Литература
-
Урок-мастерская "Тайны творчества" 2009
Урок знакомит учащихся с Юрием Ковалем, художественным своеобразием его прозы, стиля, продолжает формировать умение работать с текстом, самостоятельно трудиться и практически реализовывать полученные знания. Для создания атмосферы учебно-познавательной деятельности используются разнообразные методы: репродуктивный метод - опорные материалы с биографией, проблемный - сопоставление и сравнение, исследовательский, групповой, дифференцированный, творческий, метод коллективной проверки, а также дискуссионное обсуждение.
-
Урок-мастерская "Эссе (опыты)" для учащихся 10–11-х классов 2007
Прекрасные возможности для раскрытия и развития творческих способностей учащихся открываются на уроках русского языка и литературы, спецкурсах, факультативах при подготовке учащихся старших классов к итоговой аттестации. Именно такие занятия позволяют широко использовать инновационные технологии, в том числе уроки-мастерские, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить свое "я".
-
Урок-мастерская в 10-м классе "Базаров — нигилист!?" (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2009
Урок может быть проведен в составе темы «Образ Базарова». На уроке-мастерской систематизируются знания по содержанию романа, развиваются навыки критического мышления учащихся. Данный урок позволяет по-новому взглянуть на проблематику романа Тургенева, показать актуальность романа в наши дни.
-
Урок-мастерская в 6-м классе по теме: "Краткость и изобразительность миниатюр М.М. Пришвина" 2007
На уроке развития речи учитель пытается активизировать творческие способности всех учеников, учитывая их индивидуальные возможности, эмоциональные особенности. Вся работа проводится с опорой на миниатюры Пришвина. Учащиеся, анализируя одну из миниатюр, пытаются создать свои, что пробуждает интерес к процессу обучения. Работа идёт от простого к сложному и вызывает интерес у учащихся.
-
Урок-мастерская в 8-м классе по теме: "Прошлое — родина души человека"(по рассказу В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет") 2005
Урок-мастерская в 8-м классе по рассказу В. П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Урок рассчитан на 2 часа и предполагает на основе домашнего чтения анализ текста рассказа на уроке (групповые задания), а также обращение к семейному прошлому учащихся (через старые фотографии, воспоминания родителей, семейные реликвии).
-
Урок-мастерская для 11-го класса "История, которая "жжёт сердце" по рассказу В.П. Астафьева "Людочка" 2007
Мастерская даёт возможность для глубокой и плодотворной работы с текстом, позволяет включить учеников в творческий процесс, способствует совершению ими открытий, помогает ребятам познавать самих себя и определять своё место в мире. Эта форма занятия позволяет ребятам принять нравственные ценности, которые "пережиты" ими во время работы над текстом. Рассказ выбран не случайно: он оказывает сильное эмоциональное воздействие, наводит на размышления, воспитывает душу.
-
Урок-мастерская на тему "Стихотворения В.Хлебникова о природе" 2014
Урок помогает познакомить с поэтической личностью В.Хлебникова, фактами его биографии, стихотворениями, рисующими мир природы, вызвать интерес к его творчеству; расширить представления учащихся о словообразовательных возможностях русского языка, о роли и форме метафоры в поэтическом тексте.
-
Урок-мастерская по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина 2010
Урок позволяет на основе языкового анализа данной сказки подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказок Салтыкова-Щедрина.
-
Урок-мастерская по лирике Н.А. Некрасова "Мой Некрасов" (10-й класс) 2010
Мастерская рассчитана на два спаренных урока, целесообразно проводить её после изучения поэмы "Кому на Руси жить хорошо". В ходе урока учащиеся обращаются к личному опыту, с мастером, с поэтом. Учитель предлагает неадаптированные тексты, с которыми ученики разбираются самостоятельно в рамках парной, групповой работы, диалога. Мастерская построения знаний формирует вдумчивое чтение, погружение в текст, в каждое предложение, в слово. Учащиеся учатся анализировать стихотворение, определять основные мотивы и темы, обмениваются вопросами с другими.
-
Урок-мастерская по литературе "Художественное своеобразие лирики А.А. Ахматовой" 2012
Урок-мастерская проводится в социально-гуманитарном классе в конце изучения творчества А.А. Ахматовой. Цель: показать художественное своеобразие лирики поэтессы в сопоставлении с творчеством других поэтов, формировать навыки анализа художественного произведения, его восприятия, интерпретации. Урок вырабатывает умения доказывать свою точку зрения, сопоставлять, анализировать, предполагать, делать выводы, формировать мысль, чувства, общение.
