Технология: личностно-развивающий диалог.
Время: 80 минут.
Цели:
- Обсудить проблему: “отчего на свете доброе не ладится”, побудить учащихся к размышлению о нравственных причинах поступков героев произведения и случаев из жизненного опыта.
- Развивать культуру речи, коммуникативные навыки общения, умение вести диалог, выделять значимое в тексте, обращаться к мнению других для выражения собственных мыслей, умение переоформлять свой смысл, основываясь на мнении и опыте, сложившемся в культуре.
- Подвести детей к осознанию того, что каждый должен сам сделать свой собственный выбор в жизни, чтобы не причинить вред другому человеку.
1. Этап порождения смыслов.
Сегодня на уроке мы попытаемся поразмышлять над извечной проблемой: “отчего на свете доброе не ладится”? С самого раннего детства, когда мы еще не умеем читать и писать, наши мамы и бабушки, папы и дедушки читали или рассказывали нам замечательные сказки, и обязательно добрая сказка заканчивалась тем, что добро побеждает зло. А в реальной жизни почему-то так получается не всегда. Вот об этом мы сегодня и поразмышляем.
На прошлом уроке вы уже пытались выразить свое мнение по данной проблеме. (На предыдущем уроке был произведен первичный опрос в виде анкеты на заданный вопрос).
Я систематизировала ваши версии, вот, что у нас получилось:
- Выберите и запишите пять ключевых слов, с помощью которых вы бы ответили на данный вопрос. Вы можете оставить свое мнение, как вы ответили на вопрос на прошлом уроке, можете присоединиться к мнению других ребят.
Составление кластера.
Несколько человек зачитывают и обосновывают кластеры.
- К данному кластеру мы вернемся в конце урока еще раз, может быть, у кого-то появятся еще какие-либо мысли по данному поводу.
2. Этап организации смыслов (“составление карты смыслов”).
Чтение начала сказки Х.К.Андерсена “Путь к свету”. (На предыдущем уроке был использован прием “прерванное чтение”, учащимся было предложено написать, чем закончится сказка. По данным творческим работам составляется “карта смыслов”. В графе “Автор” фиксируются имена учащихся, выдвинувших данное предположение, если несколько ребят выдвигают одно предположение, то фиксируются на одной строке. Графа “Предположение” заполняется учителем, проанализировавшим творческие работы учащихся (данная графа индивидуальна для каждого нового урока). Графа “Версия” заполняется при обсуждении на уроке.
Автор | Предположение | Версия |
Герой-помощник. - Появился голубь - Увидел синичку - Туча не закрыла солнце - Сказочный феникс - Птицы, через несколько лет - Старая мудрая ворона - Прилетел соловей |
||
Кто и как помогает. - Мудрый справедливый правитель (волшебница) - Жена и дети ждут возвращения - Птица прилетала каждый день - Сон - Верь в свою мечту - Отнес письмо |
||
Финал. - Вернулся домой и жил долго и счастливо - Жизнь так и осталась пустой, прекрасное – только в мыслях и снах - Сказочное освобождение - Умер. В том светлом мире встретил жену и был счастлив, потому что там не было зла (улыбался, зная, что у них все хорошо) |
||
Последствия. - Люди дарили улыбки, желали счастья, везде царили спокойствие, мир и добро - Шел по земле, вселяя веру в других - Все люди стали жить в мире и справедливости - Соловей каждое утро пел у его окна |
- Почему именно данные птицы, насекомые, предметы ассоциируются с добрыми помощниками?
- Почему мы верим в волшебство сны мечты, когда говорим о добре? Почему важно верить, даже если кажется, что добрый финал не наступит?
- Почему у вас всех счастливый финал, даже если герой произведения умер?
- Почему хочется верить, что все стали счастливы?
(Учащиеся высказывают версии, обсуждают предположения – версии фиксируются в таблице).
- Сейчас мы узнаем, чем закончилась история у автора, и посмотрим, были ли у нас совпадения с авторским замыслом.
(У учащихся имеются на столах тексы, дочитывается произведение).
- Были ли у вас совпадения с авторским замыслом? Какие?
(Находят совпадения).
- Даже не догадываясь, что произойдет дальше, получив свои, совсем иные произведения, некоторые предположили замысел автора. Почему?
3. Этап стягивания смыслов.
- Давайте вернемся к нашей теме-проблеме и попытаемся выяснить: “О каких людях можно сказать, что в своей жизни они “поют” песню орла? Лебедя? Воробья? Соловья?”
ОРЛА | ЛЕБЕДЯ | ВОРОБЬЯ | СОЛОВЬЯ |
Гордые | самовлюбленные | эгоисты | гуманные |
… | … | … | … |
(Составляются характеристики).
- Что прекрасного сделал соловей, за что вы наградили его такой характеристикой?
- Хотелось бы узнать, чью песню поете вы, но, я думаю, что это очень личное. Наверное, всем хочется быть соловьями, но иногда мы с грустью осознаем, что иногда мы “поем” совсем другие песни.
- Вспомните литературных героев, о которых мы говорили в 10 классе, какие песни они “поют”?
4. Этап оформления найденных смыслов в оболочку одного слова.
- Мы много обозначили причин, которые мешают ладиться добру на земле в начале урока, но, я думаю, что после нашего разговора можно еще добавить ряд причин, почему доброе на свете не ладится.
(Добавляют версии, высказывая мысль одним словом).
5. Рефлексия.
(Возвращение к кластеру).
- Вернитесь к своему первоначальному кластеру. Внесите изменения и дополнения в кластер. Вы можете что-то убрать, заменить, добавить то, что вы не отметили первоначально.
(Составляется кластер, несколько человек озвучивают).
- Можно еще долго искать причины, почему доброе не ладится, но, мне кажется, каждый должен начать с себя, и если каждый заглянет в себя и найдет в себе доброе начало, может, тогда заладится доброе на земле.
- Закончить наш разговор хотелось бы словами великих, прикоснуться к культуре:
“Прежде чем бороться с далекой несправедливостью, необходимо бороться с несправедливостью, совершающейся вблизи,- с той, что нас окружает и за которую мы более или менее ответственны”.
Р. Роллан.
“Благие намерения – ничто, если они не претворяются в добрые дела”.
Ж. Жубер.
6. Домашнее задание.
Продолжить ряд высказываний выдающихся деятелей о том, что сделать, чтобы доброе ладилось на земле.
Выбрать из сказки ключевые слова и объяснить, почему вы выделили именно их, кто из героев соответствует данному ключевому слову.
Слово | Смысл | Кто из героев соответствует |