Литература
-
Урок-исследование по литературе в 10-м классе по теме "Ему судьба готовила путь славный, имя громкое…" 2010
Урок по творчеству Н.А. Некрасова. Проиллюстрирован презентацией.
-
Урок-исследование по литературе в 10-м классе с применением ИКТ 2009
Данный урок расширяет рамки знакомства с судьбой, творчеством Лескова, развивает исследовательское и ассоциативное мышление учащихся, формирует навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, воспитывает чувство гордости за Россию. Использование ИКТ стимулирует интерес учащихся.
-
Урок-исследование по литературе в 10–11-х классах "Сердца без помарок" 2012
Урок-исследование по литературе для учащихся 10–11-х классов (на примере сонетов Мирзы Геловани и Георгия Суворова – поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны).
-
Урок-исследование по литературе в 7-м классе по теме "Джеймс Фенимор Купер". "Последний из могикан" 2009
Урок построен в технологии междисциплинарного обучения, которая предполагает особую структуру урока (обзор, мотивация; исследование - работа в группах; связывание информации; применение знаний; подведение итогов) и позволяет учащимся овладеть приемами критического, творческого, логического мышления, сформировать навыки исследователя и готовность переносить знания из одной области в другую.
-
Урок-исследование по литературе в 8-м классе по теме: "Как создавалась повесть Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат" 2006
Урок-исследование по теме «Как создавалась повесть Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»» построен в технологии междисциплинарного обучения, которая предполагает особую структуру урока (обзор, мотивация; исследование – работа в группах; связывание информации; применение знаний; подведение итогов) и позволяет учащимся овладеть приемами критического, творческого, логического мышления, сформировать навыки исследователя и готовность переносить знания из одной области в другую.
-
Урок-исследование по литературе в 9-м классе. А.С. Грибоедов. "Горе от ума" 2010
Урок может способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитию речевых навыков.
-
Урок-исследование по литературе по теме "Этот мир очарований, этот мир из серебра". 11-й класс 2013
Урок проводится в форме исследования. Цель: включение учащихся в процесс познания, поиска и переработки информации, обучение умению делать выводы, обобщать, сопоставлять факты в ведении дискуссии. Урок формирует у учащихся умение самостоятельно добывать знания, исследовать, делать выводы и обобщать сказанное.
-
Урок-исследование по литературе. От "Истории Пугачева" к "Капитанской дочке" 2009
Уроки-исследования по литературе расширяют кругозор учащихся, учат самостоятельно работать с научным, справочным, художественным текстом, воспитывают интерес к истории, к художественной литературе, эстетический вкус. Работая в группах, учащиеся исследовали путь А.С. Пушкина от «Истории Пугачева» к «Капитанской дочке».
-
Урок-исследование по литературе. Тема: "Гости Анны Федотовны" (по рассказу Б.Л. Васильева «Экспонат №..»). 7-й класс 2014
Урок литературы не только формирует у учащихся навыки коллективного труда и коммуникативных свойств личности, но и воспитывает чуткое отношение к людям. Диаграмма Ишакавы(«Фишбоун») научит ребят в сжатой форме записывать результаты исследования проблемы. В финальной сцене рассказа автор обличает разлагающую силу формализма, заставляя задумываться читателей о системе воспитания в школе.
-
Урок-исследование по литературе. Тема: "Мысль семейная" в романе М.Шолохова "Тихий Дон" 2009
На уроках литературы рассмотрена тема семьи в художественном произведении, в жизни в представлении одиннадцатиклассников, которым в будущем предстоит вступить в брак, создать семью.
-
Урок-исследование по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" 2010
Представлен конспект урока-исследования по литературе в 8-м классе, который построен на основе анализа повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Реализует возможность развить понятие о лейтмотивах, подробно остановиться на основных мотивах повести; воспитать вдумчивого читателя, правильное отношение к материальным ценностям.
-
Урок-исследование по рассказу А.П. Платонова "Юшка" 2010
Урок разработан с применением ИКТ-технологий: учащиеся составляют литературную карту на интерактивной доске, представляют групповые д/з в игровой форме. Задания на уроке нацелены на формирование умения анализировать и сопоставлять содержание рассказа и его нравственную направленность с окружающей жизнью, со своими поступками.
-
Урок-исследование по рассказу В.Г. Короленко "Сон Макара". 9-й класс 2011
Урок-исследование с опережающим заданием направлен на актуализацию опорных знаний и умений учащихся по теории литературы. На уроке активизируются навыки анализа и интерпретации художественных приемов и средств, проводится этнографическое наблюдение, поисковая работа, которые стимулируют навыки исследовательской работы.
-
Урок-исследование по рассказу Е.И. Носова "Яблочный спасс" 2010
Произведение анализируется в единстве формы и содержания. Творческие группы, получив заранее задания, под руководством учителя проводили исследование рассказа Е.Носова. Разрабатывались следующие темы: композиция рассказа; портретная характеристика главной героини; диалоги; поступки героини; пространство и время; язык рассказа; образ автора; роль художественной детали; основная идея рассказа; смысл названия.
-
Урок-исследование по рассказу И.А. Бунина "Чистый понедельник" 2008
В данном материале представлена модель урока, иллюстрирующая использование технологии проведения исследования в урочной деятельности. В нем рассмотрены аксиоматические положения, определяющие отношение к тексту любого изучаемого произведения, предложено опережающее домашнее задание, возможные направления исследования текста, подробно представлено изучение пространства и времени рассказа.
