ЦЕЛЬ УРОКА: доказать, что Пушкин А.С. – действующее лицо романа и увидеть Пушкина – поэта и человека.
ЭПИГРАФ к уроку: “ Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека”. В.Г. Белинский.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Пушкина А.С. работы Тропинина В.А. (1827)
Ход урока
I. Слово учителя
Вы, конечно, помните, что слова, поставленные в заглавие сегодняшнего урока, принадлежат Евгению Онегину, который пытается объяснить Татьяне Лариной, почему он не может ответить на ее любовь. Но подзаголовок указывает на то, что речь сегодня пойдет не о нем, а об Авторе романа, о Пушкине А.С. Те, кто внимательно читал “Евгения Онегина”, не могли не заметить, что авторское “я” встречается на каждой странице, рядом с каждым героем мы “видим” лицо поэта. Он – “приятель” Онегина и “хранитель” письма Татьяны.
Но только ли в роли рассказчика и “ свидетеля” событий выступает поэт? Только ли цель его – показать типичного представителя своей эпохи? Ведь не только Онегин, но и сам Пушкин представляет эпоху декабристов. И не столько Онегин, сколько Пушкин был лучшим представителем этой эпохи.
Многие исследователи творчества А.С.Пушкина (в том числе автор вашего учебника А.Г.Кутузов) считают, что Автор – один из центральных образов романа, он раскрывается в лирических отступлениях (их 27) и лирических вставках (их 50, они отличаются меньшим объемом, имеют характер замечаний, а не монологов). Попробуем доказать или опровергнуть эту мысль, проанализировав соотношение сюжетных коллизий и авторских отступлений.
А еще попробуем увидеть Пушкина-человека за строками его стихов.
II. Проверка домашнего задания
Схема по тексту романа “Евгений Онегин”: слева – основные события (сюжет), справа – авторские отступления (их содержание). Один ученик воспроизводит сюжетную канву, а второй параллельно (по главам) называет лирические отступления с указанием строф.
Глава первая
1. Детство и юность Онегина. | 1.О театре.XVIII-XIX |
2. Петербургский день Онегина. | 2. О балах и ножках . XXIX-XXX |
3. Хандра. | 3. О свободе.L |
4. Попытки найти себя. | 4. О романе и его герое.LVI-LX |
Глава вторая
1. Онегин в деревне. | 1.О страстях.XVIII |
2. Онегин и Ленский. | 2.О назначении поэта.XXXIX |
3. Семейство Лариных. |
Глава третья
1. Визит к Лариным. | 1. О романах.XI-XIV |
2. Любовь Татьяны. | 2. О красавицах.XXII-XXIII |
3. Письмо Татьяны. | 3. О русской речи.XXVII-XXIX |
.Глава четвертая
1. Объяснение Онегина и Татьяны. | 1. О любви.VII-VIII |
2. Любовь Ленского и Ольги. | 2. О родне.XX-XXII |
3. Жизнь Онегина в деревне. | 3. Об альбомах.XXVIII-XXX |
4. Беседа Онегина с Ленским. | 4. О критиках и одах.XXXII |
5. Осень – зима.XL-XLII | |
6. О вине и трубках.XLV-XLVII |
Глава пятая
1. Гадание Татьяны. | 1. О зиме.I-III |
2. Сон Татьяны. | 2. О мазурке.XLII |
3. Именины. |
Глава шестая
1. Вызов на дуэль. | 1.О дуэлях.XXXIII-XXXIV |
2. Встреча Ленского и Ольги. | 2.О расставании с юностью. |
3. Ночь перед дуэлью. XLIII-XLVI | |
4. Дуэль. |
Глава седьмая
1. Судьба Ленского и Ольги. | 1. О весне.I-IV |
2. Татьяна в доме Онегина. | 2. О зиме.XXIX-XXX |
3. ”На ярманку невест”. | 3. О дорогах.XXXIII-XXXV |
4. Татьяна в Москве. | 4. О Москве.XXXVI-XXXVIII |
5. О московских красавицах.LII |
Глава восьмая
1. Онегин в Петербурге. | 1. О музе и Лицее.I-VI |
2. Встреча с Татьяной. | 2. О молодости.X-XI |
3. Любовь, письмо, объяснение Онегина с Татьяной. | 3. Обращение к читателю. XLIX-LI |
III Вывод (делают учащиеся)
Обратим внимание на то, что сюжетных моментов почти столько же, сколько авторских отступлений, т.е. автор живет и действует в романе наравне со своими героями. А значит, он такой же герой романа, как и они. И хотя герои его вымышленные, Пушкин А.С. делает их вполне реальными именно своим присутствием.
Автор выступает не только в роли рассказчика, не только в роли свидетеля описанных событий, но и в роли их участника. А значит, он такое же действующее лицо, как и герои романа. И когда он пытается дистанцироваться от своего героя
/Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет…/,
поневоле возникает вопрос: а каков же Вы, Александр Сергеевич Пушкин?
Попробуем представить себе Пушкина – человека, обратившись к лирическим отступлениям.
IV. Задание классу. Сгруппируйте лирические отступления по темам.
Учащиеся должны обозначить следующие темы:
1. Картины природы.
2. Особенности русской жизни.
3. Размышления поэта о своей жизни: юности, молодости, зрелости.
4. Размышления об искусстве, творчестве, литературе, театре.
V. Работа в группах. (Их четыре – в соответствии с количеством тем, группы создаем произвольно, можно – из учащихся, сидящих рядом) Проанализируйте 2-3 отступления и попытайтесь охарактеризовать автора. Выступает один человек от группы. Корректируя выступления, создаем следующий конспект:
1. Пушкин любит природу, он эмоциональный человек, его восприятие природы радостно, он – ее часть.
2. Поэт любит жизнь, он активно участвует во всех ее проявлениях; вино, красавицы, балы, дуэли – часть его жизни, ничто человеческое ему не чуждо, и вместе с тем, вспоминая пережитое, он понимает, что это лишь веяния юности, молодости; зрелость заставляет его на многие вещи взглянуть иронически.
3. Размышляя о своей жизни, Пушкин пытается объяснить читателю, что за внешними проявлениями нужно видеть личность человека, и главные качества личности – это любовь к свободе, к Родине, понимание ценности дружбы, любви, искренности, презрение к пошлости, лицемерию.
4. Жизнь, по мнению поэта, только тогда интересна, тогда имеет смысл, когда у человека есть дело, которому он посвящает всего себя; для Пушкина - это творчество, служение Музе.
VI. Итог урока. Обобщение
Взгляните на портрет А.С.Пушкина, написанный В.А.Тропининым в 1827 году, как раз в то время, когда поэт работал над романом “Евгений Онегин”. Удалось ли художнику передать какие-то черты личности Пушкина? Совпадает ли ваше сегодняшнее представление о поэте с тем, что удалось запечатлеть Тропинину?
До сегодняшнего урока, изучая жизнь и творчество А.С.Пушкина, мы говорили лишь о биографии поэта, периодах и особенностях его творчества;
анализируя его произведения, пытались разглядеть отдельные черты автора.
Сегодня Пушкин сам рассказал нам о себе, мы увидели поэта и человека сразу.
Его роман можно считать исповедью.
Прав ли был В.Г.Белинский, когда писал: “Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека”?
VII. Домашнее задание. На выбор.
1. Сочинение-рассуждение “Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека”.
2. Сочинение-эссе “Мой Пушкин”.