Урок литературы в 10-м классе по теме «Обзор русской литературы XVIII – начала XIX века. Ломоносов. Державин, Карамзин» (УМК под ред. Ю.В.Лебедева. Базовый и профильный уровень)

Разделы: Литература

Класс: 10

Ключевые слова: сравнительный анализ


Данный урок является вторым после вводного в календарно-тематическом планировании уроков литературы в 10 классе по учебнику Ю.В.Лебедева.

Если уровень изучения предмета базовый, то в планировании отводится на данную тему один час, если профильный – шесть часов. В соответствии с этим, а также уровнем подготовленности класса и желанием учителя можно использовать этот урок в работе по программе любого уровня.

Работа с предлагаемым материалом может завершиться письменной домашней работой, может быть продолжена на следующих уроках, когда речь пойдет о языковой реформе Карамзина, языке произведений Крылова, «школе гармонической точности» Батюшкова и Жуковского.

На данном уроке начинается разговор о литературе и языке XVIII века, с тем чтобы развить и продолжить эту тему и дать учащимся возможно более широкое представление о богатстве русской литературы.

Цель урока:

  • повторить изученное о литературе XVIII века в 9 классе;
  • расширить знания учащихся о литературе данного периода.

Задачи урока:

  • формировать умение анализировать поэтический текст;
  • способствовать формированию умения узнавать на основе анализа текста время его создания и автора;
  • формировать умение узнавать индивидуальный авторский стиль;
  • продолжить развивать навыки комплексного анализа текста (лексика, синтаксис, средства выразительности).
  •  

Планируемые результаты:

  • развитие навыка чтения выразительного и аналитического;
  • развитие умения общаться с одноклассниками по заданной теме;
  • развитие умения высказывать и аргументировать свое мнение о прочитанном тексте;
  • развитие умения выслушивать одноклассников и вести дискуссию;
  • повторение изученного и изучение нового о литературе XVIII–XX веков;
  • расширение и углубление знаний о литературном процессе как едином явлении, о языковых процессах, происходивших в данный период;
  • формирование интереса к литературе как искусству, отражающему мир внешний и внутренний мир человека средствами языка богато, разнообразно и подчас неожиданно для учащихся;
  • формирование понимания богатства и бесконечного разнообразия русской литературы.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о литературном процессе и главных задачах изучения литературы в 10 классе.

Так как главная тема этого года – литература XIX века, нужно ли обращаться к литературе века предыдущего?

Высказывания учащихся по этому поводу о взаимосвязи и историческом литературном процессе.

2. Творчество каких писателей и какие произведения XVIII века изучали в 9 классе?

Ответы учащихся и запись в тетрадь основных имен: Ломоносов, Державин,Фонвизин, Карамзин. Вспоминаем произведения этих авторов, уже известные учащимся.

Повторение изученного о своеобразии их творчества, родах литературы, жанрах и литературных направлениях, в рамках которых их творчество развивалось. Материал для беседы можно найти, в частности, в учебнике литературы для 10 класса Ю.В.Лебедева в разделе «Русская литература первой четверти XIX века в преддверии А.С.Пушкина». Этот интересный и богатый материал можно использовать на уроке по-разному: подготовленные заранее индивидуальные задания, слово учителя с последующим домашним заданием, чтение фрагментов в  классе.

Раздаточный материал. Работа по заданиям.

(Работу можно организовать в группе, в паре, фронтально).

Выполните задания:

1. Прочитайте стихотворения, подготовьтесь к выразительному чтению.

2. Соотнесите текст и заглавия, помещенные под текстом.

3. Выскажите свои предположения о том, кому из поэтов XVIII века могут принадлежать эти стихотворения.

***

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в самой истине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,
Что видишь, всё твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому.

***

Счастлив, золотой кузнечик,
Что в лесу куешь один!
На цветочный сев лужечик,
Пьешь с них мед, как господин;
Всем любуяся на воле,
Воспеваешь век ты свой;
Взглянешь лишь на что ты в поле,
Всем доволен, всё с тобой.
Земледельцев по соседству
Не обидишь ты ничем;
Ни к чьему не льнешь наследству.
Сам богат собою всем.
Песнопевец тепла лета!
Аполлона нежный сын!
Честный обитатель света,
Всеми музами любим!
Вдохновенный, гласом звонким
На земли ты знаменит,
Чтут живые и потомки:
Ты философ! ты пиит!
Чист в душе своей, не злобен,
Удивление ты нам:
О! едва ли не подобен,
Мой кузнечик, ты богам!

