Форма проведения урока - устный журнал.
Цель урока:
Расширить и дополнить представления учащихся о лирике Фёдора Ивановича Тютчева
дать понятие лирического цикла.
Задачи урока:
Продолжить обучение учащихся всем аспектам анализа лирического произведения; работу над выразительностью речи.
Предварительная работа:
- Распределение учащихся на 7 групп по интересам;
- Работа в группах, распределение заданий между участниками группы;
- Заучивание стихов наизусть;
- Творческие индивидуальные домашние задания (анализ одного выбранного стихотворения);
- Подбор лирических мелодий;
- Презентация, подготовленная учащимися.
Оформление класса: портрет Ф. И. Тютчева, портреты адресатов любовной лирики Ф. И. Тютчева.
Ход урока:
- Оргмомент. Постановка цели и задач урока. Знакомство с условиями работы.
- Слово учителя:
С именем последнего “романтика” Ф. И. Тютчева связывают множество художественных открытий в изображении любовных переживаний, в области психологии чувств. Хочется надеяться, что сегодняшний урок приблизит нас к постижению интимной лирики Ф. И. Тютчева. Урок будет проводиться в форме Устного журнала
“Твой милый образ, незабвенный…”
3. Устный журнал “Твой милый образ, незабвенный…”
(Каждую страницу готовит и ведёт на уроке группа учащихся).
1 страница “Биографическая”. Работа 1 группы.
Экспресс-опрос по жизни и творчеству Ф. И. Тютчева (вопросы готовят учащиеся).
2 страница “Адресаты любовной лирики Ф. И. Тютчева” (эту страницу готовят учащиеся заранее, используя все возможные материала: учебник, энциклопедии, книги, воспоминания). Работа 2 группы.
В центре внимания второй страницы будет образ той, что была “гением чистой красоты” для поэта в разные периоды его жизни и творчества.
Презентация “Твой милый образ, незабвенный…”
подготовленная одним из учащихся класса.
Содержание презентации:
Творчество ранней поры посвящено графине Амалии Лерхенфельд. Ей посвящены стихи 1823 – 1825 годов: “Друг, откройся предо мной…”, “Твой милый взор, невинной страсти полный…”, “К Нисе…”.
Любовная лирика окрашена в светлые, радостные тона, внутреннюю гармонию лирического героя не нарушают никакие житейские невзгоды. Спустя 13 лет, в 1836 году, Тютчевым написано “Я помню время золотое…”. Полюбив, Тютчев уже не мог разлюбить. Любимая женщина являла для него воплощение всего мира. Дружба-любовь длилась всю жизнь. После встречи в 1870 году рождается шедевр любовной лирики “Я встретил вас – и всё былое…”.
В 1826 году он обвенчался с Элеонорой Петерсон. К ней обращено стихотворение “Ещё томлюсь тоской желаний…”
В 1838 году Тютчев женился после смерти Элеоноры на Эрнестине Дернберг. Именно ей суждено пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней и стать его ангелом-хранителем. Чувством к ней вызваны стихи “Люблю глаза твои, мой друг…”, “Она сидела на полу и груду писем разбирала…”.
В 47 лет в его сердце вновь приходит Весна, последняя любовь поэта.
Все свои чувства он передаёт в стихах “Последняя любовь…”.
Стихи, написанные с 1850 года по 1864 год, названы “Денисьевским циклом” (“Предопределение”, “Я очи знал…”, “Не говори: меня он, как и прежде любит…”, “О, как убийственно мы любим…”, “Не раз ты слышала признанье…”.
Это своеобразная повесть о любви 47-летнего поэта и 24-летней выпускницы Смольного института. По словам сына поэта – Фёдора, “… это увлечение, наиболее сильное во всей его жизни, оставило на ней глубокий след…”. О Елене Денисьевой вспоминали: “…природа одарила её большим умом и остроумием, большою впечатлительностью и живостью, глубиною чувств и энергией характера…”.
Вывод: Характер переживаний лирического героя существенно меняется по сравнению с ранней лирикой поэта.
Любовь трагична, противоречива…
3 страница “История одного стихотворения” (яркий пример отражения личной жизни поэта в лирическом произведении).
Выразительное чтение, анализ стихотворения “Я встретил вас – и всё былое…”
(история создания стихотворения, анализ поэтических строк, использование изобразительно-выразительных средств языка).
4 страница “ Школа актёрского мастерства”. Работа 4 группы.
