Форма урока: ролевая игра.
Цели урока:
- понять суть литературно-критических столкновений во второй половине XIX века;
- развивать умение анализировать поэтические произведения;
- формировать навыки работы в сотрудничестве.
Оборудование: портрет А.А. Фета, таблички с названиями редакционных отделов, репродукции картин известных художников, на доске цитаты:
Произведения Фета годны “для оклеивания комнат под
обои и для завёртывания...
копчёной рыбы”.Д.И.Писарев.
“Стихотворение ваше...
прекрасно”.Л.Н.Толстой.
“Фет есть явление
совершенно исключительное.
Фет напоминает мне Бетховена”.П.И.Чайковский.
“Их могла бы написать лошадь, если б выучилась
писать стихи”.Н.Г.Чернышевский.
Урок проводится как итоговый, обобщающий знания учащихся о творчестве поэта. Учащиеся заранее получили групповые задания: подобрать материал по заданной теме, провести выборочный опрос учащихся школы.
I. Вступление. Учитель в роли “Главного редактора”.
Сегодня вы присутствуете на заседании редакционного совета издательства “Прогресс”. Нам необходимо решить, включать ли в план издательства на 200.. год издание стихов А.А.Фета, поэта XIX века.
Здесь присутствуют сотрудники литературно-критического отдела, музыкально-критического, биографического, художественного, пригласили мы и социологов.
Ознакомьтесь с предложенными на рассмотрение материалами, обсудите их в своей группе.
П. Обсуждение в группе.
Каждая группа учащихся получила своё задание. В каждом отделе задания сформулированы так, чтобы звучали противоречивые мнения. Руководитель группы распределяет вопросы, руководит обсуждением, оценивает работу учащихся.
III. Решение проблемы урока.
Итак, начнём обсуждение нашей проблемы: “Стоит ли сегодня публиковать стихи А.А. Фета?”
1. Литературно-критический отдел, 2группы.
Задание 1 группы: “Изложить взгляды революционно-демократических критиков на лирику Фета”.
Задание 2 группы: “Доказать, что оценка творчества Фета была заведомо искаженной”.
В результате дискуссии сотрудники литературно-критического отдела пришли к единому мнению: поэзия А.А.Фета заслуживает внимания.
2. Музыкально-критический отдел, 1 группа.
Задание: “Показать особенность стихов Фета - их музыкальность”
3. Биографический отдел, 2 группы.
Теперь возникает ещё один вопрос: необходимо ли печатать биографию поэта? Не помешает ли это восприятию стихов?
Высказывания биографического отдела, 2 группы. Задание: “Нужно ли изучать биографию поэта?”.
4. Художественный отдел.
Необходимо продумать художественное оформление книги. Я предлагаю использовать репродукции картин известных художников. Художественный отдел получил задание выбрать подходящие репродукции.
Высказывания шестой группы.
Задание: “Выбрать те репродукции, которые соответствовали бы стихам Фета, обосновать ответ”.
5. Социологи.
И ещё один, очень важный, вопрос - финансовый. Вы все знаете, что издание книги стоит очень дорого. Окупятся ли наши затраты?
Я пригласила на наше сегодняшнее заседание совета социологов, которые провели среди школьников опрос: “Знаете ли вы, кто такой Фет?”.
Высказывания седьмой группы сопровождались видеозаписями.
IV. Учащиеся делают вывод, принимают решение о публикации. Учитель подводит итог.
Итак, мы пришли к выводу, что поэзия не умирает. Нельзя не согласиться со словами Боткина: “Разве мелодия, которая усладила наше сердце, менее дорога нам оттого, что она ничего не говорит о современности?” Прислушайтесь к стихам Фета:
Целый мир от красоты
От велика и до мала.
И напрасно ищешь ты
Отыскать его начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.
Меняется политическая обстановка, меняется жизнь общества, но остаются вечными общечеловеческие ценности: любовь, красота женщины, восхищение красотой природы.