Урок-исследование творческого метода писателя. Особенности изображения пейзажа в романе С.Крутилина

Разделы: Литература


Цели: знакомство с творческой судьбой писателя-земляка С. Крутилина, историей создания его романа "Липяги"; анализ отрывка-легенды о Денежном из главы "Назаркин клад", выявивший основные литературные и языковые особенности изображения пейзажа писателем; исследование стиля Крутилина на примере характерного для его творчества отрывка из романа; формирование самостоятельной активной жизненной позиции; получение возможности реализовать на практике свои межпредметные знания и умения; воспитание любви к родному краю и его знаменитым землякам, самостоятельности и ответственности.

К уроку предлагается опережающее домашнее задание:

I. Познакомиться с биографией нашего земляка - писателя С.А. Крутилина.

II. Вопросы для анализа текста:

Что такое легенда и чем она отличается от поверия?

Прочитайте отрывок из романа С. Крутилина "Липяги". Разделите отрывок на части и озаглавьте каждую.

Прежде чем проанализировать его, найдите в тексте следующие слова и выясните их лексическое значение в толковом словаре: лог, проточина, суходольный, полая вода, буруны, москали, на юру, отчужденный.

Найдите в отрывке просторечные слова и выражения и объясните, с какой целью автор использовал их в своем рассказе о Липягах?

Подчеркните в тексте наиболее яркие эпитеты и метафоры, описывающие пейзаж вблизи Липягов.

Задание на внимательность: соедините линиями следующие существительные и эпитеты: луг, овражки, почва, лог, место, буруны и болотистый, мрачноватый, отчужденный, живой, иссохшийся, суходольный.

Найдите пример олицетворения и объясните необходимость выбора этого приема. Поясните, каким образом они придают художественную выразительность тексту.

Скажите, какой смысл вкладывает автор в следующую фразу: "Каждой весной после полой воды, вырядившись по-праздничному, мужики с лопатами выходили в степь - чистить полевые колодцы"?

Найдите в тексте отрывки, показывающие соответствие между душевным состоянием автора-повествователя и окружающей его природой.

Найдите на карте Рязанской области Скопинский район и выясните, какие названия являются в отрывке фактографическими, а какие - вымышленными.

III. Индивидуальные задания:

Подготовить сообщение на 5 мин. о С. Крутилине и истории создания романа "Липяги".

Составить психологический портрет героя-повествователя на основе предложенного отрывка из романа.

Проконсультировавшись с учителем биологии, выяснить, как выглядят растения, упоминаемые в отрывке: конский щавель, повилика, кашка, краснотал, ежевика, осока, - и продемонстрировать в иллюстрациях.

Проконсультировавшись с учителем истории, выяснить, насколько достоверна история, рассказанная в отрывке, о Дмитрии Донском и Мамае.

Оборудование: мультимедийная презентация, состоящая из слайдов, книга С. Крутилина "Липяги", реферат ученицы О. Ульяновой "Мой земляк - писатель Сергей Крутилин и его роман "Липяги", раздаточный материал для учащихся, вырезки из газет, школьный атлас-определитель высших растений (авторы - В.С. Новиков, И.А. Губанов).

Эпиграф: Не всякому свойственна любовь к небольшому русскому селенью, самому обыкновенному и неприметному. Но тот, кому любовь эта не чужда, будет волноваться, читая "Липяги", будет задумываться, будет вспоминать прошлое и мечтать о будущем. И еще - будет жалеть тех, кому все это безразлично. (Сергей Залыгин)

Ход урока

Оргмомент.

- Сегодня разговор на уроке пойдет о нашем знаменитом земляке, считаю, незаслуженно забытом писателе Сергее Андреевиче Крутилине, авторе известного романа о деревне Липяги.

Полное и интересное исследование о творчестве писателя и его романе "Липяги" провела ученица вашего класса Олеся Ульянова. Вот ее реферат на тему "Мой земляк - писатель Сергей Крутилин и его роман "Липяги". Мне бы очень не хотелось, чтобы ее труд остался только на бумаге, поэтому сегодня мы продолжим работу в классе. Она тоже будет носить исследовательский характер - это исследование творческого метода писателя и анализ особенностей изображения пейзажа по эпизоду из главы романа "Назаркин клад".

В конце урока мы должны будем подвести итоги нашей работы, ответив на проблемный вопрос: какие особенности изображения пейзажа делают стиль Сергея Крутилина неповторимым в русской литературе?

