Урок-исследование по роману М.Булгакова "Белая гвардия"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. помочь увидеть особенности булгаковского изображения “русской усобицы”, особенности решения темы Дома;
  2. учить определять роль эпиграфов, элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно – выразительных средств языка в решении основных проблем произведения, отрабатывать навыки самостоятельного осмысленного чтения;
  3. осуществлять нравственное воспитание учеников на основе общечеловеческих ценностей и уважения прав человека.

Урок-исследование

Словарь к уроку: апокалипсис, апология, консерватизм, ностальгия, покаяние.

Эпиграф: Роман этот я люблю больше всех других моих вещей.

М. Булгаков

Учитель:

“Рукописи не горят”. Посмертная судьба Булгакова подтвердила неожиданный афоризм – предсказание. Это поразило воображение многих читателей – современников, как когда – то прозрение юной Цветаевой:

“Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед”.

Л. Толстой писал: “В сущности, когда мы читаем или созерцаем художественное произведение нового автора, основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: “Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на жизнь?”

Нам важно выяснить, что “за человек” Михаил Булгаков, “чем отличается от всех людей”, что он “может сказать нового” о том, как надо смотреть на нашу жизнь.

“Для того чтобы понять, куда попал автор, надо изучать, куда он целился и каким было его ружье и всю сумму обстоятельств, оказывающих воздействие на полет пуль”.

Д.С. Лихачев

Что читал? Чем интересовался? К чему и как относился?

  • Человек начинается с детства. Булгаковский полет пули оттуда.

Сообщение. Духовная биография писателя. (акцент – семья Булгаковых – семья с глубокими традициями, хранительница вековых традиций народа.

Внутренняя независимость натуры будущего писателя. Чем была Октябрьская революция для писателя).

О романе “Белая гвардия” Михаил Афанасьевич говорил: “Роман этот я люблю больше всех других моих вещей”.

Какие вопросы, поднятые писателем, можно считать основными?

Смысл эпиграфов к роману.

Чтение эпиграфа “Пошел мелкий дождь – снег и вдруг повалил...

Случайно ли взяты эпиграфом строки из “Капитанской дочки”

А.С. Пушкина?

  • Произведения написаны на одну тему – о гражданской войне в России.
  • Оба произведения решают тему чести. В “Капитанской дочке” эпиграфом к повести стала пословица “Береги честь смолоду”. А роман Булгакова целиком подтверждает правоту пословицы, ибо Турбины погибли бы, если бы не берегли честь смолоду. Их понятие чести основывалось на любви к России.
  • Милая семья Турбиных становится причастна великим историческим событиям, делается свидетельницей и участницей страшных и удивительных событий. Революция врывается в жизнь Турбиных.

Простодушные и провинциальные дворяне П. Гринев и Маша Миронова попадают вдруг в центр исторических событий. Их встреча с Пугачевым, императрицей Екатериной II подтверждает, что от истории нигде не укрыться.

  • Произведения близки тем, что мысль народная сочетается с мыслью семейной.

“Капитанская дочка” – повесть о восстании Пугачева. “Белая гвардия” – книга о гражданской войне; “душа русской усобицы” в центре внимания. Обе книги о кровавом неистовстве восставших, и в то же время это книги о спасительной силе любви, верности, дружбы.

Учитель:

То, что в другом произведении именуется эпиграфом, в романе можно назвать увертюрой.

Пушкинский фрагмент “проигрывает” все лейтмотивы “Белой гвардии”: “барин” и “ямщик”, “беда” “буран”. Тут все имеет смысл. Беда касается обоих. Им вместе выбираться из бурана. С другой стороны, эта беда для барина, потому что в снежном море им встретится Пугачев. Ямщика он не тронет, а барина, может быть, не помилует. Потому что “буран” – это не только явление природы. Это мужицкая революция. Именно оттого небо мешается с землею. Именно оттого зловеще веет ветер. И для Турбиных, как и для всего русского дворянства, все исчезло.

