Урок литературы в 10-м классе по теме: "Нужны ли нам сегодня стихи А.А. Фета?"

Разделы: Литература


Форма урока: ролевая игра.

Цели урока:

  • понять суть литературно-критических столкновений во второй половине XIX века;
  • развивать умение анализировать поэтические произведения;
  • формировать навыки работы в сотрудничестве.

Оборудование: портрет А.А. Фета, таблички с названиями редакционных отделов, репродукции картин известных художников, на доске цитаты:

Произведения Фета годны “для оклеивания комнат под
обои и для завёртывания...
копчёной рыбы”.

Д.И.Писарев.

“Стихотворение ваше...
прекрасно”.

Л.Н.Толстой.

“Фет есть явление
совершенно исключительное.
Фет напоминает мне Бетховена”.

П.И.Чайковский.

 

“Их могла бы написать лошадь, если б выучилась
писать стихи”.

Н.Г.Чернышевский.

Урок проводится как итоговый, обобщающий знания учащихся о творчестве поэта. Учащиеся заранее получили групповые задания: подобрать материал по заданной теме, провести выборочный опрос учащихся школы.

I. Вступление. Учитель в роли “Главного редактора”.

Сегодня вы присутствуете на заседании редакционного совета издательства “Прогресс”. Нам необходимо решить, включать ли в план издательства на 200.. год издание стихов А.А.Фета, поэта XIX века.

Здесь присутствуют сотрудники литературно-критического отдела, музыкально-критического, биографического, художественного, пригласили мы и социологов.

Ознакомьтесь с предложенными на рассмотрение материалами, обсудите их в своей группе.

П. Обсуждение в группе.

Каждая группа учащихся получила своё задание. В каждом отделе задания сформулированы так, чтобы звучали противоречивые мнения. Руководитель группы распределяет вопросы, руководит обсуждением, оценивает работу учащихся.

III. Решение проблемы урока.

Итак, начнём обсуждение нашей проблемы: “Стоит ли сегодня публиковать стихи А.А. Фета?”

1. Литературно-критический отдел, 2группы.

Задание 1 группы: “Изложить взгляды революционно-демократических критиков на лирику Фета”.

Задание 2 группы: “Доказать, что оценка творчества Фета была заведомо искаженной”.

В результате дискуссии сотрудники литературно-критического отдела пришли к единому мнению: поэзия А.А.Фета заслуживает внимания.

2. Музыкально-критический отдел, 1 группа.

Задание: “Показать особенность стихов Фета - их музыкальность”

3. Биографический отдел, 2 группы.

Теперь возникает ещё один вопрос: необходимо ли печатать биографию поэта? Не помешает ли это восприятию стихов?

Высказывания биографического отдела, 2 группы. Задание: “Нужно ли изучать биографию поэта?”.

4. Художественный отдел.

Необходимо продумать художественное оформление книги. Я предлагаю использовать репродукции картин известных художников. Художественный отдел получил задание выбрать подходящие репродукции.

Высказывания шестой группы.

Задание: “Выбрать те репродукции, которые соответствовали бы стихам Фета, обосновать ответ”.

5. Социологи.

И ещё один, очень важный, вопрос - финансовый. Вы все знаете, что издание книги стоит очень дорого. Окупятся ли наши затраты?

Я пригласила на наше сегодняшнее заседание совета социологов, которые провели среди школьников опрос: “Знаете ли вы, кто такой Фет?”.

Высказывания седьмой группы сопровождались видеозаписями.

IV. Учащиеся делают вывод, принимают решение о публикации. Учитель подводит итог.

Итак, мы пришли к выводу, что поэзия не умирает. Нельзя не согласиться со словами Боткина: “Разве мелодия, которая усладила наше сердце, менее дорога нам оттого, что она ничего не говорит о современности?” Прислушайтесь к стихам Фета:

Целый мир от красоты
От велика и до мала.
И напрасно ищешь ты
Отыскать его начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.

Меняется политическая обстановка, меняется жизнь общества, но остаются вечными общечеловеческие ценности: любовь, красота женщины, восхищение красотой природы.