А сейчас Олеся коротко познакомит вас с итогом своей работы. Она не только знакомилась с литературой по теме, но и побывала в Липягах, сделав удивительные по красоте снимки современной деревни. (В ходе сообщения ученицы демонстрируетя мультимедийная презентация).

Сообщение ученицы о С. Крутилине и истории создания романа "Липяги" (По материалам реферата Олеси Ульяновой "Мой земляк - писатель Сергей Крутилин и его роман "Липяги"").

1.jpg (7559 bytes)

Особое место в развитии литературы, в частности прозы скопинских авторов, занимает творчество моего земляка, известного писателя Сергея Андреевича Крутилина, ставшего лауреатом Государственной премии РСФСР им. М. Горького за написание романа "Липяги" о скопинской земле и ее людях. Я попытаюсь не только рассказать биографию писателя с помощью исследований о нем и его творчестве, но и проанализировать его роман "Липяги", обратив особое внимание на портретные характеристики и изображение пейзажа. Поездки в Липяги дополнили мое представление о той деревне, в которой происходит действие в романе. Мною были сделаны фотографии мест, где разворачиваются события на протяжении тридцати лет в романе. Считаю данную работу очень нужной и полезной, так как творчество моего земляка, писателя Сергея Крутилина, посвящено земле, на которой мы родились. Мы, молодое поколение, должны помнить о своих корнях и гордиться нашими известными людьми, ставшими славой скопинской земли.

Литературная судьба Сергея Крутилина - судьба поколения, родившегося в начале двадцатых годов XX столетия. Как и многие, он мог бы сказать: "Я рос в деревне:". Сергей Андреевич Крутилин, мой земляк, родился 2 октября 1921 года в селе Делехово Скопинского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Детство его прошло в селе под рязанским городом Скопином.

Первое масштабное произведение - роман "Подснежники" - вышел в свет в 1961 году. Он раскрывает процесс становления личности молодого человека в трудных условиях строительства целинного совхоза и посвящен молодым людям, работающим по освоению залежных земель. Несмотря на выразительность языка и динамизм диалога, роман несет черты очерковости и некоторого схематизма. Не таким мне показался после прочтения роман С.А. Крутилина о местах, родных и близких ему - о скопинской деревне Липяги. Он занимает особое место в творчестве писателя и носит характерный подзаголовок - "Из записок сельского учителя". Роман "Липяги", принесший писателю широкую известность, признание читателей и критики, в 1967 году будет удостоен Государственной премии РСФСР им. М. Горького и станет в одном ряду с "Пряслинами" Ф. Абрамова, "Ивушкой неплакучей" М.Н. Алексеева, эпическими романами А.С. Иванова, Г.М. Маркова. Среди изначальных книг деревенской прозы, появившихся в шестидесятых годах, выдержавших испытание временем, прочно вошедших в читательский обиход, и следует назвать "Липяги" Сергея Крутилина. Этот роман занял место в нашей литературе среди книг таких известных писателей, как Михаил Алексеев, Владимир Солоухин, Сергей Воронин и других.

С жесткой язвительностью и достоверностью описывает Крутилин процесс деградации советского села, развращаемого и разоряемого некомпетентным администрированием, круговертью "привозных" председателей колхозов. Роман, состоящий из 22 глав-новелл, претендует не только на содержательную (чему способствует и фрагментарность повествования, децентрализация героя) многотональность. В нем - и развертываются острые психологические сцены ("Ракиты", "Баллада о колодце"), и звучат лирико-публицистические отступления ("Назаркин клад"). Первые главы романа "Липяги" появились в 1963 году. В первооснове "Липягов" - записи рассказов матери на своеобразных "семейных посиделках". Мать рассказывала о сельских пожарах, о попах, о том, как вели себя немцы во время непродолжительной оккупации наших мест. С. Крутилин побывал в Скопине - древнем центре этого края, заглянул он и в знакомое село. Но писателю захотелось посмотреть на все это шире, и он решил побродить по округе. Он пошел этим трактом - к Дону, на Куликово поле. На полпути, километрах в двадцати от Делехова, - село Липяги. И когда, спустя месяц, Крутилин вернулся домой, слово это - Липяги - не выходило у него из головы. Сергей Андреевич уже знал, что если напишет роман, то назовет его так: "Липяги" - этим русским, коротким и чуть-чуть загадочным словом.

