в то время, когда он увидел, что Андрей Болконский и Наташа Ростова полюбили друг друга? (Ипохондрия)
- Кто хотел убить Наполеона? (Пьер)
- Что для Андрея стало символом жизни под Аустерлицем? (Небо)
- Андрей сказал Пьеру: «Не женись, мой друг, …. !» (Никогда)
- Что выбрал Андрей Болконский во сне? (Смерть)
- Черта характера Берга? (Меркантильность)
- Кто сказал: «Яйца курицу учат»? (Ростов)
- Ошибка Наташи. (Анатоль)
- Кто считал, что всё вокруг происходит по его воле? (Наполеон)
- Предмет борьбы в доме умирающего графа Безухова. (Портфель)
4. Объявление темы и цели урока.
Учитель. Спасибо, прошу садиться. Ребята, посмотрите, какое слово мы видим в кроссворде по вертикали? (Прекрасное) Тема нашего урока: «Идеал прекрасного в понимании Л.Н.Толстого». Цель нашего урока: исследовать позицию автора романа «Война и мир», попытаться найти идеал прекрасного с точки зрения Толстого.
5. Работа с эпиграфом. Вопросы для обсуждения:
– Согласны ли вы с точкой зрения Маленького Принца?
– Что можно не увидеть глазами?
– Что для вас является прекрасным?
– Подходит ли эпиграф для нашей темы?
6. Словарная работа (красивое, прекрасное, идеал). Актуализация знаний учащихся. Вывод учащихся: идеал для человека – высшее воплощение прекрасного.
7. Самостоятельная работа.
Учитель. Основной литературоведческий композиционный приём, которым пользуется Толстой в романе – антитеза. К противопоставлению писатель обращается, чтобы подчеркнуть положительные и отрицательные явления, образы. Кто противопоставлен военным трутням в романе? Простые солдаты, скромный капитан Тушин, которыми руководят не эгоистические, а народные, освободительные мотивы. Иными словами, прекрасное противопоставлено безобразному. Учитывая данную точку зрения, составьте таблицу.
Самостоятельное составление сравнительной таблицы «Прекрасное и безобразное в понимании Л.Н.Толстого».
Позиция Л.Н.Толстого |
|
прекрасное |
безобразное |
простые солдаты |
военные трутни |
Наташа |
Элен, Соня |
Андрей, Пьер |
Анатоль |
Кутузов |
Наполеон |
Княжна Марья |
Бурьен |
Платон Каратаев |
Берг |
семьи Ростовых, Болконских |
семья Курагиных |
дом Ростовых |
салон А.П.Шерер |
настоящие патриоты |
светское общество |
Народ |
толпа |
8. Аналитическая беседа по результатам самостоятельной работы.
– Назовите образы, противопоставленные любимым героям Толстого.
– Почему блистающие внешней красотой герои, тем не менее, для Толстого безобразны?
– С чьей точкой зрения Толстой спорит в романе?
– Что объединяет представителей светского общества?
– Как Толстой понимает «безобразное»?
– Почему эти герои прекрасны? Что их объединяет?
– Как Толстой понимает «прекрасное»?
Из ответов учащихся.
– Внешняя красота таких персонажей, как Элен, Анатоль, Вера, Берг прикрывает пустое и холодное сердце, меркантильные интересы, голый расчёт.
– Лев Николаевич Толстой спорит в романе с позицией светского общества, имеющего ложное представление о красоте, о прекрасном.
– Представителей светского общества объединяет то, что в людях они видят прежде всего содержимое кошелька, возможность протекции. Их объединяет ложь, фальшь, бездуховность, пошлость и безнравственность.
– Писатель видел прекрасное и в человеческих взаимоотношениях, в поведении, мыслях и чувствах человека, и в природе, и в искусстве.
– «Прекрасные» образы объединяет нравственная чистота, естественность, бескорыстие, любовь, великодушие, вера.
Учитель. Обобщим всё сказанное (учащиеся пишут вывод по результатам самостоятельной работы). Мы отметили основные безобразные и прекрасные, в понимании Толстого, образы. Кто же стал идеалом прекрасного для русского писателя? Вы, наверное догадались, что это женский образ. А какой именно – предлагаю вам ответить на этот вопрос, используя ассоциативное мышление. Для размышления мы используем эти предметы: цветок, ваза, веточка, свеча.
9. Дискуссия.
Учитель. Ребята, вы должны дать свой ответ, представив свои аргументы из текста, показать позицию Толстого и сделать вывод по своему ответу. Итак, с каким образом у вас ассоциируется это невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком? Вы можете сделать символический рисунок в тетради и соотнести с героиней романа. Минута на размышление.