***

Прости, надежда!.. и навек!..
Исчезло всё, что сердцу льстило,
Душе моей казалось мило;
Исчезло! Слабый человек!
Что хочешь делать? обливаться
Рекою горьких, тщетных слез?
Стенать во прахе и терзаться?..
Что пользы? Рока и небес
Не тронешь ты своей тоскою
И будешь жалок лишь себе!
Нет, лучше докажи судьбе,
Что можешь быть велик душою,
Спокоен вопреки всему.
Чего робеть? ты сам с собою! 
Прибегни к сердцу своему:
Оно твой друг, твоя отрада,
За все несчастия награда —
Еще ты в свете не один!
Еще ты мира гражданин!..
Смотри, как солнце над тобою
Сияет славой, красотою;
Как ясен, чист небесный свод;
Как мирно, тихо всё в Природе!

1. К самому себе (1795).

2. Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же.

3. Кузнечик (1802)

Как, по вашему мнению, соотносятся прочитанные стихотворения со следующими текстами?

Анакреонт. "К Цикаде". 5 в.до н.э.

Я считаю тебя счастливым, кузнечик,
Потому что на вершинах деревьев
Немного влаги выпив,
Словно царь поешь ты,
Будто все, что видишь в полях,
И что питают леса - твое.
Ты собеседник земледельцев,
Ничем нисколько не вредишь;
Ты уважаемый среди смертных
Сладкий вестник лета;
Тебя любят Музы, любит и сам Феб.
Он дал тебе звонкую песню,
И старость не мучит тебя.
Искусный, из земли рожденный, любящий песни,
Не знающий страданий, не имеющий крови в тебе,
Ты почти подобен богам.
Перевод А.Михайловой

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников, 1885-1922гг.
Кузнечик (первая редакция)

Крылышкуя золотописьмом негчайших жил
В кузов пуза кузнечик уложил
Много верхушек приречных вер.
Тарарапиньпинькнул зинзивер
О неждарь вечерней зари
Не ждал... Озари!
О любеди!..
1914

Работа с раздаточным материалом – текстами стихотворений Ломоносова, Державина и Карамзина.

  • Чтение первых трех текстов и подготовка выразительного чтения.
  • Выразительное чтение наиболее понравившегося стихотворения несколькими учащимися.
  • Объяснение своего предпочтения, смысловой анализ прочитанного.
  • Попытка атрибутировать стихотворения – определить автора, выбрать заглавия (они предложены после текстов).
  • Лексический, стилистический, синтаксический анализ стихотворений.

Попытка определить литературное направление, в рамках которого тексты созданы. Обращение к тезисам указанного учебника о невозможности говорить о чистом классицизме, сентиментализме и романтизме в русской литературе данного периода. Черты романтизма в стихотворении Карамзина. Грусть лирического героя стихотворения Ломоносова, близкая настроениям сентиментализма. Дидактичность стихотворения Державина, скрытая под похвалой кузнечику (параллели с одой «Фелица»). Тема природы и отношения к ней человека по всех трех стихотворениях. И т.д. Говорить об этих текстах можно много и интересно в зависимости от подготовленности класса.

Тезисы к работе со стихотворением Ломоносова.

Возможно, стихотворение уже знакомо учащимся, они его просто узнают. Вспоминаем другие произведения и размышляем о значительном отличии этого стихотворения от «Оды на день восшествия…» или «Вечернего размышления…». Сравниваем жанры – ода и лирическое стихотворение. Язык стихотворения: характер, мысли убеждения, преживания лирического героя становятся ясными через обрисовку им Кузнечика. Используются прилагательные (краткие, т.е. сказуемые) блажен, счастьем одарен, свободен, беззаботен. Они рифмуются, т.е. на них акцентируется автором внимание. Существительные не менее важны и интересны: тварь, царь (опять рифма), ангел. Анализ этих слов дает многое для понимания смысла стихотворения. Презренное внешне не является таковым по сути. В  чем же эта суть, т.е. смысл бытия, как понимает его лирический герой? Обратим внимание на глаголы: скачешь, поешь, не просишь, не должен. Свобода внутреннего мира и свобода творческого проявления – так можно понимать идеал лирического героя.

