Урок литературы в 10-м классе по теме: "Особенности лирики А.А. Фета"

Разделы: Литература


Цели:

Обучающие. Введение учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха, рассмотрение особенностей поэтического таланта А.Фета, выявление выразительных средств, придающих музыкальность, мелодичность его стихотворениям, анализ изобразительных приемов, связанных с созданием импрессионистического образа

природы в его лирике. А. Фет как поэт – пейзажист, представитель течения “ чистого искусства”. Формирование литературоведческих понятий: психологический парал-лелизм, импрессионизм, чистое искусство, реминисценция, период; актуализация уже сформированных понятии: ритм, рифма, эпитет, метафора, анафора и др.

Пропедевтическое знакомство с влиянием творчества Фета на поэтов Серебряного века (символистов), а также современных поэтов.

Развивающие: Развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи.

Воспитывающие: Воспитание чувства прекрасного, привитие внимательного отношения к слову, уважения к взглядам поэта, любовь к природе.

Оборудование: Портрет Фета, сборники стихов, книги о Фете, картины импрессионистов (Мане, Дега, Ренуара, Писсарро и др.), карточки для индивидуальной групповой работы, таблица, романсы на слова Фета.

И пока святым искусством
Радуется свет,
Будет дорог нежным чувством
Вдохновенный Фет.

К. Фофанов

План урока

1. Слово и музыка в лирике Фета

2. “Он гимны пел родной природе…
В сроках рифмованных мелодий” (А. М. Жемчужников)

3. “Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не плакать, не молиться” (А. Фет)

4. Чистое искусство

5. Импрессионизм

6. Жизнь после смерти

Ход урока

1. Организация класса. Сообщение целей и задач урока. Прослушивание романса П.И. Чайковского на слова А. Фета “ На заре ты ее не буди”

2. Выделение особенностей лирики Фета.

а) Чтение слов Дружинина о Фете и выделение особенностей лирики Фета (музыкальность, умение забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой)

Дружинин:

“Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой… Поэт уясняет нам мимолетные порывы собственных сердец наших перед той или иной сценой природы, выговаривает то самое, что мы сами сказать бы хотели… автор … в высочайшей степени обладает еще одной особенностью, редкою в нынешних поэтах, именно высокой музыкальностью стиха… мы не знаем стихотворений г.Фета, составленных немузыкально”.

б) Анализ стихотворных отрывков.

Учитель: “Чайковский писал о Фете: “Это не просто поэт, скорее поэт – музыкант, как бы избегающий таких тем, которые легко поддаются выражению словом”. На стихи Фета написаны сотни романсов. Это не случайно прочитайте отрывки из стихов Фета и определите, какая особенность отражена в них.

- О, если б без слова

Сказаться душой было можно!

- Людские так грубы слова,

Их даже нашептывать стыдно!

- И что один твой выражает взгляд,

Того поэт пересказать не может.

- Чего не выскажешь словами,

Звуком на душу навей

- Как беден наш язык! – Хочу и не могу.-

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Учитель:

- Поэты всегда тяготились словом, его способность выражать невыразимое ставилось под сомнение. Но каким - то труднообъяснимым, дьявольским образом он умел эту бедность преодолевать. Как? Обратимся одному из ранних и одному из самых популярных стихотворений Фета “Я пришел к тебе с приветом”

в) Чтение наизусть стихотворения

3. Анализ стихотворения

- Какова тема этого стихотворения?

- Тема старая, более того, вечная. Почему же стихотворение звучит по-новому?

- Что называется периодом? (Проверка домашнего задания – определения терминов)

- За счет чего создается музыкальность стихотворения?

- Какую фигуру речи использует поэт?

- Как соотносятся состояние природы и настроение человека?

- Что такое психологический параллелизм? (Д/з – определение)

4. Сравнение вариантов стихотворения.

- Впервые это стихотворение было напечатано в 1843 г. в №7 журнала “Отечественные записки” на первой странице – так оно понравилось редакторам. Но в 1856г Тургенев, переиздавая сборник стихов Фета, изъял его концовку. Почему? Прав ли он был? (Боялся, что воспримут буквально, обвинят в бессознательности. Он был не прав, так как песня – высшая точка радости. Слов еще нет, но музыка просится наружу).