-
Урок-мастерская по литературе в 5-м класе: "Как же сказка складывается?" 2005
В современной методике преподавания литературы особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. На уроке я стремлюсь организовать работу таким образом, чтобы все этапы урока были подчинены поставленной цели: усвоению законов данного жанра, опираясь на которые учащиеся смогут создавать свое произведение. На основе изучаемой на уроке сказки в итоге я планирую привести детей к построению универсальной композиционной схемы сказки, то есть хочу им показать, как она "складывается".
-
Урок-мастерская по литературе в 6 классе по теме: "Особенности лирики И. Бунина" 2005
Разработка урока-мастерской, цели которого: постижение художественных особенностей лирики И.Бунина на примере стихотворения "Детство"; совершенствование умений анализа лирического текста; развитие творческих способностей учащихся.
-
Урок-мастерская по литературе в 9-м классе по теме "Ключ к поэзии романтиков" 2010
Данный урок создает условия для постижения учащимися особенностей художественного мира поэтов-романтиков XIX века путём самостоятельного сопоставления их стихов со стихами поэтов XX века, развивает умения определять ритм стиха, характер рифмовки, делить стихотворение на строфы, определять автора по стилистическим и тематическим особенностям его стихотворения.
-
Урок-мастерская по литературе на тему: К.Г. Паустовский "Теплый хлеб". 5-й класс 2010
Тип урока: изучение содержания сказки, исследование текста. В ходе занятия идёт отработка умения анализировать, вступать в диалог по прочитанному произведению. Ребята учатся грамотно и полно давать ответы на поставленные вопросы; делают выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки. Учатся отвечать за свои поступки.
-
Урок-мастерская по литературному чтению по произведению Л.Н. Толстого "Лев и собачка" 2009
Урок литературы разработан в технологии творческой мастерской. Учащиеся совершенствуют речевой, коммуникативный навыки, продолжают учиться работе с текстом. Такая форма построения урока позволяет проявить творческие способности, фантазию детей. Работа в группах развивает навыки взаимодействия. Изучаемое произведение позволяет содействовать воспитанию в учащихся чувства милосердия, сочувствия.
-
Урок-мастерская по новелле О.Шестинского "Стук в дверь". 8–9-й классы 2011
Проблема нравственного выбора – неотъемлемая спутница нашей жизни. Выбор жизненных ценностей и нравственных приоритетов оказывает влияние на судьбу каждого человека. Урок по новелле О.Шестинского "Стук в дверь" дает возможность учащимся 8–9-х классов поразмышлять над этими важными проблемами. Обращение к истории страны, трагическим дням блокады Ленинграда поможет учащимся осознать величие подвига жителей города.
-
Урок-мастерская по рассказу А.П. Платонова "Юшка". 7-й класс (с использованием метода "шести шляп мышления") 2010
Урок – мастерская творческого письма, ценностных ориентаций и построения знаний, целью которой является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения. Метод «шесть шляп мышления» позволяет разделить разные аспекты мышления, тренировать или использовать их по отдельности.
-
Урок-мастерская по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий" 2011
На уроке исследуются особенности стиля А.П. Чехова – мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади емко сказать много. Использование элементов технологии критического мышления и ИКТ позволяет привлечь всех учащихся к поиску.
-
Урок-мастерская по рассказу Б.Васильева "Великолепная шестерка". Равнодушие – тяжкая болезнь души" 2010
В рассказе Б.Васильева слышится боль за человека и окружающую среду. Шестеро мальчиков, накатавшись на старых лошадях, оставили их, привязав к дереву, умирать. Автор использует прием антитезы. Великолепной шестеркой называют мальчишек в летнем лагере: они очень талантливы.
-
Урок-мастерская по рассказу В.Пелевина "Жизнь и приключения сарая Номер XII" 2009
Данный урок - мастерская творческого письма, ценностных ориентаций и построения знаний, целью которой является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения. Мастерская формирует аналитические навыки при работе с текстом, навыки сжатого отбора материала и создания монологического высказывания.