Мужицкий счет – мужика к барину не был оплачен при Пугачеве. Настало время платить по нему. Грех рабовладения должен быть искуплен кровью.

“Кончились всякие знания и наступили события”. Началось сведения счетов.

Алексей Турбин, очутившись в своей старой гимназии, смотрит на картину, где перед русскими полками скачет на коне Александр I , и спрашивает себя: неужели это было? Неужели это нельзя вернуть? Мысль Турбина все еще кружит вокруг иллюзии единства. Но стоит Турбину выйти на улицу, как иллюзия разрушается.

В чем особенность булгаковского изображения Города?

  • Если Дом у писателя – это полюс любви и добра, то Город – место, где гуляет ненависть, злоба. Ненависть разрушительна.
  • Улицы города полны неожиданностей, это место нелепых смертей. Улица опасна. Именно на улице петлюровец подстрелил Алексея Турбина. (Пересказ близко к тексту) – смерть Фельдмана. В развитии сюжета Фельдман никак не участвует, он пришел в роман “ниоткуда”, а печальная вставная новелла о нем нужна здесь единственно для того, чтобы лишний раз подтвердить смертоносную репутацию улицы.
  • Площадь – еще хуже: на площади – хаос, путаница. Бьют карманного вора, а он-то, оказывается, вовсе не вор, а поэт.

Путаются наречия, языки; громоздятся один на другой бестолковые слухи. На площадь здравомыслящему человеку лучше не соваться!

  • Перекресток, пожалуй, самое опасное место. На перекрестке погибает полковник Найт – Турс.

Выразительное чтение. Героическая гибель Най – Турса (Глава 11 от слов: “И тут же произошло чудовищное. Най – Турс вбежал на растоптанный перекресток”, до слов “Так умирают?” – подумал Николка”.

Учитель:

“Да – с, смерть не замедлила. Она пошла по осенним, а потом зимним украинским дорогам вместе с сухим веющим снегом. Стали постукивать в перелесках пулеметами”. Ничто не выручит теперь. Теперь все решает штык, дубина и “корявый мужичонков гнев”, который с обеих сторон катится к Городу. “Дубина” у Льва Толстого гвоздила по головам французов, здесь она бьет по своим “Дубина” у Л. Толстого – символ народной войны. Здесь же по ту и другую сторону стоят русские.

В чем особенности булгаковского изображения “русской усобицы”?

  • На многих своих современников Булгаков уже не похож тем, что неизменно шел своей дорогой. Были писатели, изображавшие войну с позиций “красного клинка” (“Чапаев” Фурманова, “Разгром” Фадеева). Были и те, что видели ее из белого стана (сочинения генерала Краснова).

Мы лучше знакомы с литературой о гражданской войне, нацеленной на формирование ненависти к “врагам”, привычки к виду чужой крови, смерти, даже возбуждение радости, веселья, положительных эмоций, по случаю гибели “буржуаза”, попа, казака. “Отряд не заметил потери бойца” (М. Светлов). Все это подкреплялось воспитанием жертвенности ради достижения светлого будущего. В душе Левинсона (Фадеев “Разгром”) живет мечта о добром, прекрасном и сильном человеке. Ради великой идеи сегодня (1919 год) можно допустить многое: отнять единственную свинью у бедняка – корейца (ведь ради будущего его шестерых детей сражается отряд); отравить смертельно раненного товарища (иначе не сохранить “боевые единицы” – Фролов затормозит движение отступающих). Другими словами, нравственно все, что служит осуществлению революции. Легко ли Левинсону “наступать на горло собственной песни” – совести? Нет, он страдает от этого, но “человек особой породы”, он не останавливается ни перед чем, для него главное – выполнить задание большевистского центра.

  • Мы привыкли, что в гражданской войне было две правды: красных и белых. Но было очень много людей, не принимающих братоубийства; желающих жить нормальной мирной жизнью.

Но мы еще не все знаем о гражданской войне. Кроме правды “белых” и “красных”, есть еще третья правда, которая заключается в прославлении ценности человеческой жизни.

