Цели урока:
- Обучающие: продолжить формирование умения анализа эпического произведения; учить пониманию роли художественной детали в произведении; подвести учащихся к пониманию художественного значения образа Плюшкина через целостное восприятие и осмысление поэмы.
- Развивающие: расширять понятийно-терминологический и лексический запас учащихся, совершенствовать навыки устной и письменной речи, пробудить желание самостоятельно трудиться, искать решение проблемы.
- Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство ответственности за «дорогу», которую он выбирает, чувство стремления к активной жизненной позиции и высокой требовательности к себе; воспитывать интерес к художественному слову, к творчеству Н.В. Гоголя.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, цитаты из статьи А. Вронского, Ю. Манна, характеризующие Плюшкина; иллюстрации А.А. Агина и Л.М. Боклевского «Портретная галерея героев – помещиков»; фрагмент из фильма – спектакля «Мертвые души» «Чичиков у Плюшкина», мультимедиапроектор, С.И. Ожегов «Словарь русского языка».
Педагогическая технология: технология коллективной мыследеятельности.
Эпиграф к уроку
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!»
(Н.В. Гоголь)
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового, постановка задач урока для учащихся
Словарная работа:
Слайд:
Композиция
Духовная деградация
Духовное опустошение
Прореха
Вспомним последовательность описания встречи Чичикова с каждым из помещиков.
Слайд:
Описание деревни.
Описание господского дома.
Описание внешнего вида помещика.
Описание внутреннего вида помещичьего дома.
Операция купли-продажи.
Вывод:
- Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает преступную жизнь помещиков «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого».
Действительно, образы помещиков даны по принципу все более глубокого духовного оскудения и морального падения владельцев крепостных крестьян.
- Какие приемы сатирического изображения помещиков в поэме мы увидели?
Работа с высказываниями А. Вронского и Ю. Манна.
Слайд (целеполагание для учащихся):
«Герои все более делаются мертвыми душами, чтобы потом почти совсем окаменеть в Плюшкине». (А. Вронский)
«Манилов, может быть, и «симпатичнее» Плюшкина, однако процесс в нем уже завершился, образ окаменел, тогда как в Плюшкине заметны ещё последние отзвуки подземных ударов. Выходит, что он не мертвее, а живее предшествующих персонажей». (Ю. Манн)
- Как вы поняли эти высказывания?
- В чем их противоречие?
- Нам сегодня следует в этом разобраться.
- Выяснить, какое место занимает этот герой среди других помещиков,
- Как помогает понять идею произведения образ Плюшкина?
По ходу рассуждения в тетрадях вы записываете выводы, к которым мы придем вместе.
III. Усвоение нового. Анализ главы
1. Выявление восприятия материала:
- Визитная карточка Плюшкина: Степан Плюшкин, возраст – седьмой десяток, владелец 1000 душ крепостных крестьян.
- Отзывы о Плюшкине:
«800 душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха»
«Такой скряга, какого вообразить трудно»
«Всех людей переморил голодом»
«А… заплатанной…»
- Следует ли Н.В. Гоголь в этой главе общим приемам раскрытия образа?
- Эта глава, так же как и предыдущие, начинается с описания деревни.
2. Художественный пересказ описания деревни
3. Художественный пересказ описания господского дома
Вывод:
Выразительно описание села и господского дома. Это описание проникнуто какой-то тоской. Предметный мир вокруг свидетельствует о гнилости, умирании, упадке. Один только сад был живописно красив, но эта красота – красота заброшенного кладбища. Описание сада перекликается с описанием хозяина.
4. Выразительное чтение описания внешности помещика.
Вывод:
Портрет Плюшкина создается с помощью гиперболических деталей. Образ-фикция, созданный Гоголем, - прореха, дыра – становится нарицательным обозначением общечеловеческого типа скупца – прореха на человечестве.
5. Просмотр фрагмента фильма – спектакля «Чичиков у Плюшкина». (Купля – продажа мертвых душ)
Вывод:
6. Чем построение главы отличается от других глав о помещиках?
- В эту главу включен рассказ о прошлом Плюшкина. Перед нами предстает не просто «мертвая душа», а живая, превращающаяся в мертвую.
7. Пересказ истории жизни Плюшкина.
8. Выразительное чтение лирического отступления – размышления автора о юности и обращение к читателям.
- Кто виноват в духовной гибели Плюшкина?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы сохранить живую душу?
- Насколько актуальны слова Н.В. Гоголя сегодня?
Вывод:
Взволнованное обращение к каждому читателю – предостережение автора: путь Плюшкина – реальная возможность, которая открывается перед каждым человеком.
Именно здесь появляется образ дороги жизни, пути, что выбирает себе каждый человек.
Сам человек несет ответственность за дорогу, которую он выбирает.
Гоголь верил в способность русского человека измениться, верил в богатые потенциальные возможности России.
9. Работа с высказываниями А. Вронского и Ю. Манна
- Чью точку зрения вы разделяете?
- Как помогает понять идею произведения образ Плюшкина.
IV. Самостоятельная письменная работа
Каково «Идейно-художественное значение образа Плюшкина в поэме «Мертвые души»?
Вывод:
1. Плюшкин занимает особое место в системе персонажей. У Плюшкина есть история жизни.
2. Плюшкин – скупец – расточитель.
Заботясь о ничтожной мелочи, он теряет сотни и тысячи, разоряя родовое поместье.
3. Запутавшись в сетях «хозяйственной паутины», Плюшкин забывает о душе своей и чужой.
Человеческие чувства, которые не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, каждый день что-нибудь в нем утрачивалось.
4. Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии к собственной душе.
5. Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков.
С героями поэмы его роднят бездуховность, мелочность интересов, отсутствие глубоких и возвышенных чувств. Плюшкин занимает достойное место как логическое завершение расчеловечивания человека.
Итог урока
Домашнее задание:
1. Собрать материал по теме «Чичиков – центральный герой поэмы».
2. Написать сочинение-миниатюру «Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина».
1 группа - о деталях пейзажа;
2 группа - о деталях портрета;
3 группа - о деталях интерьера;
4 группа - о деталях, помогающих описать поведение героя.