-
Урок-мастерская по рассказу В.Пьецуха "Жена Фараона" 2012
Урок посвящен анализу рассказа, может быть проведен на занятиях элективного курса в 10–11-м классе по современной литературе при изучении темы «Выбор жизненного пути». Используются технологии: развитие критического мышления, чтение с остановками. На уроке развиваются навыки анализа эпического текста, творческие способности учащихся.
-
Урок-мастерская по рассказу И.Э. Бабеля "Переход через Збруч" 2009
Выбор формы работы обусловлен сложностью изучаемого текста. Урок-мастерская (или урок с элементами мастерской) позволяет, обращаясь в первую очередь к чувствам ученика, разбудить его личную заинтересованность в изучении темы, раскрыть и реализовать творческий потенциал каждого. Работа в группе снимает синдром тревожности, активизирует деятельность учащихся, позволяет выполнять максимальный объём работы.
-
Урок-мастерская по рассказу Л. Петрушевской "Борьба и победа" 2011
Урок-мастерская по рассказу Л. Петрушевской «Борьба и победа» предполагает развитие критического мышления, аналитических навыков при работе с текстом, формирование духовно-нравственных качеств личности. Неоднозначность трактовки образа героини произведения способствует рефлексии, формированию навыка адекватного поведения в условиях нравственного выбора.
-
Урок-мастерская по рассказу Л.Петрушевской "Глюк". Тема урока "Быть или не быть" 2008
Урок-мастерская по литературе «Быть или не быть» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк». Данная форма проведения урока направлена на развитие ассоциативно-образного мышления, развитие воображения, фантазии. Авантюрная завязка урока вызывает интерес к рассказу. Вопросы и задания заставляют думать и размышлять, каждый ребенок имеет право на собственное мнение.
-
Урок-мастерская по рассказу Уайльда "Кентервильское привидение" в 6-м классе 2009
Принципиальное отличие мастерской от обычного урока - это рефлексия, то есть анализ своего пути, успеха и неуспеха на всех этапах. Работа учащихся не оценивается учителем. Сверяя свои прежние знания с тем новым знанием, которое ученик выстроил сам, испытывая этот «разрыв», он восходит к своему «Я», раскрывается, растёт, приобретает веру в свои возможности.
-
Урок-мастерская по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса". 10-й класс 2011
Целью урока является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения. Мастерская формирует аналитические навыки при работе с текстом, навыки сжатого отбора материала и создания монологического высказывания, развивает образное мышление, внимание к слову, воображение, творческие способности, критическое мышление, рефлексивные способности.
-
Урок-мастерская по творчеству В.В.Маяковского. Индивидуальные особенности стиля. 11-й класс 2017
Урок построен по технологии педагогических мастерских. Это способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразованию и самореализации личности; повышению педагогического мастерства учителя. Закрепить представления учащихся об особенностях поэтики В.В.Маяковского; содействовать умению анализировать лирическое стихотворение, опираясь на литературоведческую терминологию.
-
Урок-мастерская по теме: "Звуки и смыслы" 2006
Урок-мастерская состоит из 6 этапов. От погружения учащихся в удивительный мир звука (на первом этапе) до понимания связи звука и смысла слов и создания собственного текста, используя прием звукописи (на шестом этапе). Главное назначение мастерской – раскрепостить воображение детей, дать им возможность пережить бесконечное разнообразие и богатство ассоциативных связей звуков и слов. Получить первые навыки восприятия стиха с точки зрения звуковой организации. Понять значение каждого звука в слове и значение самого слова. Насколько слово может быть емким, ярким, и как звуковая организация помогает понять замысел автора.
-
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад" 2007
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма, который проводится после предполагаемого прочтения пьесы А.П. Чехова дома. Позади - определённый опыт работы с чеховскими произведениями, сведения из биографии автора, чтение писем писателя. Всё это даёт возможность говорить о формировании личного отношения к творчеству А.П. Чехова и помогает строить разговор о такой простой и в то же время непростой пьесе, как "Вишнёвый сад".
-
Урок-мастерская построения знаний и творческого поиска: "Пленительный узор стихотворения" (Что организует стихотворную речь?) 2006
Мастерская проводится на уроке литературы в 6-м классе при изучении темы "Двусложные стихотворные размеры". При такой организации урока работа со стихотворением представляется как лично, так и общественно значимым делом, становится средством познания мира и самопознания. Урок призван помочь шестиклассникам осмыслить понятия: рифма, ритм, стихотворный размер. Учащиеся пройдут путем поиска тайны стихотворной речи.