Ученик (выходит к доске и берёт горшочек с цветком). Это неприметное растение с красивым цветком ассоциируется у меня с образом княжны Марьи. У неё некрасивое, болезненное тело, тяжёлые шаги, некрасивое лицо. Но у Марьи Болконской большие, лучистые, прекрасные глаза – зеркало души. Она считала, что слишком некрасива, чтобы мечтать о счастье. Толстой писал, что лицо её преображалось, когда она думала о других или плакала. А после встречи с Николаем Ростовым княжна Марья стала совсем другой. У неё появились грудной голос, грация и женственность. Всё это, по-моему, стало притягательным для Ростова, и он полюбил её. Для Толстого она прекрасна, т.к. у неё прекрасная душа.
Ученик (берёт хрустальную вазу). Эта ваза напоминает мне образ Элен. Ваза очень красивая, но холодная, пустая. И Элен Курагина блистает в обществе внешней красотой, но внутренне она совершенно пуста. Толстой подчёркивает её красивые плечи, руки, грудь, но на ней как будто лак от всех взглядов. Элен женила на себе Пьера, а потом ещё выбирала себе мужей. У неё красивая улыбка, но она всё время «дежурит» на её лице, она скрывает безнравственность и пошлость, корыстолюбие и эгоизм – главные признаки представителей светского общества. Я согласна с позицией Толстого. Это отвратительный образ.
Ученица (берёт засохшую веточку). Я думаю, эта веточка похожа на образ Бурьен. Она мечтала о богатом принце, и готова выйти за любого: хоть за Анатоля, хоть за старика Болконского. Она застыла в развитии, как эта веточка, хотя внешне была симпатичной.
Ученица (берёт засохшую веточку). А я считаю, что эта нераспустившаяся веточка напоминает образ Сони. Она притворяется благородной, даже письмо Николаю Ростову написала в надежде, что он оценит её жертву. А когда Наташа отдавала подводы раненым, она старалась захватить побольше для себя. Толстой назвал Соню «пустоцветом». По мнению Толстого, у неё бесполезное существование. Поэтому Соня и напоминает сухую веточку.
Учитель (зажигает свечу). С каким образом у вас ассоциируется зажжённая свеча?
Ученик. Мне эта свеча напоминает Наташу Ростову. Она так же, как свеча, отдаёт себя людям без остатка. Наташа не может жить без любви. «Сущность её жизни – любовь» – сказал Толстой. Любовь к близким, любимому, родине… Она любит танцевать, она в восторге от красоты ночи в Отрадном, но в то же время она делает ошибки и страдает из-за них. А в целом это изменяющийся к лучшему образ. Она умеет делать добро, она чистая, живая, искренняя, и её нельзя не любить. Окружающим от неё светло, как от зажжённой свечи.
10. Аналитическая беседа (по образу Наташи).
Учитель. Вспомните, в какие моменты Толстой описывает её некрасивой, даже дурной внешне?
Ответы учащихся.
– На именинах: «некрасивая, но живая девочка».
– «Распустив свой большой рот … заревела» из сострадания к Соне.
– Во время эвакуации из Москвы, когда вбежала к родителям, узнав, что они не хотят отдавать подводы раненым, лицо её было безобразным.
– У постели раненого князя Андрея лицо Наташи «было страшно».
Учитель. В какие моменты она прекрасна, все любуются ею?
Ответы учащихся.
– На своём первом балу она сияла от счастья.
– Рядом с князем Андреем (до их помолвки).
– На спектакле, где её заметили все, в том числе и Анатоль.
Учитель. Итак, мы с вами исследовали позицию автора романа «Война и мир». Так кто же идеал прекрасного в романе Толстого?
– Наташа Ростова.
Учитель. Да, наряду с образами Андрея Болконского, Пьера Безухова, княжны Марьи, это любимый образ Льва Толстого. Но образ Наташи ещё и идеал прекрасного для писателя. И наш урок был бы неполным без рассказа о ней в эпилоге романа. Ещё при жизни Толстого Наташа в эпилоге выдержала много критики. Найдите строки, какой мы её видим после замужества (Эпилог, часть 1, глава X).
«…у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын…Она пополнела и поширела».
« Теперь часто видно было одно её лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка».
Учитель. Как теперь выглядела она?
– Наташа опустилась, отказалась от светского общества, она «не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей», забыла о локонах и костюме…
Учитель. Почему?
– Ей совершенно некогда было «взбивать локоны, надевать роброны и петь романсы». (Роброны – длинные платья со шлейфом.)
Учитель. Что стало теперь сущностью её жизни?
– «Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, – была семья, то есть муж… и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать».
Учитель. Какое у неё было отношение к мужу?