Крутилину хотелось, чтобы рассказчик был лицом и чтобы он влиял на развитие сюжета. Значит, это должен быть человек, родившийся и выросший в Липягах. Он понял, что рассказчиком должен быть сельский интеллигент, коренной житель Липягов. Все повествование в "Липягах" и ведется от имени учителя, занимающегося с ребятишками в школе в рязанском селе. Но не надо учителя Андрея Васильевича Андреева, рассказывающего о своих близких, родных и друзьях, о путях и тропинках жизни в Липягах отождествлять с романистом, хотя общего в них много. В романе Крутилина герой-повествователь сдержан, старательно подавляет свою заинтересованность, но мы постоянно чувствуем его присутствие, его отношение к увиденному.

Первая часть "Липягов" появилась в № 2, 3 журнала "Дружба народов" за 1963 год. Она состояла из шести новелл: "Ракиты", "Назаркин клад", "Дом отца Александра", "Бирдюк", "Чебухайкин мед" и "Первый и последний". "В русском селенье" - так называлась статья Сергея Залыгина, опубликованная в №10 журнала "В мире книг". "Не хочу предрекать, - писал С. Залыгин, - что "Липяги" будут интересны каждому, независимо от возраста, от эстетических вкусов, наверное, это не так. Не всякому свойственна любовь к небольшому русскому селенью, самому обыкновенному и неприметному. Но тот, кому любовь эта не чужда, будет волноваться, читая "Липяги", будет задумываться, будет вспоминать прошлое и мечтать о будущем. И еще - будет жалеть тех, кому все это безразлично".

Вторая книга "Липягов" была опубликована в № 4, 5 журнала "Дружба народов" (1964). Сюда вошли "Баллада о сельском колодце", "Щегол в клетке", "Тише едешь - дальше будешь" и другие повести. Публикация романа была завершена в 1965 году. Писатель не связывает себя строго очерченными временными рамками. По ходу повествования автор то переносится в тридцатые годы, к своему далекому детству, то возвращается к нашим дням, то вспоминает тяжелую годину войны.

Персонажи ведут себя не как примелькавшиеся беллетристические герои, а как живые люди - с их радостями и горестями, эгоизмом и стремлением посвятить все свои дела не узколичным целям, а обществу. Повествователь выступает, так сказать, в роли третейского судьи, уверенного, что умная, деятельная жизнь не может быть бесплодной. В столкновениях не ставятся все точки над i. Автор дает возможность читателю поразмыслить над происходящим и определить свое отношение к людям.

Каков характер документальности, фактичности Липягов? Имеются ли реальные прототипы у Авдани, Чугунка, Володяки, Груни, Щегла, Лузянина, Ронжина, Парамонова, Бирдюка, Ванятки, Серебровского и других героев "Липягов"? Каков характер автобиографичности Липягов? Не хотелось разочаровывать читателей и говорить им, что он ни одного дня в своей жизни не работал учителем, что таких Липягов, которые изображены в романе, нет ни в Рязанской, ни в какой-либо другой области. Крутилин мог бы подробно рассказать десяток таких историй о том, откуда пришли в Липяги их герои. Так написаны и "Щегол в клетке", и "Лузянин", и "Посажёный отец", и "Бирдюк"... Даже география, о которой сказано, что она местная, делеховская, но даже и она не фактографична, а с большой долей обобщения. Например, в нашей местности нет такой речки Липяговка.

Все изобразительные части произведения (предметы быта, портреты, пейзажи) тесно связаны с образом героя-повествователя в романе. Пейзаж в романе Крутилина социален. Не может автор обойти стороной то, что бросается в глаза человеку, любящему родной край. Поэтому даже описание природы в романе сопровождается грустным голосом героя-повествователя: "На рыжих стенах мазанок белеет паутина. Ее так много, что она видна даже из окна. Паутина неподвижно висит в воздухе, как канат от колоколов, спускаясь откуда-то сверху до самой земли. Пока дойдешь из школы до дому, всего тебя опутает паутина - и лицо, и руки, и портфель с ученическими тетрадями". Но самое откровенное негодование вызывает у автора "Липягов" неумелое администрирование, неграмотные хозяева. Крутилин, вроде бы, и не критикует, однако грустные размышления заставляют нас задуматься о многом. Сколько одновременно гордости звучит в этих словах Крутилина, хотя "Липяги - не в пример другим рязанским селам - не могут похвастаться тем, что они выпестовали знатных земляков. Знатные рязанцы все почти родом из приокских сел: и Есенин, и Циолковский... А из наших Липягов ни одного знаменитого человека не вышло: ни поэта, ни певца, ни маршала". Есть в романе несколько легенд. Одна из них уже упоминавшая ранее - о дубе. Слышится в пейзажных зарисовках голос не только героя-повествователя, но и самого автора "Липягов", С.А. Крутилина.

