Знать: содержание пьесы, жанровые особенности.
Уметь: производить анализ содержания диалогов и монологов, сцен; определять тему, идею, формулировать связанные и с ними проблемы и на основе анализа делать выводы, заключения; работать со словом; характеризовать, сопоставлять.
Особенности подготовки урока: Д/З выписать значения слов “конфликт”, “трагическая острота” из толкового словаря.
Формы работы: эвристическая беседа, работа в группах.
Урок 1
1. Работа с понятиями, разбор содержания темы (выяснить смысл названия темы).
Учитель: Выделить ключевые слова темы и дать им смысловое толкование (Д/З: выписать значения слов).
Ученик: Кл. Слова:
- “трагическая острота”,- исход со смертельным концом.
- “конфликт”- столкновение, доведенное до самого верхнего пика напряжения в отношениях. (Записать на доске.)
Учитель: В чем смысл урока?
Ученик: Столкновение Катерины (ее характера, натуры, мировоззрения) с “темным царством” (его жизненными законами) достигает своего апогея, жизнь Катерины становится невыносимой и она гибнет.
2. Работа по теме.
А) Учитель: Сформулируйте вопросы, которые заключены в названии темы.
Ответ записать на доске (у доски работают 2 ученика, которые записывают, чтобы учитель не тратил на это время).
1). Почему произошел конфликт? Можно ли бы его
избежать?
2). Почему Катерина выбрала смерть? Был ли у нее
выбор?
Учитель: Поставленные вопросы являются проблемными. Мы должны найти на них ответы на основе содержания пьесы. Чтобы найти ответ на 1-й вопрос необходимо исследовать природу взаимоотношений Катерины и “темного царства”.
Б) Следует разбор текста, анализ сцен, диалогов, монологов, авторских ремарок. Анализируется характер Катерины, ее взгляды, отношение к мужу, ее родственникам, людям, ее роль в сопоставлении с характерами представителей “темного царства” и заполняется таблица в тетрадях.
Катерина. | “Темное царство” |
Доброта, Честность, Высокая духовность, Культура, Трудолюбие, Искренность, Истинная вера в бога, И жизнь по его заповедям, Совестливость, Вольнолюбие, Поэтичность. |
Эгоизм, Грубость натур, Лицемерие, Невежество, Консерватизм, Боязнь всего нового, Властолюбие, Ненависть ко всем, кто не хочет жить по их законам, Жадность, Лживость. |
3. Обобщение по произведенному анализу (запись в тетради).
Основа конфликта: разница в воспитании, разные жизненные принципы, взгляды на семейные отношения, отношения к людям. Все это угнетало Катерину. Душевные муки росли с каждым днем.
Последней каплей, положившей конец терпению Катерины, стал отъезд мужа. Оскорбленная, униженная свекровью и покорным мужем, она чувствует, что жить в этом доме становится невыносимо. Муж не защитник. Он сломан сам. Поэтому конфликт становится неизбежен. Он заключается в том, что Катерина должна была в поисках выхода, переступить через законы, заведенные хозяевами жизни города.
Урок 2. Продолжение работы по теме.
Учитель: Итак, мы ответили на 1-ый вопрос: жизнь Катерины в среде “темного царства” становится невыносимой и конфликт неизбежен. Почему неизбежен? Какую проблему поднимает автор?
Ученик: Далее решается проблема выбора: что предпринимает Катерина, чтобы изменить свою жизнь? По какому пути она пойдет? Думаю, у нее было 3 пути:
- Смириться и жить по законам ей навязываемым “темным царством”
- Бежать с любимым человеком- Борисом
- Покончить жизнь самоубийством, что она и сделала.
Учитель: Почему она выбрала 3-ий путь?
Ученик: Катерина выбрала смерть, потому что она вступила в конфликт сама с собой, она переступила собственные нравственные законы, по которым жила, но привели ее к этому обстоятельства. Ложь, ханжество, давление Кабанихи на всех членов семьи, отсутствие всякой возможности жить так, как хотелось, несвобода во всем сделали саму жизнь, дом, невыносимыми.
Катерина просит Тихона взять ее с собой в поездку, но он отказывает ей. Ведет себя малодушно.
Он раб своей маменьки. И Катерина поняла, что она не дождется радости в этом доме. И тогда она решается на свидание с Борисом, хотя мучается, терзается, но желание хоть раз поступить так, как хочется одерживает верх: “Будь что будет, а я Бориса увижу. Ах кабы ночь поскорее!”
Учитель: Оправдались ли надежды Катерины?
Работа в группах:
- Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод.
- Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл1,4,6), ее символическое значение.
- Третья группа: анализ д.5 – явл.2
Ученик (вывод): Надежды Катерины в любви к Борису не только не оправдались, но и стало даже хуже. Совестливая Катерина, не умеющая жить во лжи, испытывает сильные нравственные муки, чувствует себя грешницей, которая может отчиститься лишь в аду. Борис тоже, как и Тихон, оказался слабым человеком, он не мог быть ей парой, хотя духовно он был ей ближе, чем Тихон. Он уезжает, призывая Катерину смириться, покориться свекрови. Теперь ей предстоит остаться наедине с позором и с душевными муками. И она приходит к мысли, что лучше умереть. Трагически звучит ее монолог (анализ д.5, явл.6).
В первых трех строчках слово могила повторяется 4 раза, и, наконец, она (в 5-ый раз!) повторяет его: “Под деревцем могилушка… как хорошо…..”
“…И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!”
В ее монологе могила противопоставляется дому, а значит и самой жизни.
В могилах – хорошо, дома – плохо, а больше идти-то некуда. Вот и получается, что выход у нее один – могила. Из ее монолога следует, что жить так, как ее вынуждают, она не хочет. Значит, другого выбора нет. В этом и заключается трагедия ее жизни. А смерть ее можно рассматривать как протест против устоев жизни “темного царства”. (Не все ребята согласятся с тем, что смерть Катерины – протест, поэтому была поставлена проблема следующего урока: Смерть Катерины – протест или смирение, подвиг души или ее смятение, слабость?).