Текст. Глава 20

Наизусть “А зачем оно было?

Никто не скажет. Заплатит ли кто – нибудь за кровь?

Нет. Никто.

Просто растает снег, взойдет зеленая украинская трава, заплетет землю... выйдут пышные всходы... задрожит зной над полянами, и крови не останется и следов. Дешева кровь на червонных полях, и никто искупать ее не будет. Никто”.

“Зачем это было?” – этот вопрос звучит и в стихотворении

И. Северянина. “Народный суд” (журнал “Юность” 1990-10, с. 61).

Учитель:

Смысловую кульминацию можно легко опознать в вещем сне Алексея.

Послушайте отрывок (глава 5).

Прокомментируйте его. Что прибавляет он к нашему представлению о булгаковском изображении гражданской войны.

“... мне от вашей веры ни прибыли, ни убытку...

все вы у меня, Жилин, одинаковые – в поле брани убиенные...”

  • И белые, и красные, те, что пали под Перекопом, равно подлежат высшему милосердию:

“все вы у меня одинаковые – в поле брани убиенные”.

  • Война – трагедия всего народа, всей нации.

Учитель:

Болью за человека проникнуты эти строки. Булгакову, сумевшему встать “над схваткой”, равно “свой или чужой”, для него важно одно: гибнут люди.

Полифоническое звучание строк стихотворения М. Цветаевой

Все рядком лежат, -
Не разнять межой.
Поглядеть: солдат!
Где, свой, где чужой?
Белым был – красным стал:
Кровь обагрила!
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.

  • Автор избегает прямого противопостановления белых и красных. Его занимает более широкая, гуманистическая мысль – чувство ужаса братоубийственной войны. Писатель не принимает зло, ненависть. Булгаков защищает в романе вечные ценности: родину, дом, семью.

Учитель:

Как и М. Волошин, заняв позицию “над схваткой”, писатель стремится к художественной правде:

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

  • Новизна романа в том, что герои белой гвардии изображены не в плакатной личине врага, не банда извергов и мерзавцев, движимых единственной жаждой – “пить кровушку”, а это обычные, хорошие и плохие, мучающиеся и заблуждающиеся, умные и ограниченные люди.

Лучших в этой среде автор показал с явным сочувствием.

Учитель:

Обращение к эпиграфу на стенде.

Главная тема творчества – “упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране”.

Что ценит Булгаков в этих пасынках истории, проигравших бой?

  • Мужество, прямоту, честь, благородство. Те качества, которые были присущи самому автору “Белой гвардии”. (глава 7 – о поступке полковника Малышева накануне вступления Петлюры в Город).

Николка Турбин – человек чести, он мечется по простреливаемым улицам, ища близких Най – Турса.

Роман “Белая гвардия” становится памятником российскому офицерству, погибшему в отчаянных попытках ценою жизни вернуть прежнюю Россию, офицерству, разметанному по городам Европы и Азии.

Магнитофон. Песня С. Куликов “Офицеры”.

Где честь, там мужество, где бесчестье, там трусость. Турбины не предают своих убеждений. В патетическую минуту поют “Боже, царя храни”. Со слезами, спазмами изживают они веру в самодержавную Русь, даже признавая свое поражение, не виляют, не приспосабливаются.

Василиса Лисович, демократ до первого ущерба в себе, а ограбленный бандитами, уповает лишь на самодержавие.

Людям свойственно заблуждаться, иногда заблуждаться трагически, сомневаться, искать, приходить к новой вере.

Но человек чести проделывает этот путь по внутреннему убеждению, обыкновенно с мукой, надрывом, расставаясь с тем, чему поклонялся.

Спасибо автору.

  • За неповторимый взгляд Булгакова на события гражданской войны.
  • Объективность и честность автора. Мужество. Бескомпромиссность. Бесстрашие.
  • Самый главный вывод, который мы сделали сегодня, – это то, что гражданская война явилась трагедией для всей нации. И белые, и красные подлежат высшему милосердию. Автор дорог нам своим прославлением ценности человеческой жизни.

