Урок литературы в 10-м классе по теме "Твой милый образ, незабвенный…" (по любовной лирике Ф.И. Тютчева)

Разделы: Литература


Форма проведения урока - устный журнал.

Цель урока:

Расширить и дополнить представления учащихся о лирике Фёдора Ивановича Тютчева

дать понятие лирического цикла.

Задачи урока:

Продолжить обучение учащихся всем аспектам анализа лирического произведения; работу над выразительностью речи.

Предварительная работа:

  1. Распределение учащихся на 7 групп по интересам;
  2. Работа в группах, распределение заданий между участниками группы;
  3. Заучивание стихов наизусть;
  4. Творческие индивидуальные домашние задания (анализ одного выбранного стихотворения);
  5. Подбор лирических мелодий;
  6. Презентация, подготовленная учащимися.

Оформление класса: портрет Ф. И. Тютчева, портреты адресатов любовной лирики Ф. И. Тютчева.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Постановка цели и задач урока. Знакомство с условиями работы.
  2. Слово учителя:

С именем последнего “романтика” Ф. И. Тютчева связывают множество художественных открытий в изображении любовных переживаний, в области психологии чувств. Хочется надеяться, что сегодняшний урок приблизит нас к постижению интимной лирики Ф. И. Тютчева. Урок будет проводиться в форме Устного журнала

“Твой милый образ, незабвенный…”

3. Устный журнал “Твой милый образ, незабвенный…”

(Каждую страницу готовит и ведёт на уроке группа учащихся).

1 страница “Биографическая”. Работа 1 группы.

Экспресс-опрос по жизни и творчеству Ф. И. Тютчева (вопросы готовят учащиеся).

2 страница “Адресаты любовной лирики Ф. И. Тютчева” (эту страницу готовят учащиеся заранее, используя все возможные материала: учебник, энциклопедии, книги, воспоминания). Работа 2 группы.

В центре внимания второй страницы будет образ той, что была “гением чистой красоты” для поэта в разные периоды его жизни и творчества.

Презентация “Твой милый образ, незабвенный…”

подготовленная одним из учащихся класса.

Содержание презентации:

Творчество ранней поры посвящено графине Амалии Лерхенфельд. Ей посвящены стихи 1823 – 1825 годов: “Друг, откройся предо мной…”, “Твой милый взор, невинной страсти полный…”, “К Нисе…”.

Любовная лирика окрашена в светлые, радостные тона, внутреннюю гармонию лирического героя не нарушают никакие житейские невзгоды. Спустя 13 лет, в 1836 году, Тютчевым написано “Я помню время золотое…”. Полюбив, Тютчев уже не мог разлюбить. Любимая женщина являла для него воплощение всего мира. Дружба-любовь длилась всю жизнь. После встречи в 1870 году рождается шедевр любовной лирики “Я встретил вас – и всё былое…”.

В 1826 году он обвенчался с Элеонорой Петерсон. К ней обращено стихотворение “Ещё томлюсь тоской желаний…”

В 1838 году Тютчев женился после смерти Элеоноры на Эрнестине Дернберг. Именно ей суждено пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней и стать его ангелом-хранителем. Чувством к ней вызваны стихи “Люблю глаза твои, мой друг…”, “Она сидела на полу и груду писем разбирала…”.

В 47 лет в его сердце вновь приходит Весна, последняя любовь поэта.

Все свои чувства он передаёт в стихах “Последняя любовь…”.

Стихи, написанные с 1850 года по 1864 год, названы “Денисьевским циклом” (“Предопределение”, “Я очи знал…”, “Не говори: меня он, как и прежде любит…”, “О, как убийственно мы любим…”, “Не раз ты слышала признанье…”.

Это своеобразная повесть о любви 47-летнего поэта и 24-летней выпускницы Смольного института. По словам сына поэта – Фёдора, “… это увлечение, наиболее сильное во всей его жизни, оставило на ней глубокий след…”. О Елене Денисьевой вспоминали: “…природа одарила её большим умом и остроумием, большою впечатлительностью и живостью, глубиною чувств и энергией характера…”.

Вывод: Характер переживаний лирического героя существенно меняется по сравнению с ранней лирикой поэта.

Любовь трагична, противоречива…

3 страница “История одного стихотворения” (яркий пример отражения личной жизни поэта в лирическом произведении).

Выразительное чтение, анализ стихотворения “Я встретил вас – и всё былое…”

(история создания стихотворения, анализ поэтических строк, использование изобразительно-выразительных средств языка).

4 страница “ Школа актёрского мастерства”. Работа 4 группы.