Исследовательская работа привела меня к пониманию того, что процесс этот длительный, но очень интересный, требующий терпения и осмысливания материала. Собирая документальные факты, сведения о жизни С.А. Крутилина, я пришла к выводу, что открываю для себя страницы жизни не только конкретного человека, замечательного писателя, но и страницы нашей истории, рожденные трудным военным и послевоенным временем. Поиск, конечно, не закончен. Он и не может быть в данном случае законченным, так как воспоминания близких писателя, факты его жизни, требуют моего переосмысления, более глубокого понимания. Но важно, что эта работа захватывает, заставляет работать с документами, очень тщательно выбирать необходимый материал. Писатель Сергей Андреевич Крутилин (1921-1985) не написал своей биографии, не успел. Творчество его до сих пор не исследовалось, нет и творческого портрета писателя. Потому я и предпринимаю попытку рассказать о судьбе писателя и человека Сергея Крутилина без претензий.

- Есть ли у вас вопросы к Олесе?

Анализ отрывка из романа С. Крутилина "Липяги" (глава "Назаркин клад").

Домашнее задание: на четвертой странице у вас напечатан отрывок из романа Крутилина "Липяги" с заданием по аналогии с творческим заданием по материалам ЕГЭ по русскому языку (сочинение из 150 слов). Это и будет сегодня вашим домашним заданием. А анализ эпизода, который мы проведем на уроке, поможет вам в этой работе.

Анализ отрывка из романа мы начнем с теоретического вопроса (демонстрируется слайд).

Выберите определение, соответствующее понятию "литературный пейзаж":

Описание действий героев литературного произведения на фоне природы.

Изображение природных явлений, происходящих в жизни и на страницах художественного произведения.

Это описание природы в литературном произведении, часто определяющее действие персонажей, подчеркивающее настроения и чувства героев или автора.

Итак, верным является третье определение.

Дома вы прочитали отрывок из романа С. Крутилина "Липяги", разделили его на части и озаглавили каждую. Предложите свои варианты плана эпизода.

Учащиеся читают отрывок по частям и предлагают названия.

Примерный план (по ходу записывается на слайде):

1. Глухой лог.

2. Родники.

3. Легенда о кладе.

4. Колдовское место.

3. Что же такое легенда и поверие? Чем отличаются эти слова в своем лексическом значении? Какие определения вы нашли в толковом словаре?

Легенда - поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии; (перен.) вымысел, нечто невероятное. Поверие - суеверное предание, а также убеждение, основанное на таком предании и приметах.

4. Прежде чем проанализировать эпизод, объясните в тексте следующие слова:

Лог - широкий и длинный овраг (разг.).

Проточина - промытое водой отверстие, проход.

Суходольный - не имеющий достаточной влажности в долинах, в местности в водоразделах.

Полая вода - разлившаяся по вскрытии реки.

Буруны - пенистые волны.

Москали - русские.

На юру - на открытом возвышенном месте; на виду у всех, гдн все проходят.

Отчужденный - испытывающий отчужденность, выражающий отчуждение; погруженный в себя, безразличный к окружающему.

5. Крутилин рисует обычный пейзаж вблизи Липягов, при этом он настолько родной нам, что кажется и правда очень красивым. Какие наиболее яркие эпитеты и метафоры вы нашли в тексте?

Эпитеты: глухой, мрачноватый лог, место отчужденное.

Метафоры: желтоватая мозаика глиняных наносов, бежит рожденный им ручеек, на каждом шагу помогают ему другие ключи.

Вывод: в тексте не так много средств выразительности, но изображение пейзажа очень запоминающееся.

6. Так ли это? Задание на внимательность: соедините линиями следующие существительные и эпитеты:

7. В тексте есть несколько названий трав и цветов, растущих на территории нашего края. Крутилин создает привычный пейзаж средней полосы. Катя Есакова, увлекающаяся биологией, с помощью своего дедушки, Сергея Александровича, учителя химии и биологии, проанализировала текст этого отрывка с точки зрения фактографичности.

Ученица делает сообщение о видах растений, встречающихся в тексте (демонстрируется на слайдах).