Выразительное чтение стихов о любви из “Денисьевского цикла” под лирические мелодии, подобранные учащимися, краткий анализ прочитанного, привлечение остальных ребят класса к анализу лирических произведений.
“Не знаю я, коснётся благодать”
“Предопределение”
“Она сидела на полу…”
“Я очи знал…”.
“О, как убийственно мы любим…”
“ Весь день она лежала в забытьи…”
5 страница “Дискуссионная”. Работа 5 группы.
Вопросы для обсуждения (готовят учащиеся):
- Скажите, счастливый человек или несчастный рассказывает о своих чувствах?
- Какие художественные средства помогают поэту запечатлеть образ любимой женщины, передать притягательную силу любящих и любимых глаз?
- Какими словами передана “история любви”?
- Можно ли понять, какими были взаимоотношения лирических персонажей: гармоничными или драматичными?
Вывод:
Характер переживаний лирического героя существенно меняется по сравнению с ранней лирикой поэта.
Любовь очень трагична, она передаётся в таких стихотворениях: “О, как убийственно мы любим…”, “Весь день она лежала в забытьи…” - последнем из произведений данного цикла. Смерть любимого человека, “сломившая пружину жизни” поэта, убила в нём даже желание жить. Последние девять лет он жил под постоянным, нестерпимым гнётом мучительного позднего раскаяния…” перед любимым человеком.
6 страница “Творческая мастерская”
Учимся анализировать лирическое произведение.
“Последняя любовь”. Вопросы к учащимся:
- Чем обусловлен трагизм судьбы героев?
- Как изменились облик героини, её жизнь и внутренний мир?
- Кого винит поэт в происшедшей жизненной драме?
- Что мы можем сказать о лирическом герое стихотворения?
- Какие чувства он переживает?
- “Чему молилась ты с любовью…” - как вы понимаете эти строки?
- Какова значимость любви в жизни героини стихотворения?
- Какая поэтическая лексика призвана подчеркнуть высокое предназначение любви?
- Чем вызван конфликт в этой лирической новелле?
- Какие строки, слова демонстрируют жестокость, беспощадность окружающего мира и внутреннюю незащищённость героини перед толпой?
- Удалось ли “пошлости людской” духовно сломить героиню?
- В каких строках с особой силой выражено авторское отношение к изображённому.
7 страница. “Практический семинар”.
Анализ цикла стихов.
“Денисьевский цикл”. Группа разрабатывает рекомендации по анализу цикла стихов и предлагает всему классу использовать данные рекомендации при анализе цикла стихов.
Домашнее задание: Подготовиться к анализу “Денисьевского цикла” на творческой мастерской ( не менее 3 стихотворений).
8.Страница. “Думаем, размышляем, спорим…”
Подведение итогов работы устного журнала.
- В чём особенность любовной лирики Ф. И. Тютчева ( устно или письменно )?
- Что нового вы узнали о любовной лирике поэта?
- Какие чувства вы пережили сегодня на уроке?
Любовь подняла поэта на недосягаемую высоту, поэт вне осуждения, он – выше. Его боготворили две женщины, одухотворённые его строкой, возвеличенные его поэтическим гением и сброшенные его человеческой слабостью в бездну страданий, в море печали. В минуту великой радости и в пору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта была его Нести. Эта она смогла подняться на небывалую высоту всепрощения в минуту горя после утраты Лели. “Его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина”, говорила его жена. Величие и красоту её души Тютчев давно оценил в стихотворении “Не знаю я, коснётся ль Благодать…”. Удары судьбы она ослабляла своим присутствием, своей готовностью простить, защитить, принять. Она примеряла его с самим собой.
Приложение 1.
Вопросы для анализа лирических произведений для слабых учащихся.
“Последняя любовь”
- Какие чувства передал поэт в стихах “Последняя любовь…”?
- Какой метафористический образ избран поэтом?
- Чем обусловлен трагизм судьбы героев?
- Как изменились облик героини, её жизнь и внутренний мир?
- Кого винит поэт в происшедшей жизненной драме?
- Что мы можем сказать о лирическом герое стихотворения?
- Какие чувства он переживает?
“Чему молилась ты с любовью…”
- Какова значимость любви в жизни героини стихотворения?
- Какая поэтическая лексика призвана подчеркнуть высокое предназначение любви?
- Чем вызван конфликт в этой лирической новелле?
- Какие строки, слова демонстрируют жестокость, беспощадность окружающего мира и внутреннюю незащищённость героини перед толпой?
- Удалось ли “пошлости людской” духовно сломить героиню?
- В каких строках с особой силой выражено авторское отношение ?