-
Урок-исследование по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" на тему "Странствия Музы по векам и народам" 2011
Урок проводится с целью развития исследовательской компетенции учащихся, познавательных интересов к литературе разных народов и жанров, способствует формированию творческой активности и критического мышления.
-
Урок-исследование по роману М.Булгакова "Белая гвардия" 2011
Цель методической концепции комплексного анализа романа "Белая гвардия" – выявление в совместном общении с учащимися "мотивов дома" и особенностей булгаковского изображения "русской усобицы".
-
Урок-исследование по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". 10-й класс 2011
Работа над самым загадочным и таинственным образом романа Достоевского «Преступление и наказание» - Аркадием Ивановичем Свидригайловым. На уроке дается ответ на вопрос: кто же Свидригайлов – «изверг или жертва?».
-
Урок-исследование по роману “Война и мир” в 10-м классе “Идеал прекрасного в понимании Л.Н. Толстого” 2008
Разработка урока, цель которого— развитие исследовательского и ассоциативного мышления учащихся.
-
Урок-исследование по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь" 2011
Урок-исследование по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» является одним из этапов изучения творчества сатирика. Цель урока: выявить авторскую позицию в сказке «Премудрый пескарь», идейно-художественное своеобразие произведения; сформировать у учащихся представление о специфике авторской, сатирической сказки как явлении искусства, о своеобразии таланта М.Е. Салтыкова-Щедрина; формировать навык работы с художественным текстом, умение работать со словарями, дополнительной литературой.
-
Урок-исследование по сказке Н.С. Лескова "Маланья – голова баранья…". Маланья – праведница земли Русской… 5-й класс 2007
Забота об одаренных детях сегодня - сохранение и приумножение духовного, интеллектуального и творческого потенциала страны завтра. Такое понимание актуальности проблемы нравственного воспитания маленького гражданина определяет особенности концепции развивающего обучения, которое направлено на развитие детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие особенностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя.
-
Урок-исследование по теме "В творческой мастерской Достоевского" (по роману "Преступление и наказание"). 10-й класс 2011
В статье мы не аппелируем к Интернету и его возможностям (они всем известны, хотя для учителя данные, добытые учениками из Интернета, представляют определенную трудность в плане достоверности и качественной переработки их учащимися). А вот учебник по-прежнему актуален, удобен. Приведем несколько примеров (9, 11-е классы) использования информации учебника или хрестоматии по литературе как способа самостоятельно ее отбирать и перерабатывать.
-
Урок-исследование по теме "Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы (по рассказу А.П. Чехова "О любви")". 10-класс 2014
Урок по рассказу А.П. Чехова «О любви» формирует умения учащихся работать в группах, сравнивать факты и детали, делать выводы, готовит завтрашних выпускников к исследовательской работе не только в области литературы, но и других наук. Создание презентации учащимися на таких уроках – хороший метод, стимулирующий мыслительную активность и поднимающий уровень творческой самостоятельности.
-
Урок-исследование по теме "Личность и творчество А.П. Чехова" 2008
Статья на тему "Творчество А.П. Чехова".
-
Урок-исследование по теме "Отражение эстетики "чистого искусства" в творчестве А.А. Фета" 2014
Урок расширяет знания основных теоретико-литературных и эстетических категорий, необходимых для анализа литературного произведения. Урок-исследование решает главную задачу − сотворчество учителя и ученика, удовлетворяющее их потребность совместно открывать новые истины и учиться друг у друга.
-
Урок-исследование по теме "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – "малая энциклопедия его сатиры" 2012
Цель урока – развитие исследовательской компетенции учащихся на примере сатирических сказок, ассоциативного мышления, обучение сопоставительному анализу произведений, обогащение речи учащихся изобразительно-выразительными средствами языка.
-
Урок-исследование по теме "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина" (Н.С. Лесков) в 7-м классе 2008
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Урок интегрированный - совмещает исторический и литературный материал. Построен по принципам развивающего обучения, носит ярко выраженный воспитательный характер. Данный урок - нравственный и по целям, и по содержанию материала. Цель урока - показать, в чем состоит нравственный подвиг русского человека.
-
Урок-исследование по теме "Умом Россию не понять". Философская лирика. 10-й класс 2011
Цель урока – постижение философской глубины произведения Тютчева, развитие навыков интерпретации лирического стихотворения. Исследование текста стихотворения «Умом Россию не понять…» позволяет формировать умение языкового анализа лирического стихотворения. Метод проектирования помогает постичь гражданскую позицию поэта, русского человека, показать духовные возможности Родины – России. Устремления Тютчева к христианскому идеалу – стремление к святости. Нет святости – нет ценности.
-
Урок-исследование по теме «В чем смысл названия рассказа И.С. Тургенева "Муму"?» 2014
Урок относится к урокам обобщения и систематизации изученного по теме «Изображение быта и нравов крепостнической России в рассказе И.С. Тургенева «Муму». Урок направлен на формирование умения определять авторскую позицию произведения и развития навыков аналитической работы с текстом в группах.
-
Урок-исследование по теме «Внешняя и внутренняя красота в произведениях А.С. Пушкина» 2015
К уроку учащиеся должны выполнить несколько практических исследовательских заданий. Свои результаты они представляют наглядно: в виде проекта или презентации. Обсуждая результаты своей работы, учащиеся должны доказать, что внешняя и внутренняя красота в произведениях А.С. Пушкина несоизмеримы: внешне красивый человек не всегда красив внутренне. Полученные выводы учащиеся должны попытаться найти в ситуациях в ходе моделирующего упражнения.