Учитель:

Россия, которая сегодня с ужасом и отвращением отворачивается от революции 1917 года, с ее “красным террором”, убийством царской семьи и уничтожением дворянства, Россия, которая поет сегодня белогвардейские песни, такая Россия если не превратит “Белую гвардию” в учебник жизни, то по достоинству оценит это произведение. Мода на белое пройдет, как прошла мода на красное.

А дивный, прекрасный роман останется. Потому что он, как “Фауст” Гуно и Гете, совершенно бессмертен своим милосердием, отрицанием войны, как ужаса, трагедии.

Как вы понимаете смысл пословиц:

“Каково на дому, таково и самому”, “Мой дом – моя крепость”.

Ответы учащихся:

  • От атмосферы в доме зависит наше самочувствие, работоспособность.
  • Дом– наше прибежище, место психологической защищенности, душевного уюта и комфорта “Дом мой – твердыня моя. Кого убоюся я”?
  • В доме должно быть уютно (чистота, цветы, самобытность обстановки, картины).
  • Уютно в доме, если присутствует атмосфера заботы, взаимопонимания, душевности.

Учитель:

Родной дом, семья, близкие. Каждый из нас живет в родном доме. Хорошо нам дома – и легче переносятся наши неприятности, обиды, горе. Плохо дома – и мало радости от успехов и удач. Дом, родители, предки – это корни каждого человека. Лиши дерево корней – и оно погибнет. Так же с человеком. И. Бунин, к примеру, в 1920 г. покидает Россию. Он не мог теперь вне дома знать полно, как прежде, длительного творческого счастья и душевных радостей.

Чтение стихотворения.

“У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...” И. Бунин 1922 г.

Тема дома – универсальная тема русской литературы. Кто из русских писателей обращался к ней?

Учитель:

А.С. Пушкин не только заботился о своих корнях, но и трепетно относился ко всему, что связывало его с предками, родными, родительским домом.

Два чувства дивно близки нам, –
В них обретает сердце птицу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Посмотрим, каким видит Дом М. Булгаков

Писателя волновал вопрос: каким будет будущее России. От внутреннего состояния какого – либо человека зависит состояние общества. Утверждение ценности любой человеческой жизни, личности – это тема русской литературы 19 в. (Булгаков – художник с абсолютно традиционным мироощущением. Ответ на этот вопрос следует искать в детстве и юности писателя).

Назовите примеры турбинского Дома. Почему, прочитав роман, хочется еще и еще раз открыть начало романа и заглянуть в квартиру с кремовыми шторами в д № 13 по Алексеевскому спуску, чтобы увидеть всех?

Ответы учащихся:

  • Писатель приводит нас в квартиру Турбиных – близкий ему с детства, любимый мир. Мир старых книг, обжитых вещей и пышущей жаром кафельной печи. Как тщательно описывает Булгаков вещи: часть 1, гл. 1. Чтение “...потертые ковры, пестрые и малиновые...”.
  • Вещи для Турбиных – не материальные ценности. Это внешние приметы их старой жизни, столько лет казавшейся устойчивой, осмысленной и важной. Люди льнут к вещам, люди стремятся убедить себя в том, что здесь, в мире привычных предметов обихода интеллигентной семьи, их тыл надежный, прочный.

Быт у Булгакова превращается в символ прочности, устойчивости бытия.

  • Накрыт к ужину стол, но как важно для Турбиных, что скатерть бела и крахмалена, в традиционной прозрачной масленке – масло, колбаса на тарелочке с синими узорами...
  • Здесь роскошь – розы в матовой, колонной вазе, приношение поручика Шервинского, “мрачные и знойные розы, утверждающие красоту и прочность жизни”. В конце романа исчезают только розы, все остается. И это плохой симптом.
  • Книги – символ незыблемости, покоя, веры примета Дома, часть неизменно повторяющегося детства.

Здесь и “Саардамский плотник” – книга о Петре I , любимая в доме Булгаковых. Книги названы “бессмертными”, “шоколадными”.

