Литература
-
Урок-игра по сказкам А.С. Пушкина. 5-й класс 2012
В ходе урока в игровой форме учитель проверяет знание учащихся сюжета сказок, деталей, устаревших слов, умение работать в группе.
-
Урок-игра по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина 2008
Урок-игра по сказкам М.Е .Салтыкова-Щедрина (7-й класс, литература) с применением ИКТ, что позволяет привлечь интерес учащихся к прочтению и пониманию сказок, работы в группах; кроссворд помогает увидеть слово в тексте, а это развивает зрительную память учащихся.
-
Урок-игра по творчеству А.П. Чехова 2011
Урок построен по типу передачи "Своя игра". В ходе игры закрепляются биографические сведения Чехова, различные ситуации в содержании рассказов, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся к более детальному изучению произведений русского писателя.
-
Урок-игра по творчеству А.С. Пушкина. 8-й класс 2012
Урок-игра развивает творческие способности учащихся, речь, вызывает интерес к чтению классической литературы. Уроку предшествует предварительная подготовка: сообщения, выставка, иллюстрации. Вопросы проверяют знание произведения.
-
Урок-игра по творчеству М.Пришвина и К.Паустовского «Кладовая солнечных слов» 2023
Цель урока-игры: расширить знания обучающихся о творчестве М.Пришвина и К.Паустовского; приобщить ребят к красоте русского слова; отрабатывать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения.
-
Урок-игра по теме "От сказки до…” 6-й класс 2011
Деятельность учителя – это прежде всего совершенствование учебного процесса. Добиться этого можно, работая даже со слабыми учащимися. Урок в нетрадиционной форме, в форме игры, становится тем механизмом, который включает в работу всех учащихся, формирует устойчивый познавательный интерес к предмету. Данный урок рассчитан на учащихся слабых и средних по своим интеллектуально-познавательным возможностям.
-
Урок-игра по теме «Литературные загадки Царского Села» для 9–11-х классов 2016
Цели и задачи: повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников; закрепление знаний о роли Царского села в жизни и творчестве поэтов и писателей; осознание значения Царского Села в отечественной и мировой культуре; повышение интереса к учебно-познавательной деятельности; формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать.
-
Урок-игра по циклу рассказов М.Зощенко "Леля и Минька" 2003
Урок является фрагментом разрабатываемой программы развития творческих способностей и познавательной активности учащихся в 5 классе. Включает в себя игровую деятельность, за счет которой осуществляется преемственность с начальной школой; задания творческого характера; групповую работу. Также обращается внимание на основные умения, формирующиеся на уроках литературы в 5 кл.: знание текста, чтение по ролям, умение задавать вопросы.
-
Урок-игра. Эрудицион "По страницам изученных произведений" 10-й класс 2012
Урок-обобщение знаний учащихся проходит в форме игры. Эрудицион включает в себя вопросы, которые касаются творчества Островского А.Н., Гончарова И.А., Тургенева И.С., Достоевского Ф.М., Лескова Н.С., Тютчева Ф.И., Фета А.А., Чехова А.П., Толстого Л.Н., а также по теории литературы. Урок может быть проведен во время декады русского языка и литературы или в качестве заключительного урока.
-
Урок-импровизация по русскому языку как способ творческой самореализации учителя 2006
В Ангарском педагогическом колледже в рамках занятий, педпрактики, конкурса "Студент года" получила распространение практика проведения студентами уроков-импровизаций. Технологию их организации отражает статья и представленные конспекты уроков на темы: "Вводные слова" (5 кл.), "Летописание" (8 кл.); "Словообразование" (6 кл.); "Житие Александра Невского" (8 кл.). В приложении компьютерные презентации к урокам "Вводные слова", "Житие Александра Невского".
-
Урок-инсценирование. 9-й класс. Литература. "Суд над Митрофаном" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль") 2009
Литературное инсценирование – один из самых эффективных способов изучения литературных произведений. Театральное действие оказывает неоценимую помощь в достижении учебной и воспитательной цели уроков. Зрители и актеры становятся соучастниками действия. Неоспоримо то, что процесс познания литературных героев есть процесс познания и самих себя.
-
Урок-инсценировка сказки "Три подарка" 2013
В триединой задаче – обучение, умственное развитие и воспитание личности – интерес служит связующим звеном. Среди разных форм работы одна из самых эффективных – инсценирование текста, т.е. перевод текста в сценический вариант. Организовать работу на уроке помогают социоигровые приемы, которые предлагает театральная педагогика.
-
Урок-интервью в 10-м классе по творчеству А.С. Грина "Прославленный рыцарь мечты" 2009
Урок-интервью позволил старшеклассникам разобраться в идеях и идеалах писателя-романтика, в его принципах и правилах жизни. Учащиеся представили свои исследовательские проекты (групповые и индивидуальные), выступая в роли ведущих, корреспондентов, литераторов, критиков, посетителей музеев, почитателей таланта А.С. Грина, оформителей.
-
Урок-интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны "Час мужества" (7-й класс) 2009
На уроке звучат стихотворения о ВОВ, воспитывающие чувство патриотизма, уважения к людям, защищавшим нашу родину. Урок позволяет научить учащихся получить нужную информацию от людей, которым есть что рассказать о своей жизни.
-
Урок-интерпретация в 7-м классе на тему "Мой ласковый и нежный зверь…" 2012
Урок раскрывает значимость поставленных автором проблем в рассказе. Дети совершенствуют навыки интерпретирования текста художественного произведения. Учитель прививает любовь и доброе отношение к собакам, чувство ответственности за их жизнь и безопасность.
