Урок-исследование по теме "Отражение эстетики "чистого искусства" в творчестве А.А. Фета"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • ввести уч-ся в сложный философский мир поэзии А.А. Фета;
  • создать условия для всестороннего личностного развития учащихся;
  • формировать мотивацию обучения, интерес к познанию, опыт самостоятельной исследовательской работы.

Оборудование урока: портрет А.А. Фета, небольшая презентация на тему “Современники о А.А. Фете”.

Эпиграф.

Я знавал Фета. Он положительно идиот, каких мало на свете. Но с поэтическим талантом. Н.Г. Чернышевский.

Если хочешь ты душу мою разгадать,
То прочти со вниманием эту тетрадь.

А.А. Фет.

Ход урока

Подготовительная работа к уроку.

Класс необходимо поделить на три творческие группы (исследователи текста, исследователи архивов, литературоведы) и дать им предварительное задание: изучить переписку поэта, воспоминания о нем современников, мемуары Фета, сделать литературоведческий анализ лирических произведений.

I. Вступительное слово учителя.

Два эпиграфа, предпосланные сегодня нашему уроку, должны создать проблемную ситуацию, послужить поводом для обсуждением: почему такая резкая оскорбительная характеристика личности представителя русской классической поэзии отчасти ответ на этот вопрос дает сам А.А. Фет. Следует отметить, что поначалу появление лирических откровений Фета сопровождалось положительными откликами. Но позднее, когда накануне крестьянской реформы 1861 года и после нее обострились социальные противоречия, и на страницах журнала “ Современник” развернулась общественно-политическая борьба, оценка творчества Фета резко изменилась. Собрание сочинений поэта, появившееся в 1863 году было встречено градом насмешек и оскорблений. Критик Писарев утверждал, что произведения Фета ни на что не годны, кроме как “ для оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, сыра и копченой рыбы”, только тогда они будут приносить “некоторую долю практической пользы”.

Совсем уж уничижительно отзывался революционный писатель и критик Н.Г. Чернышевский: “И есть у него пьесы, очень миленькие. Только все они такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи. Я знавал Фета. Он положительно идиот: идиот, каких мало на свете. Но с поэтическим талантом”.

Отношение к творчеству Фета изменилось в начале ХХ века, было отмечено высокое достоинство его произведений.

После 1917 года поэзия Фета, как и эстетическая теория “чистого искусства” вновь была подвергнута острым нападкам, которые длились вплоть до “перестроечного периода” в нашей современной истории. Пора, наконец, воздать должное неординарному, ни на кого не похожему, поэту Фету, которого глубоко уважали и любили наши современники.

Литературоведы. Жизнь поэта прошла под знаком невзгод и злоключений. Уже само рождение поэта вызвало массу кривотолков. Сын Шарлотты Фет, жены немецкого чиновника появился не в Германии, а в России, в доме орловского помещика А.Н. Шеншина, с которым решила связать свою судьбу молодая женщина. Это была скандальная история, о которой говорили по всей орловской губернии

Исследователи архивов. Детство Фета было безрадостным. Вспоминая о нем, поэт писал в 1850г. И.П. Борисову: “…я никогда не уношусь в это детство – оно представляет мне совсем другие образы – интриги челяди, тупость учителей, суровость отца, беззащитность матери”.

Литературоведы, Образование Фет получил в пансионе Крюммера, находившемся в Эстонии. В 1838г. будущий поэт поступил в Московский университет на словесное отделение философского факультета. В 1840 г. литературные опыты Фета оформились в первый поэтический сборник: “Лирический пантеон”. Свои творческие намерения Фет выразил в своеобразной поэтической формуле, которой он старался придерживаться на протяжении всей своей творческой жизни:

Пуская в свет мои мечты,
Я предаюсь надежде сладкой,
Что, может быть, на них украдкой
Блеснет улыбка красоты,
Иль раб ее мучительных страстей,
Читая скромные созданья,
Разделит тайные страданья
С душой взволнованной моей.

Стихи Фета стали печатать в журналах “ Современник”, “Отечественные записки”. Что же это за стихи? Какие темы находил Фет для своих поэтических откровений?

Исследователи текста. Основными темами произведений тех лет, впрочем, как и всего последующего творчества, были любовь и природа. Анализ поэтических текстов позволяет сделать вывод, что фетовская тема любви чаще всего имеет оттенок трагический, стихотворения адресованы, как правило, одной и той же женщине, образ которой, окутанный дымкой таинственности, то приближается, то удаляется. Что же это за образ? Кому принадлежат неясные, едва различимые черты:”добра и красоты в чертах твоих слиянье”, “ангел кротости и грусти”?

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!

Исследователи архива. Но, к сожалению, поэт сознавал, что ничего, кроме любви, он дать своей возлюбленной не может. Спустя несколько месяцев последовал разрыв.

Исследователи текста. Если сравнивать лирический откровения Фета, посвященные памяти Марии Лазич, со стихотворениями Некрасова, адресованными русским женщинам, то нетрудно убедиться в том, что у Фета отсутствует индивидуализация образа. Женский образ в лирике Фета тяготеет не “ко временному”, как отмечал К. Бальмонт, а “к вечности”. И в этом главное отличие любовной темы Фета от подобной темы, разрабатываемой другими русскими поэтами. В своем стремлении к вечным идеалам красоты и женственности Фет опередил свое время и предвосхитил поэзию русского символизма, не случайно русские символисты называли классика своим предшественником.

