Урок литературы в 10-м классе по теме: "Две бездны"(философская лирика Ф.И. Тютчева)

Разделы: Литература


Характеристика темы.

Обращение к творчеству поэта помогает решить задачу глубокого проникновения в душу человеческую, задачу обращения к вечным вопросам. Величайшие страницы творчества этого поэта воспитывают истинный художественный вкус. Внимание обращается не только на особенности содержания его стихов, но и на смыслообразующие элементы их художественной формы.

Место и роль урока в изучаемой теме.

Ориентируясь на действующую программу (под ред. Г.И. Беленького), на изучение поэзии Ф.И. Тютчева отводится три часа учебного времени.

На первом уроке по данной теме продолжилось знакомство учащихся с личностью поэта, сделана опора на знакомые уже учащимся тексты, изученные в начальной и основной школе, но на более глубоком уровне. Второй урок (данный) посвящен философской лирике Тютчева; продолжением знакомства станет урок по любовной лирике Ф.И. Тютчева. Размышления на философские темы состоятся при изучении творчества Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и т.д.

Дидактическая проблема урока.

Дидактическая проблема урока состоит в необходимости разрешения противоречия между фронтальными средствами обучения, предназначенными для класса в целом и обеспечивающими выполнение плана урока, предусматривающего достижение поставленных целей – результатов в отведенное для этого время, и индивидуально-групповыми средствами обучения, позволяющими каждому ученику пройти к значимому для него лично результату, достижение которого не может быть точно запланировано, но лишь спрогнозировано с той или иной степенью вероятности.

Триединая дидактическая цель.

  • Развивающий аспект. Совершенствование и развитие ряда важных психологических характеристик личности учащихся:
  • склонностей к сравнению, к оценке явлений с эмоционально-вкусовых, эстетических, мировоззренческих, нравственных позиций;
  • способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, формированию проблем;
  • психических свойств, таких как память, сочувствие, воображение, ясность речи.
  • Образовательный аспект. Создание условий для осознания учащимися основной мысли урока (разобраться в самых сложных шедеврах тютчевской поэзии, наполненной философским подтекстом, проникнуться ее глубоким смыслом)
  • Воспитательный аспект. Совершенствование умения работать в группе, уважая точку зрения других, отстаивая свою.

Основная мысль урока.

Судьба человеческой души и вся история человечества зиждется на таинственной основе всякой жизни (природной и человеческой). Бездна философии природы и бездна философии человека.

Тип урока.

Комбинированный

Структура урока.

Линейная.

Средства обучения.

Портрет Ф.И. Тютчева, тексты стихов, репродукции картин, иллюстрации учащихся

Ключевые слова (понятия) урока:

Космос, Хаос, бездна, пространство, Природа, Вселенная и т. д.

Содержание опережающих заданий:

1. Работа с философским словарем (по ред. И.Т. Фролова) М. Изд. “Политическая литература”, 1980 г. Толковые словари.

2. Работа с текстами стихотворений.

Метод обучения.

Частично-поисковый.

Формы реализации метода:

беседа, диалог, монолог, практические задания, презентация собственного текста.

Работа в группах. Через групповую форму работы – углубить представление учащихся о философской лирике. Через творческую работу прикоснуться к философскому смыслу и художественным особенностям поэзии Ф.И.Тютчева.

Параметры Тема: Творчество Ф.И.Тютчева

Цель: систематизация знаний о Тютчеве и его творчестве (определение основных тем лирики поэта, выявление особенностей поэтического стиля)

 

 

Деятельность учащихся

- чтение и анализ текстов;

- работа с дополнительными источниками;

- создание собственных текстов;

- работа в группе (работа с текстами, подготовка выступления перед классом);

- участие в дискуссии;

- презентация и демонстрация своих достижений (выступление перед классом);

- иллюстрирование (для желающих);

Педагогические действия - организация восприятия темы (социализация);

- обеспечение мотивации и принятия цели учебной деятельности;

- подбор необходимых текстов для урока;

- организация обсуждения, дискуссии по результатам работы с текстами

Результат - создание собственного текста

Ход урока.

Эпиграф

 

 

 

По свойству своего таланта господин Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникала соответственная яркая мысль.

А.А.Фет

 

 

 

Каждое его стихотворение начиналось мыслию…

И.С.Тургенев

Учитель. Поэт-философ, поэт, ставящий самые важные вопросы жизни, поэт, помогающий человеку по-иному, взыскательнее и серьезнее взглянуть на себя, оценить свое место в мире, задуматься о его мироустройстве.

Большой знаток и любитель поэзии И.С. Тургенев писал. “Каждое его стихотворение начиналось мыслию…” Очень хочется, чтобы сегодня все ваши фразы, ребята, начинались “мыслию”.