Можно обратить внимание на синтаксис – однородные члены, однородные придаточные; роль уступительного придаточного.

Тезисы к работе со стихотворением Державина:

Узнать автора можно по лексике, идеям и интонации. Стихотворение – обращение к кузнечику, как и стихотворение Ломоносова. Но значительны отличия.

Прославление и похвала кузнечику звучат как указание на то, что, в отличие от него, делает человек6 льнет к чужому наследству, обижает земледельцев, сердцем не чист и злобен. Державин, как и Ломоносов, пишет перевод-переложение Анакреонта. Но он ближе к оригиналу, сохраняет упоминание Аполлона и муз и т.п.

В стихотворении Ломоносова звучит общечеловеческая тоска по свободе, стихотворение Державина имеет социальную направленность. Вспомним «Фелицу», «Властителям и судиям». Идеалы поэта те же: справедливость, милость к слабым, честность в гражданской деятельности, чистота сердца и помыслов.

Так два поэта, перелагая один текст, высказывают дорогие им идеи.

Тезисы к стихотворению Карамзина.

Это стихотворение (сообщаем учащимся, что только фрагмент) выбрано потому, что оно близко предыдущим некоторыми мыслями, темами, идеями: антитеза человек – природа, размышления о смысле человеческой жизни, поиске истины. Оно контрастно предыдущим стихотворениям, так как создано в рамках другого литературного направления. Можно говорить о том, как меняется направление, стилистика, лексика с изменением мировоззрения. Обращаем внимание на лексику, говорим о роли «сердца» в раскрытии мира лирического героя, о том, что  это по сути предромантизм, а не сентиментализм в чистом виде (вспомним тезисы статьи в учебнике Ю.В.Лебедева. Говорим о роли Природы (большая буква!). Можно сопоставить заглавия: Кузнечики – обращения к другому, у Карамзина – «К самому себе». Происходит симтоматичный перевод взгляда, внимания лирического героя с мира внешнего, на мир внутренний.

Обратим внимание на разительное отличие синтаксиса: риторические вопросы и восклицания, короткие предложения. Обилие однородных членов, вопросно-ответная форма, параллелизм – все это делает стихотворение очень эмоциональным, в отличие от стихотворений Ломоносова и Державина, в которых мысли героя  передаются другими средствами, не эмоционально, а рассудочно.

Обращение к тексту Анакреонта. Предположения учащихся о том, почему это стихотворение им предложено. Размышления о вечных темах в литературе и связи русской литературы с литературой античной. Понятие «анакреонтическая лирика».

Обращение к стихотворению В.Хлебникова. Беседа о будущих путях развития русской поэзии, о вечности тем и разнообразии форм, поисках новых путей в поэзии, словотворчестве, силе, жизнеспособности русского языка. Попытка пробудить интерес к литературе XX века.

Результаты урока

  • Учащиеся повторили изученное и узнали новое о литературе XVIII–XX века.
  • Расширили и углубили знания о литературном процессе как едином явлении, о языковых процессах, происходивших в данный период.
  • Продолжилось формирование умения анализировать поэтический текст и атрибутировать его.
  • Формировался интерес к литературе как искусству, отражающему мир внешний и внутренний мир человека средствами языка богато, разнообразно и подчас неожиданно для учащихся.
  • Формировалось понимание богатства и бесконечного разнообразия русской литературы.

Домашнее задание

Написать небольшую работу по итогам урока на одну из тем:

  • «Кузнечик» Ломоносова и Державина. Попытка сопоставления.
  • «К цикаде» Анакреонта: от античности до Хлебникова (что привлекало русских поэтов в стихотворении античного поэта?).

Прочитать в учебнике литературы Ю.В.Лебедева раздел  «Русская литература первой четверти XIX века в преддверии А.С.Пушкина».

Подготовить индивидуальные сообщения о языковой реформе Карамзина, романтическом историзме Карамзина, творчестве К.Батюшкова и т.д. по решению и выбору учителя.