Урок литературы в 10-м классе с использованием ЦОР по теме "Воздух эпохи в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Дать характеристику эпохи в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”;
  2. Развивать умение внимательного, осмысленного чтения текста (“вчитывания”), интерес к исследовательской работе;
  3. Развивать навыки аналитического чтения, активизировать мыслительную деятельность, умение анализировать и сопоставлять, умение делать выводы на основе полученных данных;
  4. Воспитывать интерес к чтению произведений художественной литературы и к творчеству И.С.Тургенева.

Оборудование: ЦОР, фрагмент фильма “Отцы и дети” режиссера В. Терентьева.

Ход урока

1. Организационный момент.

Запись в тетрадь темы и задач урока.

2. Проверочная работа. Мониторинг учебных достижений учащихся.

(смотри приложение)

3. Аналитическое чтение 3–ей главы.

Назовите время действия в романе.

- Что это за эпоха?
- Каково положение крестьян в это время?
- Как продвигается вперед дело “великих реформ”?
- Каковы взаимоотношения крестьян с помещиками? – на эти вопросы мы ответим, проанализировав 3–ю главу, начиная со слов:

“Места, которым они проезжали…”

(Чтение текста осуществляется подготовленным учеником)

- Каков пейзаж? Как изображает его писатель?

Вначале изображение очень строгое, отсутствуют яркие эпитеты, почти нет эмоциональных слов, с помощью которых писатель, горячо любящий природу, так хорошо умел передать ее жизнь. (“Записки охотника”)

Это не случайно: Тургенев не хочет отвлекать внимание читателя красочными описаниями природы, ему нужно сконцентрировать это внимание на ужасающей нищете русского крестьянства накануне реформ.

Как только в поле зрения художника попадает крестьянин и его деятельность, характер изображения меняется.

Писатель не скупится на подробности, выдающие тягостное и тоскливое положение:

  • ОБРЫТЫЕ БЕРЕГА – брали глину для нужд,
  • ХУДЫЕ ПЛОТИНЫ – крупные строить было не под силу,а маленькие – плохи,
  • РАЗМЕТАННЫЕ КРЫШИ – солому брали на корм скоту…

Бедность и нищета чувствуются во всем:

  • НЕ РУБЛЕНЫЕ САРАИ, А ПЛЕТЕННЫЕ ИЗ ХВОРОСТА,ДА И ТЕ ПОКРИВИВШИЕСЯ
  • ЗЕВАЮЩИЕ ВОРОТИЩА
  • ОПУСТЕЛЫЕ ГУМНА…

Все пусто: ни соломы, ни хлеба. Даже в церкви запустение:

  • НАКЛОНИВШИЕСЯ КРЕСТЫ
  • ОТВАЛИВШАЯСЯ ШТУКАТУРКА
  • РАЗОРЕННЫЕ КЛАДБИЩА…

Сердце Аркадия сжималось, как оно сжималось и у читателей.

Дав косвенные признаки обнищания крестьян, Тургенев переходит к непосредственному их изображению:

  • МУЖИЧКИ ОБТЕРХАННЫЕ – оборванные, одетые в отрепье.

Употребление диалектных слов вместо общеупотребительных придает изображению местный колорит и помогает избежать цензурных изъятий.

Сравнение придорожных ракит с нищими в лохмотьях, стоящее сразу после упоминания ОБТЕРХАННЫХ МУЖИЧКОВ усиливает тягостное впечатление от страшной бедности, обездоленности крестьянства.

  • ИСХУДАЛЫЕ,СЛОВНО ОБГЛОДАННЫЕ, КОРОВЫ вновь напоминают о голоде.
  • БЕЛЫЙ ПРИЗРАК БЕЗОТРАДНОЙ, БЕСКОНЕЧНОЙ ЗИМЫ С ЕЕ МЕТЕЛЯМИ, МОРОЗАМИ И СНЕГАМИ– как символ последних лет крепостного права.

- К какой мысли приводит нас писатель?

ВЫВОД: Все художественные средства подчинены одной цели: показать невыносимую жизнь крестьян. Средства даны таким образом, что становиться ясно – преобразования необходимы.
4. Функции пейзажа.

Вспомните функции пейзажа. (1. описание места действия; 2. создание нужного настроения; 3. воздействие природы на формирование личности героя.)

- Какова же функция этого пейзажа? С одной стороны, можно сказать, что он призван создать нужное настроение. Но как понять, какое именно настроение хотел создать писатель у читателя? Может–грустное : от тягостного положения крестьян, а может– настроение радости от весеннего преображения природы? Писатель действует в строгом соответствии с целями создания этого пейзажа: он отбирает лишь то, что прямо или косвенно связано с жизнью человека. Такой пейзаж называется социальным.

Запишите в тетрадь новую функцию пейзажа.

Запись в тетради.

Пейзаж имеет еще одну функцию–социальную. Для такого пейзажа характерно не изображение многокрасочной всесторонней жизни природы, а преобладание тускло–серой цветовой гаммы. Точная и ясная целевая установка заставляет автора отбирать в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни человека.

- Но писатель полон оптимизма: его увлекает и захватывает жизнь природы и отвлекает от грусти и раздумий. Тургенев отдается очарованию весны, отчего резко меняется и настроение у героя и читателя. Тот же пейзаж, но как заиграл он всеми красками…Таким образом весь пейзаж создает ощущение гармонии.

А теперь вернемся к разговору Николая Петровича и Аркадия.

- Зачитайте этот разговор по ролям.
- Как понять этот разговор?

Земля уже распределена: помещик знает, какая земля достанется крестьянам, а какая останется в его собственности. Он соблюдает свои интересы: мужик получает не лес, а пеньки (лес продан). Так беззастенчиво обирает крестьян либеральный помещик! Крестьяне же по–своему борются с таким положением – оброка не платят. Это бунт, вызови помещик войска – и кровопролития не избежать… Но Николай Петрович не решается прибегнуть к силе (“будут же они когда–нибудь платить”).

5. Выводы.

Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока.

  1. Каково же положение крестьян накануне отмены крепостного права?
  2. Как продвигается вперед дело “великих реформ”?
  3. Каковы взаимоотношения крестьян с помещиками?

Во-первых, положение крестьян бедственное.
Во-вторых, каждая сторона соблюдает свои интересы, поэтому вряд ли все смогут быть довольны результатами этих реформ.
В-третьих, крестьяне уже не платят оброк, а помещики боятся применить силу, надеясь, что в свой срок все благополучно разрешится.

6. Закрепление и проверка усвоенного на уроке.

Сейчас вашему вниманию предлагается фрагмент фильма “Отцы и дети”, режиссера Владимира Терентьева.

Ваша задача– установить, удалось ли режиссеру воплотить замысел автора произведения или он предложил свое видение эпизода, анализ которого мы сегодня произвели.

(В фильме Терентьева пейзаж утратил свою социальную функцию и передает красоту и простор родной земли.)

7. Домашнее задание.

  1. Выучить материал урока,
  2. Дать характеристику семьи Кирсановых.

Презентация.