-
Урок-исповедь. Посвящение гению 2009
Цель работы: изучение жизни и творчества великого поэта-классика М.Ю. Лермонтова; расширение и углубление знаний учащихся о знаменательных событиях его короткой трагической судьбы; аналитическое чтение произведений поэта, созданных в разные периоды его жизни; духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся на примере классических образцов живописи, литературы и музыки.
-
Урок-исследование ""Толстый и тонкий": почему герои чеховского рассказа не имеют фамилий?" 2013
Цель урока: определить авторскую позицию и смысл названия произведения; на основе анализа рассказа «Толстый и тонкий» выяснить особенности чеховского юмора; развивать навыки аналитической работы с текстом; развивать образное видение, творческие способности учащихся; воспитывать высокие нравственные идеалы на примере личности писателя.
-
Урок-исследование "А посмотрим на это с другой стороны" (по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца") 2013
Этот урок является третьим из четырёх в изучении сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» (6 класс, по программе В.Я.Коровиной)). Урок помогает изучить новый материал на высоком уровне, когда художественный текст не просто воспринимается учащимися, а становится для них самостоятельно добытым знанием.
-
Урок-исследование "Бескрылая жизнь" (по рассказу А.П. Чехова "Дама с собачкой"), 10-й класс 2008
Цели: овладение «техникой» прочтения текста; постижение стилевых особенностей рассказов А.П. Чехова; углубление представлений учащихся о роли детали в создании художественного образа (цветопись, предмет, пейзаж); раскрытие идейно-нравственного содержания рассказа посредством исследования словесно-семантической и композиционно-синтаксической организации художественного текста; воспитание нравственности.
-
Урок-исследование "В творческой лаборатории молодого М.Горького, романтика и реалиста" 2003
Урок-исследование демонстрирует совершенствование навыка сравнительного анализа языка писателя на примере рассказов "Старуха Изергиль" и "Челкаш".
-
Урок-исследование "Горести и печали человеческие…" по рассказам В.М. Шукшина 2003
Урок литературы по произведениям В.М. Шукшина, нашего писателя-земляка, актёра, режиссёра, несёт большой заряд не только искренне народного деревенского характера, глубоко художественного текста, особенного стиля и речи автора, но и является прекрасной возможностью каждому ребёнку раскрыться, проявить свои личностные возможности, индивидуальность, погрузиться в мир художественного действия.
-
Урок-исследование "Город, который лжет". Петербург в повестях Н.В. Гоголя 2014
Урок «Петербургские повести» Гоголя поможет учащимся сформировать представление о гоголевском Петербурге, проанализировать повести, развить умение выражать свои мысли, читательские впечатления; углубить изучение гоголевской прозы; продемонстрировать особенности творчества писателя, закрепить усвоение литературоведческих терминов; развить устную речь, навык работы в группе.
-
Урок-исследование "Горьким словом моим посмеются…" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор") 2013
Цель урока: формирование читательской и исследовательской компетенций учащихся, знакомство с графическими способами представления учебной информации и обучение составлению денотатного графа; развитие навыков публичного выступления, воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя.
-
Урок-исследование "Двойники и антиподы Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"" 2012
Учащиеся совершенствуют навыки анализа художественного произведения. Выясняют, кто такие «двойники и «антиподы» Родиона Раскольникова и как они раскрывают характер главного героя.
-
Урок-исследование "Диалог поэтов" 2012
Цель урока: исследовать стихотворения А.А. Ахматовой, посвященные другим поэтам, выяснить ее поэтические пристрастия, найти признаки диалога, выяснить, что нового добавляет поэтесса в уже известные строки, рассмотреть, как в стихотворениях отразились общие темы, мнения поэтов о том, что дорого сердцу каждого, объединяет их, возможно, через годы.
-
Урок-исследование "Един есть Бог, един Державин!" (Бог и человек в поэзии Г.Р. Державина) 2008
Цель статьи: углубление представлений о поэтике Г.Р. Державина методом «погружения» в индивидуально-поэтический стиль.
-
Урок-исследование "Использование предложений с однородными членами в тексте художественного произведения" 2012
Автор показывает учащимся, как используются в художественном произведении (рассказ Л.Н. Толстого "После бала") конструкции с однородными членами, их экспрессивные возможности. Ребята выясняют, как "работают" эти конструкции в языке рассказа для выражения авторской идеи. На уроке раскрываются некоторые аспекты мировоззрения Л.Н. Толстого через погружение в язык его произведения.
-
Урок-исследование "История одной болезни, или Крушение теории эгоизма" 2009
Автор статьи дает представление о понятии "символ" как о составной части реализма в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Развивает понятие "поэтика", "художественная деталь", работа над изобразительно-выразительными средствами языка.
-
Урок-исследование "Лагерная тема в русской литературе XX века" 2010
На уроке пойдет разговор о трудном, тоталитарном времени в нашей стране, когда многие люди за политические убеждения на долгие годы были отправлены на каторгу. Среди них были писатели – В.Т. Шаламов и А.И. Солженицын. Им чудом удалось остаться в живых и рассказать об этом страшном времени читателям.
-
Урок-исследование "Нам жизнь дана, чтобы любить…". 7-й класс 2011
Урок данного типа дает возможность продолжить знакомство с творчеством А.Платонова, вместе с платоновскими героями попытаться посмотреть по-другому на окружающий мир. Заинтересовать учеников необычной формой урока. Дать возможность каждому из учеников побыть в роли исследователя, сопоставляя притчу из Библии с притчей А.Платонова. Учит добрым и искренним чувствам.