Задание 1. Представьте, что вы встретили великого мудреца и у вас есть возможность его спросить, о чем захотите. Условие: вопросы должны быть о самом важном для себя, о том, в чем желаете разобраться. Заметьте, вопросы, обращенные мудрецу, а не гадалке или кукушке.

Учащиеся формулируют вопросы, записывают, зачитывают их вслух.

  • Зачем человек живет?
  • Что есть красота? Бог?
  • Что самое главное в жизни?
  • Что есть добро и зло?
  • Что есть душа человеческая?
  • Как научиться душевному спокойствию?
  • О чем человек не должен жалеть? И т.д.

Учитель. В ваших вопросах поднимаются главнейшие философские проблемы бытия. В своих стихах Ф.И. Тютчев заставляет нас задать те же самые вопросы себе и задуматься над ними. Обратимся к текстам стихотворений.

Задание 2. Каждой группе предлагается рассмотреть два стихотворения.1) “Душа хотела б быть звездой” и “Святая ночь на небосклон взошла”; 2) “День и ночь” и “Сны”; 3) “Ночное небо так угрюмо” и “О чем ты воешь, ветр ночной?” 4) “Silentium!” и “Как океан объемлет шар земной!”.

Выпишите из этих стихотворений повторяющиеся слова-образы, обозначающие цвет, очертания, звуки, чувства, которые вы увидели. Обсудите в группе, чем эти слова важны для Тютчева, что значат. Подготовьте выступление от группы. (При подготовке выступления можно использовать раздаточный материал.

Задание 3.

а) Выберите из всех слов одно, которое характеризует общий смысл стихов;

б) подберите к этому слову ассоциации по смыслу;

в) подберите к этому слову созвучные слова.

ассоциации звучание
   

г) из разных столбиков выберите по одному слову и соедините их в словосочетание; д) напишите небольшой текст на тему, которую только что сформулировали.

В результате работы над стихотворениями учащиеся должны понять, что в человеческой душе, как в мире в целом, за видимой внешней оболочкой скрыта противоречивая душевная борьба. В ней тоже есть стихийные силы, которые могут привести человека к гибели. В ней постоянно идет схватка противоположных начал, потому что природа человека диалектична, двойственна. Человеческая мысль, родившаяся в глубинах сознания, не адекватна тому, что человек произносит вслух.

Выходя наружу, мысль становится словом, обретает материальную оболочку. Но она искажает сущность идеальной мысли, не похожа на нее. Между сознанием и речью оказывается непреодолимая пропасть, и это, по Тютчеву, один из законов человеческого существования. Поэтому невозможно передать свою мысль другим, и человечеству грозит глобальное непонимание. Выход для него только один – уйти в свой внутренний мир, где нет этих противоречий.

Обращается внимание на мини выставку работ учащихся ( “Лирика Ф.И.Тютчева в моем восприятии”)

Раздаточный материал

Космос (греческое kosmos – вселенная) – вселенная, мир в целом и как целое, вся совокупность движущейся материи, включая Землю, Солнечную систему, нашу и все остальные галактики. С развитием космонавтики, однако, под Космосом обычно стали понимать и малую часть вселенной, соседнюю с Землей, притом за вычетом самой Земли, “внеземное”; в этом случае граница между Землей, Космосом и остальной вселенной остается обычно неопределенной.

Бесконечное – бесконечное характеризует:

  1. существование мира в пространстве, неограниченное многообразие пространственных структур материи, принципиальную незамкнутость всех материальных систем;
  2. существование мира во времени, несотворимость и неуничтожимость материи, вечность ее бытия;
  3. количественную неисчерпаемость материи вглубь, бесконечное многообразие ее свойств, взаимосвязей, форм бытия и тенденций развития;
  4. качественную неоднородность строения материи, существование бесчисленного множества качественно различных уровней структурной организации материи, на каждом из которых материя обладает различными специфическими свойствами и подчиняется разным закономерностям.

Время и пространство – основные формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении времени и пространства к материи, т.е. являются ли время и пространство реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании.

Вся природа говорит нам, что она существует отнюдь не в силу простой геометрической необходимости; в ней жив не один лишь чистый разум, а личность и дух” (Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы. СПб.,1908)
…в мире, каким мы теперь его видим, все порядок, норма и форма; и все же в основе по-прежнему лежит хаотическое и, кажется, будто оно может когда-нибудь прорваться снова; ничто в мире не производит на нас впечатления изначальности порядка и формы, но напротив, все наводит на мысль о некотором изначально хаотическом, введенном в рамки порядка. Это – непостижимая основа реальности вещей и, несмотря ни на какие усилия, несводимый к разуму остаток, вечно остающийся в основе вещей…” (Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы. СПб.,1908)