- Прочитайте, что думает по этому поводу Л. Толстой

Л.Н. Толстой

“Поэзия безыскусственна; когда Фет писал: “Не знаю сам, что буду петь, - но только песня зреет”, - этим он выразил настоящее, народное чувство поэзии. Мужик тоже не знает, что он поет – ох, да-ой, да-эй, - а выходит настоящая песня, прямо из души, как у птицы”.

- Многие современники поэта не понимали своеобразие его метафоричности, часто объясняемой его эстетическими взглядами.

Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия:
Один объемлет человека,
Другой – душа и мысль моя.

- Что должна отражать поэзия, по Фету, чему служить? (Жизнь природы и жизнь человеческой души)

5. Сообщение учащегося по теме “ Человек и природа в лирике Фета”

6. Сопоставление особенностей школы “ чистой поэзии” и школы демократической поэзии.

а) Проверка карточки № 1 (индивидуальная работа, см. приложение 1)

- Сравните пейзажи Фета и Некрасова. В чем вы видите главное отличие?

б) Работа по группам.

- Фет писал: “Мы постоянно искали в поэзии единственного убежища от всяческих житейских скорбей, в том числе и гражданских … Жизнь и поэзия – несовместимы”. Но не все были согласны с этими взглядами Фета. Прочитайте высказывания критиков. В чем они не согласны с Фетом?

Вариант №1 Журнал “Современник”

Русская литература…перестает объясняться на языке богов, а русская публика… перестает увлекаться мерными и пустозвонными фразами к луне, к звездам, к девам, - и поэт, который в настоящую минуту вздумал бы объясняться с девою так:

Фосфор в бешеном сиянье
Взоры чудные твои,
И чистейшее дыханье
Веет мускусом любви… -
Такой поэт был бы решительно всеми осмеян…

Вариант №2 Журнал “Современник”

Да, мы с каждым годом все более и более отвыкаем от языка богов и приучаемся к языку человеческому: мы уже не мечтаем о заоблачных кельях, не прорываемся в неведомую даль, а начинаем заниматься более существенными и более дельными, совершенно земными вопросами. Из этого, однако ж, не следует, чтобы мы совсем изгоняли поэзию: сохрани нас, Боже, от этой мысли! Мы только думаем, что поэзии нашего времени уже неприлично витать в беспредельных пространствах и заноситься за облака… Эта поэзия, чтобы мы могли вполне ей сочувствовать, должна оставаться с нами на земле и заговорить языком человеческим, понятным для всех, а не для одних избранных.

Вариант №3

Мнение революционеров–демократов – Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Глеба Успенского – о Фете можно свести к следующим словам Писарева:

“Им доступны только маленькие треволнения их собственного узенького психического мира: как дрогнуло сердце при взгляде на такую-то женщину, как сделалось грустно при такой-то разлуке… - все это описано, может быть, и верно, все это выходит иногда очень мило, только уж больно мелко… Ведь нельзя, называя себя русским поэтом, не знать того, что наша эпоха занята интересами, идеями, вопросами гораздо пошире, поглубже и поважнее ваших любовных похождений и нежных чувствований!”

Правы ли критики? Справедливы ли их претензии к поэтам “чистого искусства”

в) Работа с таблицей.

- Обратимся к таблице. В поэзии 60–80-х гг. XIX века в России выделяются два направления – школа чистой поэзии и школа демократической поэзии. Какую из них можно назвать поэзией сердца, а какую – поэзией разума?

- К какому направлению мы отнесем Фета, к какому – Некрасова?

- Что значит чистое искусство? (Д/з – определение)

- Распределите признаки, соответствующие каждому из этих направлений. (Двое возле доски распределяют карточки)

г) Сообщение учащегося о высказывании Достоевского о поэтах чистого искусства.

д) Проверка работающих у доски.

Поэзия 1860 – 1880гг

Школа “чистой поэзии” Школа демократической поэзии
Поэзия сердца Поэзия мысли

Фет

Некрасов

- развивали романтическую традицию

- эстетизация действительность

- созерцательность

- вечные темы и проблемы, антизм

- литературный язык, приподнятая лексика

- внимание к философским проблемам бытия

- интерес к вопросам художественной формы

- теория чистого искусства

- развивали реалистическую традицию

-действительность в противоречиях и контрастах

-активная жизненная позиция

- социальная тематика, проблематика

- элементы разговорного языка, сниженная лексика

- возвращение декабристкой лексики

- гражданственность

-народность

- приоритет содержания над формой

7. Анализ стихотворений

а) Чтение наизусть стихотворения “Шепот, робкое дыханье”

б) Проверка карточки №2 (см. приложение 1)

в) Наизусть стихотворение “ Это утро, радость эта”

- Чем это стихотворение похоже на предыдущее?