Осока (74 вида). Растет по берегам водоемов, травяным болотам, топким местам (осока острая). Цветет в мае-июне.

Краснотал (ива остролистая). В народе его называют вербой. Красноталом вербу называют за красную окраску коры. Относится к семейству ивовые. Растет на песках. Часто в долинах рек. Цветет в апреле.

Щавель конский. Семейство гречишные. В народе называется конятник. Часто встречается на лугах, по берегам водоемов, в поселках, по обочинам дорог. Цветет в июне-июле.

Ежевика сизая. Семейство розоцветные. Растет по берегам рек, оврагов, опушкам. Цветет в июне-июле.

Кашка. Научное название таволга вязолистая. Относится к семейству розоцветные. Обыкновенное растение сырых лугов, болт, встречающееся также в лесах, по берегам водоемов и канавам. Цветет в июне-июле.

Повилика. Семейство вьюнковые. Повиликой у нас называют вьюнок полевой. Обычное растение. Встречающееся на полях, межах, в садах, на пустырях, по сорным местам, обочинам дорог, сухим лугам, долинным кустарникам. Цветет в мае-сентябре.

Вывод: Таким образом, Крутилин очень точен в подборе и изображении природы родного края. Он знает время цветения растений и точно следует фактам. Писатель Крутилин не только любит родные места, но и знает их.

8. Во всем ли так точен автор, ведь он создает художественное произведение? Дома вы должны были найти на карте Рязанской области Скопинский район и выяснить, какие названия являются в отрывке фактографическими, а какие - вымышленными. (Демонстрируется карта на слайде).

Точные названия: Липяги, Жерновский лес, Подвысокое, Затворное, Венев, Куликово поле.

Вымышленные: речка Липяговка, Денежное, Ясновое, Поповы Порточки, Разбойный лог.

9. Конечно, перед нами картина, во многом созданная в воображении автора. В тексте много вымышленных героев, в том числе и автор- повествователь - сельский учитель Андрей.

Найдите в тексте отрывки, показывающие соответствие между душевным состоянием автора-повествователя и окружающей его природой.

Ныне липяговцы не утруждают себя заботой о родниках. Теперь источник у Денежного, как и все другие полевые колодцы, запущен. Сруб давно сгнил; края расщелины, где бьет родник, заросли осокой; вокруг ключа, в траве, валяются ржавые банки из-под консервов, обрывки газет.

Автор-повествователь переживает оттого, что происходит в родном селе. Ему больно видеть разорение и равнодушие к природе.

10. Татьяна получила задание составить психологический портрет героя-повествователя на основе предложенного отрывка из романа, и в этом ей помогла наш школьный психолог. Что же у вас получилось?

Ученица читает составленный психологический портрет автора-повествователя.

11. Скажите, а какой смысл вкладывает автор в следующую фразу: "Каждой весной после полой воды, вырядившись по-праздничному, мужики с лопатами выходили в степь - чистить полевые колодцы"?

Эта работа была праздником, так как все понимали, что это нужно не только природе, но и людям. Для липяговцев чистка колодцев была священным действом.

12. Крутилин говорит языком простого народа, живущего в таких русских селах, как Липяги. Найдите в отрывке просторечные слова и выражения и объясните, с какой целью автор использовал их в своем рассказе о Липягах?

Названия растений: кашка, повилика; вырядившись, глубоченный, не пытал счастья, рылся, стычка. В авторском повествовании разговорная речь, просторечные слова служат средством стилизации.

13. Найдите пример олицетворения и объясните необходимость выбора этого приема. Поясните, каким образом они придают художественную выразительность тексту.

Белоглазая повилика, крутолобый скат. Олицетворения создают запоминающийся образ, выделяя наиболее существенную черту предмета.

14. А теперь давайте обратимся к легенде, хотя не она сегодня является предметом нашего исследования. Проконсультировавшись с учителем истории, Кирилл должен был выяснить, насколько достоверна история, рассказанная в отрывке, о Дмитрии Донском и Мамае.

Это легенда, вымысел, скорее всего, хотя и легенды возникают не на пустом месте. Возможно, и правда такой клад где-то недалеко от Липягов есть, ведь находят же до сих пор клады под Рязанью.

15. Выводы. Ответ на проблемный вопрос.

Итак, какие особенности изображения пейзажа делают стиль Сергея Крутилина неповторимым в русской литературе? Что вы записали в тетради?