Выразительное чтение стихов о любви из “Денисьевского цикла” под лирические мелодии, подобранные учащимися, краткий анализ прочитанного, привлечение остальных ребят класса к анализу лирических произведений.

“Не знаю я, коснётся благодать”

“Предопределение”

“Она сидела на полу…”

“Я очи знал…”.

“О, как убийственно мы любим…”

“ Весь день она лежала в забытьи…”

5 страница “Дискуссионная”. Работа 5 группы.

Вопросы для обсуждения (готовят учащиеся):

- Скажите, счастливый человек или несчастный рассказывает о своих чувствах?

- Какие художественные средства помогают поэту запечатлеть образ любимой женщины, передать притягательную силу любящих и любимых глаз?

- Какими словами передана “история любви”?

- Можно ли понять, какими были взаимоотношения лирических персонажей: гармоничными или драматичными?

Вывод:

Характер переживаний лирического героя существенно меняется по сравнению с ранней лирикой поэта.

Любовь очень трагична, она передаётся в таких стихотворениях: “О, как убийственно мы любим…”, “Весь день она лежала в забытьи…” - последнем из произведений данного цикла. Смерть любимого человека, “сломившая пружину жизни” поэта, убила в нём даже желание жить. Последние девять лет он жил под постоянным, нестерпимым гнётом мучительного позднего раскаяния…” перед любимым человеком.

6 страница “Творческая мастерская”

Учимся анализировать лирическое произведение.

“Последняя любовь”. Вопросы к учащимся:

  • Чем обусловлен трагизм судьбы героев?
  • Как изменились облик героини, её жизнь и внутренний мир?
  • Кого винит поэт в происшедшей жизненной драме?
  • Что мы можем сказать о лирическом герое стихотворения?
  • Какие чувства он переживает?
  • “Чему молилась ты с любовью…” - как вы понимаете эти строки?
  • Какова значимость любви в жизни героини стихотворения?
  • Какая поэтическая лексика призвана подчеркнуть высокое предназначение любви?
  • Чем вызван конфликт в этой лирической новелле?
  • Какие строки, слова демонстрируют жестокость, беспощадность окружающего мира и внутреннюю незащищённость героини перед толпой?
  • Удалось ли “пошлости людской” духовно сломить героиню?
  • В каких строках с особой силой выражено авторское отношение к изображённому.

7 страница. “Практический семинар”.

Анализ цикла стихов.

“Денисьевский цикл”. Группа разрабатывает рекомендации по анализу цикла стихов и предлагает всему классу использовать данные рекомендации при анализе цикла стихов.

Домашнее задание: Подготовиться к анализу “Денисьевского цикла” на творческой мастерской ( не менее 3 стихотворений).

8.Страница. “Думаем, размышляем, спорим…”

Подведение итогов работы устного журнала.

- В чём особенность любовной лирики Ф. И. Тютчева ( устно или письменно )?

- Что нового вы узнали о любовной лирике поэта?

- Какие чувства вы пережили сегодня на уроке?

Любовь подняла поэта на недосягаемую высоту, поэт вне осуждения, он – выше. Его боготворили две женщины, одухотворённые его строкой, возвеличенные его поэтическим гением и сброшенные его человеческой слабостью в бездну страданий, в море печали. В минуту великой радости и в пору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта была его Нести. Эта она смогла подняться на небывалую высоту всепрощения в минуту горя после утраты Лели. “Его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина”, говорила его жена. Величие и красоту её души Тютчев давно оценил в стихотворении “Не знаю я, коснётся ль Благодать…”. Удары судьбы она ослабляла своим присутствием, своей готовностью простить, защитить, принять. Она примеряла его с самим собой.

Приложение 1.

Вопросы для анализа лирических произведений для слабых учащихся.

“Последняя любовь”

- Какие чувства передал поэт в стихах “Последняя любовь…”?

- Какой метафористический образ избран поэтом?

  • Чем обусловлен трагизм судьбы героев?
  • Как изменились облик героини, её жизнь и внутренний мир?
  • Кого винит поэт в происшедшей жизненной драме?
  • Что мы можем сказать о лирическом герое стихотворения?
  • Какие чувства он переживает?

“Чему молилась ты с любовью…”

- Какова значимость любви в жизни героини стихотворения?

  • Какая поэтическая лексика призвана подчеркнуть высокое предназначение любви?
  • Чем вызван конфликт в этой лирической новелле?
  • Какие строки, слова демонстрируют жестокость, беспощадность окружающего мира и внутреннюю незащищённость героини перед толпой?
  • Удалось ли “пошлости людской” духовно сломить героиню?
  • В каких строках с особой силой выражено авторское отношение ?