Русская литература присутствует в романе как полноправный герой. Она сопричастна роду Турбиных, она вспоила и вскормила его. Турбины выросли на русской литературе. Вырос на ней и Булгаков. То и дело в “Белой гвардии” всплывают имена Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого. Мелькают их герои – Капитанская дочка, Лиза из “Пиковой дамы”, Тарас Бульба, ведьма – паночка (Явдоха), Наташа Ростова. В сны А. Турбина врываются бесы из романа Достоевского, лермонтовский Демон.

Учитель:

М. Булгаков “Норма жизни – квартира, одежда, книги”. Предметы турбинского Дома:

Наташа Ростова и Капитанская дочка перечислены в одном ряду с золочеными чашками, серебром, портретами и портьерами (особенно хороши, замечательны кремовые шторы на всех окнах, благодаря чему чувствуешь себя оторванным от внешнего мира (А он “грязен, кровав, бессмыслен” – как говорит безобидный чудак Лариончик), потому что все вместе взятое составляет неразрывное единство, атмосферу интеллигентной семьи.

Дом Турбиных, как и Дом Булгаковых, – символ дворянской культуры Красота людей и вещей – это для Булгакова красота самой жизни. И вещи, и дом – все дорого автору лишь тогда, когда наполнено жизнью.

Сравните, какое место в жизни Турбиных и Лисовичей занимают книги?

  • Автор лишь останавливает внимание на великолепных, шикарных переплетах.
  • Дом Турбиных гостеприимный, уютный, радушный. Теплый, сердечный. Здесь можно найти покой. (Приезд Лариосика, приход Мышлаевского). Хозяева Дома снисходят к слабостям людей, но непримиримы ко всему, что за порогом порядочности, чести, справедливости.

Учитель:

Здесь облегченье ты найдешь
Печалям и недугам.
Ты добрым гостем в дом войдешь,
Уйдешь хорошим другом.

Расул Гамзатов

Эти нравственные ценности должны быть нормой человека.

  • Вещи в турбинском доме живут, действуют, заражаются теми или иными настроениями:

“Изразцовая печка грела и растила”.

“Давились презрительно часы: тонк, – танк!”

“Капор с интересом слушал, и щеки его светились жирным красным светом”.

Дом Турбиных живет, дышит, страдает, как живое существо.

  • В семье Турбиных звучит музыка великих композиторов. Их верность ценностям многовековой культуры не может быть разрушена никакими общественными катаклизмами. Здесь бессмертие – в нотах, брошенных на рояль.

Наизусть ч. 1, гл. 2 от слов “Все же, когда Турбиных и Тальберга не будет на свете...” до “... совершенно бессмертен”.

  • Дом Турбиных – это Храм человека, это Дом с большой буквы. Дом Турбиных – это не только символ дворянской культуры, но это место убежище, где человек может быть самим собой. Все трагические события вне Дома. Защита такого Дома может отправить Турбиных в стан любого цвета.

Наизусть

“Башни, тревоги и оружие человек воздвиг сам, того не зная, для одной лишь цели – охранять человеческий покой и очаг. Из-за него он воюет, и, в сущности говоря, ни из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует”.

Учитель:

Мир Булгакова – апология комнаты, апология очага. В письмах к родным, не уставая, повторял: “Славьте очаг!”

Современники в любовном внимании автора ко всему, что составляет быт героев, видели вызов так называемому социалистическому общежитию.

Критик Мустангова в статье 1927 г. “Печать и революция” называет Булгакова “обывателем, наступающим на советскую литературу”.

В. Лакшин. Даже этот критик, по достоинству оценивший “Белую гвардию”, пишет: “Зеленая лампа, бронзовые пастушки на часах, теплые изразцы – не граничит ли с банальностью вся эта увядающая поэзия минувшего века? И мечты Турбиных о покое, уюте, сладкий призрак ушедшей добропорядочной жизни в семейном кругу – странно вымолвить, но ведь это где-то почти рядом с обывательщиной”.

