Цели:
- Знакомство с биографией Ф.И. Тютчева, выявление особенностей жизненного пути поэта, которые повлияли на характер его творчества и личность.
- Развитие у обучающихся умения самостоятельно подбирать материал для сообщения; выступать перед незнакомой аудиторией.
- Пробудить интерес к судьбе и творчеству поэта.
I. Вступительное слово учителя.
Федор Иванович Тютчев – поэт-мыслитель, чей голос не умолкал на протяжении десятилетий и без которого, по словам Л.Н. Толстого, “нельзя жить”. Лучшие стихи Тютчева и сейчас волнуют читателя своей красотой, глубиной и силой мысли. Поэт не создает поэм, его стихи короткие. Фрагмент – ведущий жанр лирики Ф.И. Тютчева. И это не случайно. Лишь на мгновение открывается единство души человеческой и души природы. Это мгновение отражается в лирических фрагментах поэта. Н.А. Добролюбов говорил, что Тютчеву “доступны и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но вопросами нравственности, интересами общественной жизни”
Мы знаем слова поэта, обращенные к убитому Пушкину:
Тебя, ж как первую любовь,
России сердце не забудет….
Или еще одно тютчевское стихотворения:
Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
Знамениты романсы на стихи Тютчева “Я помню время золотое” (1836 г.), “Я встретил вас – и все былое” (1870 г), посвященное Амалии Лерхенфельд, в которую поэт был влюблен.
Звучит романс “Я встретил вас…”
II. Выступление учеников.
1. Слово учителя.
Ваши одноклассники подготовили сообщения о жизненном и творческом пути Ф.И. Тютчева.
Задание. Прослушав их, постарайтесь ответить на вопрос:
В чем необычность судьбы Ф.И. Тютчева – человека и поэта? (вопрос проецируется на экран)
2. Чтобы пробудить интерес у обучающихся к судьбе и творчеству поэта, ученица начинает рассказ о женщинах Тютчева (портреты Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дёрнберг, Елены Денисьевой, Амалии Лерхенфельд проецируются на экран).
Далее заслушиваются сообщения:
- Детство и юность поэта.
- Начало литературной деятельности.
- Длительная служба на чужбине.
- Возвращение на родину.
(Во время выступлений класс делает записи)
После выступлений обучающихся учитель повторяет вопрос и раздает вспомогательный материал:
Даты | Города | События | Знакомства и встречи |
05.12.1803 | Овстуг Брянский уезд Орловская губерния |
Рождение | |
до 1819 | Овстуг Брянский уезд Орловская губерния |
Детство, первые стихотворные опыты | С. Раич – поэт, переводчик античных поэтов |
22.02.1818 г | Москва | Принят в члены общества Любителей российской словесности | |
1819-1821 | Москва | Учеба в Московском университете | М.П. Погодин – писатель, историк |
1822 | Мюнхен | Начало дипломатической службы в русском посольстве | Ф. Шеллинг – философ И.В. Гете – поэт, автор “Фауста” Г.Гейне – поэт-романтик |
1826 | Мюнхен | Женитьба на Элеоноре Петерсон | |
1836 | Петербург | Публикация первой подборки стихов в “Современнике” А.С. Пушкина | |
1837 | Турин | Перевод в Италию старшим секретарем русской миссии | |
28.09.1838 | Петербург | Смерть жены | |
17. 07 1839 |
Ницца | Женитьба на Эрнестине Дернберг Уход в отставку Возвращение в Мюнхен |
|
1844 | Овстуг Москва Петербург |
Возвращение на родину | П.А. Вяземский – поэт, друг Пушкина В.А.Соллогуб – писатель. Е.П. Ростопчина – поэтесса С.Т. Аксаков – писатель, друг Гоголя |
1850 | Петербург | Статья Некрасова “Русские
второстепенные поэты” (републикацией 22
стихотворений) Начло романа с Е.А. Денисьевой |
|
1854 | Петербург | Первый сборник стихов (под ред. И.С. Тургенева) | |
1858 | Петербург | Назначение на пост председателя комитета иностранной цензуры | |
1864 | Петербург | Смерть Денисьевой | |
1868 | Петербург | Второй сборник стихов (под ред. И.С. Аксакова) | |
1870 | Смерть брата и сына | ||
1872 | Смерть дочери | ||
27.07.1873 | Царское Село | Смерть поэта |
III. Ответ на поставленный вопрос.
Работая в парах, десятиклассники делают вывод: необычность судьбы Ф.И. Тютчева – человека и поэта в
- необычной одаренности и ранней карьере поэта и чиновника;
- позднем начале публикации стихов и поздней славе;
- необычно длительном пребывании вдали от родины (22 года)
- знакомстве и общении с выдающимися представителями русской европейской культуре;
- трагической судьбе близких поэта.
IV. Чтение стихотворений наизусть.
Задание: запишите название стихотворений, попытайтесь определить тему каждого стихотворения (тексты стихотворений раздаются)
Звучат стихотворения:
- “Последняя любовь”
- “А в небе тают облака”
- “День и ночь”
- “От жизни той, что бушевала здесь”
- “О чем ты воешь, ветр ночной?”
V. Первичное восприятие.
- Понравились ли вам стихотворения? Какое особенно? Чем?
- Перечислите темы прозвучавших стихотворений.
VI. Подведение итогов. Комментирование оценок.
VII. Д.З. Выучить наизусть стихотворение (по выбору)
- “Смотри как на речном просторе”
- “Листья”, “Пожары”
- “О, как убийственно мы любим…”
- “Русской женщине…”