- Какую фигуру речи использует автор?

8. Импрессионизм в лирике Фета.

- Прочитайте слова Эпштейна о Фете.

“Самый частый эпитет, который прилагает Фет к явлениям природы, - “трепещущий” и “дрожащий”. “Трепетно светит луна”, солнце “горячим светом по листам затрепетало”, “хор светил, дрожал”, “и листья, и звезды трепещут”, “все трепещет и поет поневоле” - в этом всеобщем трепете жизни, сливаясь с ним каждой жилкой, участвует лирический герой: “Я слышу биение сердца и трепет в руках и ногах…”.

Вообще ему близко все гибкое, нежное, летучее, “трепещущее” - природа предстает в отблесках, тенях, сгущениях, отражениях; эти воздушные переливы красок сближают его поэзию с живописью импрессионистов”.

- О какой особенности лирики Фета он говорит?

- Что такое импрессионизм? (Д/з – определение)

- Обратите внимание на иллюстрации, размещенные на доске.

Какие из них могут быть отнесены к стихам Фета?

9. Поэзия Фета и современность.

а) Проверка карточек 3, 4, 5 (индивидуальная работа, см. приложение 1)

- При жизни поэзию Фета далеко не всегда сопровождало восторженное восхищение.

Очень много пародий написано на его стихи. Какие черты лирики Фета пародируются в них?

(Кар №4 – ощущение бедности языка.

Кар №3 – безглагольность

Кар №5 – импрессионизм)

- Почему столько пародии было на его стихи?

(Слишком новы и необычны они были)

б) Сравнение стихов Фета и поэтов Серебряного века.

- Достоевский был прав. То, за что пародировали поэта при жизни, после его смерти стало оцениваться как достоинство новыми законодателями литературного вкуса. Его вписали в свою родословную символисты Брюсов, Белый, Блок. Фет опередил свое время.

- Сравните стихотворения Фета и Есенина (работа по вариантам, см. приложение 2)

- Какой вывод вы можете сделать?

- Что называется реминисценцией? (Д/з – определение)

Можно ли сказать, что Есенин прибегает к реминисценции в своих стихах?

в) Проверка карточки №6 (индивидуальная работа, см. приложение 1)

г) Чтение наизусть “Непогода – осень - куришь”

д) Карточка № 7 (проверка индивидуальной работы, см. приложение 1)

- Это стихотворение мог бы написать, наверное, только поэт XX века.

Итог урока:

- Какие особенности лирики Фета мы сегодня выделили?

Домашнее задание:

На выбор

1. Мини – сочинение “Каким я представляю себе Фета”

2. Анализ одного стихотворения.

3. Составить книжку из 8-10 стихотворений со своей вступительной статьей.

- В наше время Некрасов и Фет уже не воспринимаются как антиподы. Они одинаково велики и дороги нам.

Вдали от всех парнасов,
От мелочных сует
Со мной опять Некрасов
И Афанасий Фет. (В. Соколов)

Литература

  1. Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе 8-11 кл. Методическое пособие. -2-е изд., стереотип. - Дрофа, 2004 г. – 320с.
  2. Воронова О.Е. Есенин и Фет: уроки поэтического мастерства. Литературная традиция как предмет школьного изучения. –с.38, ж-л Литература в школе №6-1995 г.
  3. Львова С.И. Уроки словесности 5-9 кл. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2000 г., 416 с. (Библиотека учителя)
  4. Маймин Е. А.А. Фет., М.: Просвещение, 1989 г., серия “Биография писателя”, с.159. Книга для учащихся.
  5. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах, М.: Рольф, 2000 г., - 224 с. (Домашний репетитор)
  6. Юрьева О.Ю., Степанов В.М. Русская литература XIX века: Тургенев, Гончаров, Фет, Толстой, Тютчев, Достоевский, Чехов. Учебное пособие – Иркутск: издательство Иркутского Государственного Педагогического Университета, 2000 г., - 340 с.