Сумеете ли вы возразить критикам? Если сможете, опротестуйте их мнение.

  • Обыватель – человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами (“Словарь русского языка” Ожегов)
  • Здесь есть высокая культура быта, традиций, человеческих отношений.

Та самая, с которой начинается всякая культура – и в общественной жизни, и на производстве, и в творчестве, и в отношении к окружающей среде.

Учитель:

Та, которая десятилетиями выкорчевывалась из нашего бытия вместе с Турбиными и их уцелевшими потомками и острый недостаток которой по сей день не дает нам наладить свою жизнь так, как нам хотелось бы.

  • Быть может, как раз тоска по этой высокой культуре делает для многих и многих читателей таким притягательным турбинский дом.

Хочется, чтобы все было красиво, по – благородному, как у господ; вежливо.

Учитель:

Булгаков велик уже и потому, что на фоне непременного включения человека в некое множество, в государство, не претендует на единственность наших жилищ и той правды, которая рождается и теплится в них. Писатель говорит, что человек не может обойтись без очага и покоя.

Булгакову жаль даже одного человека, в жизнь которого ворвалась трагедия. Это разрушение целостности нации и культуры.

Революционная вьюга грозит снести и уничтожить вечное и незыблемое, опору и основу бытия.

Выразительное чтение ч. 1 гл. 1 от слов “... а им придется мучиться и умирать”.

Над Городом нависла смертельная опасность, а значит, и над последним прибежищем человека – Домом.

Пока Дом стоит, о него разбиваются волны ненависти, гуляющей по Городу.

“Покой” за кремовыми шторами нестоек, это “осколки” покоя, где каждый из семьи старается их собрать, склеить искусственно.

На наших глазах распадается семья – умирает мать Турбиных, убегает с немцами Тальберг, уходят и возвращаются братья.

Семья еще собирается в доме, соединяется под уютным светом абажура.

Она держится на любви, поддержке, на усилиях Елены сохранить семью. Тень конца нависла над Турбиными.

Что спасет его? Где выход?

Чтение наизусть молитвы Елены.

Чем определяется чтение диалога, диалога – молитвы?

  • Это интимный разговор. Читается тихо, от всего сердца.
  • Это строки увещевания. Прозренья от глубины сердца.

Учитель:

Если и есть в русской литературе что-то счастливо – пушкинское, нетронуто – пушкинское, пронесенное через 19 век и первые годы двадцатого, если и передается что-то роману Булгакова от высшего духа русской литературы, то прежде всего благодаря существованию Елены и благодаря любви Елены.

Никакие страстные любовные признания не способны соперничать с этой сценой любви.

Свет веры поднял Алексея со смертного одра. Свет чуда, исшедшего из глубины сердца его сестры. На такую мольбу нельзя было не откликнуться. На такое покаяние и признание своей вины нельзя было не послать ответ. Чудо молитвы Елены и состоит в признании: “Все мы в крови повинны”.

Как вы понимаете эти слова?

Чем отличается этот очаг от любой другой разновидности квартиры?

  • Это присутствие христианской святыни.

Диалог с Богородицей, равноправное рассуждение с Нею о жизни, увещевании ее – здесь Елена прозревшая, уверовавшая, Елена верит в ее власть так же, как верят во власть Креста.

Христианство у Булгакова в становлении: то ли еще не утрачено, то ли обретается грешниками.

Какие страницы романа вы прочитали бы своим детям?

Вывод: Дом. Родина. Семья. Эти нравственные ценности должны стать нормой человека. Сегодняшний человек стремится построить Дом, которому в свое время был нанесен чувствительный удар.

Тревожно звучит эта тема в повестях Ф. Абрамова “Пелагея” и “Алька”.

Что происходит с деревенскими крестьянскими Домами, когда выветриваются устои семьи?

О вырождении городского Дома повесть Ю. Трифонова “Дом на набережной”.

Домашнее задание: прочитать рекомендуемые повести (по выбору)