– Наташа ревновала Пьера «к Соне, к гувернантке, ко всякой красивой и некрасивой женщине».
– «Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа… Стоило ему выразить желание, чтобы Наташа вскакивала и бежала исполнять его».
Учитель. Таким предстаёт перед нами идеал Толстого в эпилоге. Что вы не приемлете в образе замужней Наташи?
– Неопрятность, ревность, мысли только о муже и детях, никаких увлечений, отказ от света.
Учитель. Ребята, сейчас вы подтвердили точку зрения, которая существует в литературной критике более 140 лет. Но поверили бы мы Толстому, если бы он нарисовал в эпилоге прежнюю Наташу – мать четырёх детей, порхающую на балах, мечтающую, чтобы её пригласили на танец? Нет, конечно. Могла ли быть иной кормящая мать, проводящая ночи без сна у постели больного ребёнка, поглощённая заботами о большой семье, всревоженная долгим отсутствием мужа? Значит, Наташа в эпилоге – такая, какой хотел видеть женщину Лев Николаевич Толстой, эта перемена является логическим продолжением её характера. Именно в семье проявилась её настоящая красота, именно в семье она нашла настоящее счастье, о котором мечтает каждый человек. А как вы относитесь к выражению «плодовитая самка»? (Ответы учащихся) Писатель сказал это с иронией. Кому так сказал Толстой? Может быть, он с кем-то спорил, изображая Наташу такой в замужестве?
11. Подготовленное выступление.
Ученик. (Обращение к значению слов на правой доске: эмансипация, шестидесятники) В 60-х годах XIX века в России существовало движение эмансипации женщин. Их назвали «шестидесятниками». Они боролись за права женщин быть наравне с мужчинами, за самоотречение от женских обязанностей. Это отразилось даже на женской моде: эмансипированные женщины отказались от корсетов, впервые надели брюки, что было крайне возмутительным в то время. Образ Наташи Ростовой, и противоречивый, и цельный, отражает отношение Толстого к семье и материнству. Русский писатель считал, что для женщины должно быть высшее призвание и назначение – материнство. Поэтому Наташа в эпилоге, пополневшая и поширевшая, – идеал Толстого. Возможно, этим образом Лев Николаевич спорил шестидесятниками, которые хотели уравнять в правах женщин с мужчинами.
12. Заключительное слово учителя. Итог урока. Так, начиная с первых страниц и заканчивая эпилогом, Толстой подводит нас к своему пониманию идеала, истинной красоты человека. Идеалом прекрасного для Толстого была Наташа Ростова. И если бы писатель свой воплотил первоначальный замысел – написать о возвращающемся декабристе, мы не сомневаемся в том, что Пьер вышел бы на Сенатскую площадь в 1825 году. И так же мы не сомневаемся в том, что Наташа, конечно, поехала бы за ним в Сибирь. В этом образе звучит одна из главных идей романа: красота и счастье там, где есть простота, добро и правда.
– Кто ещё из героев романа Толстого, на ваш взгляд, приближается к идеалу? – Что на уроке было главным, на ваш взгляд?
– Что нового вы узнали?
– Что было интересно для вас?
Спасибо вам за работу. Домашнее задание к следующему уроку: сочинение-миниатюра «Кого из героев романа Л.Н.Толстого напоминает мне этот предмет?»
13. Звучит вальс Наташи из оперы Сергея Прокофьева «Война и мир».
Приложение
Из сочинений учащихся
«Хрустальная ваза ассоциируется у меня с образом Анатоля…» (Сергей)
«Сухая веточка мне напоминает образ Пети Ростова, который ушел в расцвете лет на войну и погиб там…» (Сергей) «Он прожил очень мало, не успел вырасти, стать мужественным и принести много добра людям» (Саша)
«Болконский – яркая личность (как пламя), он умер в расцвете сил, как потухла недогоревшая свеча…» (Олеся)
«У каждого цветка листья и большие, и маленькие. Этот цветок у меня ассоциируется с Пьером. Он попадал под влияние то французской революции, то Элен, то Анатоля Курагина, то масонов. Каждый из них оставил свой след в жизни Пьера. То маленький, то большой. Как листья у цветка…» (Кайрат)
«Свечку можно сравнить с Андреем Болконским, который жил ярко, жаждал прославиться в решающем бою. Но вскоре после смертельного ранения его жизнь угасает, как свеча…» (Сергей)
«Невзрачный цветок, готовый расцвесть, ассоциируется с Наташей…» (Инна)
«Увядшая веточка – это Андрей Болконский…» (Куаныш)
«Свеча – это Пьер Безухов. Он освещает всех своей добротой, любовью. Но он колеблется в своих мыслях, как колеблется пламя от ветра…» (Олеся)