Литературоведы. Без сомнения, творчество поэта свидетельствует и о желании быть певцом русской природы. И здесь Фет подходит к изображению пейзажа не так, как многие его современники. Пейзажные зарисовки насыщены множеством деталей, которые не ускользают от чуткого и внимательного наблюдателя. Это шаг к новому, импрессионистическому взгляду на мир. Импрессионизм в творчестве Фета значительно обогащал ставшие традиционными приемы и выразительные средства реалистической поэзии.

Исследователи текста. Интересно в этом смысле стихотворение “Весенний дождь”:

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Как живописец, работающий на природе, Фет замечает едва уловимые движения света и воздуха, малейшие изменения цветовой гаммы пейзажа и, выбрав на словесной палитре необходимые краски, фиксирует свои впечатления, превращая мгновенное в вечное.

“В разрыве облак солнце блещет”. “Как сквозь сито с синими отверстиями струятся солнечные лучи и, смешиваясь с темными струями приближающегося дождя, создают ту самую “завесу”, что “уж от неба до земли, качаясь, движется”. А образовавшиеся от столкновения двух начал (света и тьмы) солнечные брызги рассыпаются, превращаясь в “золотую пыль”, сквозь которую просвечивается “опушка леса”

Запечатлеть постоянно изменяющиеся впечатления Фету удавалось потому, что он, в отличии от своих собратьев по перу, обладал ярко выраженным ассоциативно –метафорическим мышлением, которое предполагало и соответствующие выразительные средства. Вспомним фетовское “ В каждый гвоздик душистой сирени,// Распевая вползает пчела”; Опять серебряные змеи // Через сугробы поползли”; “ Вечерний дождь звездами начал стынуть” и др. Кажется, что эти строки написаны нашим современником. В 19 же веке они вызывали у многих непонимание, становясь предметом литературных пародий.

Литературоведы. Интимная лирика Фета и его импрессионические пейзажные зарисовки сегодня воспринимаются как “новое слово” в искусстве. Новое, несмотря на то, что оно было сказано более ста лет тому назад.

Исследователи архивов. Немногие писатели, современники поэта, поняли глубинный смысл его поэтических поисков. Пожалуй, только Л. Толстой и Ф. Достоевский сумели по достоинству оценить его творчество. Так в письме к Боткину Л. Толстой с восторгом вопрошал” И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?”

Исследователи текстов. “Лирическая дерзость” - это понятие больше соотносится с содержательной стороной фетовской поэзии, на это указывал в свое время литературовед Л. Эйхенбаум. Если же рассматривать форму его произведений, то здесь невольно вспоминается строка, принадлежащая Фету: “ О, если б без слова сказаться душой можно было!” она подтверждает мысль П.И. Чайковского от том, что Фету “дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом.”

Исследователи архивов. Музыкальность лирики Фета была отмечена не только Чайковским. На слова его произведений сочиняли музыку Танеев, Римский-Корсаков, Аренский, Варламов, Балакизов, Рахманинов и др.

Литературоведы. Чайковский, тонкий ценитель поэзии, считал поэта “безусловно гениальным”. В одном из писем он высказывал недоумение по поводу того, что находятся “господа, которые смеются над ним или находят, что стихотворение вроде “Уноси мое сердце в звенящую даль” есть бессмыслица, и называл этих “господ” - “ограниченными” и “немузыкальными”. Здесь уместно вспомнить резкие высказывания против Фета революционно-демократической критики (Чернышевский, Писарев и др.).

Трудно поверить, что они были “ограниченными”. Почему же тогда они сознательно перечеркивали находки Фета, советуя использовать страницы его поэтических сборников для завертывания свечей, сыра, рыбы? Фет принадлежал к той группе литераторов, которые считали, что вечными темами поэзии могут быть только вечные темы любви и природы. Поэтическое искусство, полагали они, не может считаться свободным, если оно имеет какие-то социальные цели.

Декларируя свои взгляды, Фет в стихотворении “Муза” обращается к одному из поэтов некрасовского круга:

Зачем же лиру бьешь ребяческой рукой,
Что не труба она погрома?

В одной из своих статей поэт категорически заявлял: “…произведения, имеющие какую бы то ни было дидактическую тенденцию, - дрянь и только”. Как видим, Фет был истинным приверженцем “чистого искусства”. Его мысли: “ Если песня бьет по сердечной струне слушателя, то она истинна и права. В противном случае она ненужная парадная форма” и поэзия должна обходиться без “наставлений, нравоучений и всяческой дидактики”. Поэтому-то ее представители в пылу общественно-политической борьбы “уничтожали фетовскую поэзию, и в ее лице все “чистое искусство”, которое не отвечало их представлениям.

Учитель. Подведем итоги урока. Какой вывод можно сделать об оценке творчества Фета его современниками, используя прослушанный сегодня на уроке материал?

Ученик. Оценка творчества Фета была заведомо искаженной, она была подхвачена критикой революционного направления и долгое время не давала вдумчивым читателям почувствовать всю прелесть его произведений. В наши дни отношение к творчеству великого русского поэта изменилось.

Учитель. Завершим урок прослушиванием записей романсов русских композиторов, вдохновленных его лирическими произведениями.

(Звучат романсы)

Учитель. Да, действительно, в своих суждениях Фет был противником революционно-демократических взглядов. Но как художник он выразил ту правду душевных движений, ту жажду красоты и гармонии, которые навсегда останутся драгоценными для человека мыслящего и чувствующего.

(Далее заранее подготовленный ученик читает наизусть произведение Фета.)

Я понял те слезы, я понял те муки,
Где слово немеет, где царствуют звуки,
Где слышишь не песню, а душу певца,
Где дух покидает ненужное тело,
Где внемлешь, что радость не знает предела,
Где веришь, что счастью не будет конца.