Литература
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Авторская песня". Литературно-музыкальный вечер, посвященный памяти В.С. Высоцкого 2005
Данный материал предназначен для уроков по теме "Авторская песня," А также может быть использован как самостоятельное мероприятие, посвященное творчеству В.С. Высоцкого.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "В мире расколотом надвое" (М.А. Шолохов "Тихий Дон") 2006
Задача учителя – помочь учащимся осмыслить вечные философские проблемы бытия: что есть добро и зло, жизнь и судьба.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "В.И. Белов – "поэт жизни действительной". Нравственный потенциал романа "Кануны" 2006
Первый урок (из двух предполагаемых) по творчеству В.Белова завершает изучение творчества представителей "деревенской прозы" В.Распутина, В.Шукшина, В.Астафьева, Ф.Абрамова, Б.Можаева. Используемые формы и методы призваны развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, умение анализировать эпизоды текста и давать оценку поступкам героев, воспитывать высокие нравственные чувства в учащихся.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Вечно юный, как сон". Судьба и поэзия К.Д. Бальмонта 2006
Урок знакомит с жизнью К.Бальмонта, пробуждает интерес к поэтической индивидуальности, нацеливает учащихся на постижение мыслей и чувств лирического героя поэзии Бальмонта и внутреннего мира самого поэта.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Диалоги поэзии М. Цветаевой" 2005
Урок литературы в 11-м классе "Диалоги поэзии М. Цветаевой" представлен в форме семинара, одного из ведущих видов работы в старших классах. Материалы урока развивают умение анализировать лирические произведения поэтов разных литературных направлений.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Использование выразительных возможностей цвета для передачи лирического настроения в творчестве Сергея Есенина" 2006
Задачи урока: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина; углубить представления о есенинской поэтике в одном из её важнейших аспектов; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение и навыки выразительного чтения; продолжить формирование навыков исследовательской работы; показать глубокое чувство родной природы и Родины в лирике Сергея Есенина; воспитывать интерес к чтению.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Мы – от бога, я от дьявола?!" (По роману Е.И. Замятина "Мы") 2006
Урок литературы по теме "Мы" – от бога, "я" – от дьявола" рассматривает проблему взаимоотношения личности и госсударства в романе Е.И. Замятина "Мы".
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Нашедший подкову" (о жизни и творчестве Осипа Мандельштама) 2004
Урок - размышление по литературе в 11-м классе посвящен жизни и творчеству Осипа Мандельштама, освещает эпоху и показывает трагедию мастера. Широко используются мемуары жены и друзей поэта, стихи о нем наших современников. Элементы театрализации удачно интегрируют с классическими музыкальными произведениями. Урок "Нашедший подкову" поможет учащимся углубить знания о мотивах лирики и личности О. Мандельштама.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Поэтический мир Марины Цветаевой" 2005
Поэзия Марины Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости и серости. Она летописец своей эпохи. Данный урок знакомит с образом лирического героя, близкого к лирическому "Я", и показывает разнообразие тем и мотивов поэтических произведений Марины Цветаевой.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Роман Е.Замятина "Мы". Идейное содержание и жанровые особенности романа-антиутопии" 2006
В течение последнего десятилетия произошло существенное изменение программы литературы 11-го класса, так как в неё вошли произведения писателей, долгие годы находящиеся под запретом по тем или иным причинам. Этот пласт "возвращенной литературы" огромен. Роман Е.Замятина "Мы" интересен и злободневен до сих пор, хотя современное поколение далеко и от "талонной системы", и от "обязательных" парадов, что во многом и стало причиной запрета произведения. Однако нравственные и философские проблемы, поднятые автором, актуальны и сейчас.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Смех – дело серьезное?" (Современное прочтение рассказов М. Зощенко) 2006
Урок литературы в 11-м классе по творчеству М.Зощенко "Смех – дело серьезное?" На уроке решается проблема соотношения юмора и сатиры в рассказах Зощенко. Проблемный метод, материалы, отражающие эпоху, преломляют творчество писателя, позволяют по-новому анализировать его рассказы. Языковой анализ выявляет особенности стиля. Интерактивные формы работы убеждают учащихся: творчество Зощенко актуально, а смех – дело серьезное.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Сопоставительный анализ рассказов В.Пелевина "Ника" и И.Бунина "Легкое дыхание" 2007
Урок литературы в 11-м классе проводит сопоставительный анализ рассказов И.Бунина и В.Пелевина.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Судьба человека в тоталитарном государстве" (В.Шаламов "Колымские рассказы") 2006
Варлам Шаламов. Писатель, который принёс настоящую правду в литературу о государстве, опутанном проволокой ГУЛАГа. Целых 17 лет провёл Шаламов в Колымских лагерях. Но он выжил, чтобы рассказать. Цель данного урока: выявить идею, объединяющую цикл "Колымские рассказы" Варлама Шаламова.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Христианские мотивы в рассказе А.И. Солженицына "Матрёнин двор" 2010
На данном уроке учащиеся развивают навыки самостоятельного анализа прозаического произведения, учатся выделять и осмыслять авторскую позицию, развивают умение видеть приёмы актуализации художественного слова. Урок сопровождается презентацией с использованием программы PowerPoint.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Человек — высшая на земле ценность" 2006
Урок литературы в 11-м классе по теме "Человек – высшая на земле ценность" построен на работе учащихся с текстами и направлен на развитие умений проводить лингвистическое наблюдение над языковыми особенностями, аргументировано высказывать собственную точку зрения.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: «Тяжесть души» (по повести Ю. Нагибина "Встань и иди") 2005
Тема "Человек в тоталитарном государстве" начинается после изучения творчества М.Булгакова. Это первый урок. Значит, он работает на последующие. Данный материал предлагается для беседы по современной литературе. После прочтения текста учащиеся получают индивидуальные и групповые задания. Им предстоит разобраться в сложных человеческих отношениях и понять их трагизм, обратиться к Библии, пережить несколько высокоэмоциональных моментов. Все это способствует высокому нравственному заряду выпускников.
-
Урок литературы в 11-м классе с использованием алгоритма подготовки к сочинению в формате «итоговое сочинение». «Человек и время в русской литературе» 2021
Основные цели урока: формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения. Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.
-
Урок литературы в 11-м классе с использованием ИКТ "Поющее сердце России" (Жизнь, творчество, личность С.Есенина. Основные мотивы лирики поэта) 2010
В ходе урока комплексно решаются задачи формирования читательских компетенций учащихся на основе самостоятельной аналитической деятельности, результаты которой отражаются в технологической карте урока.
-
Урок литературы в 11-м классе с элементами ИКТ по теме "А.А. Ахматова. Жизнь и творчество" 2009
Предлагаемая разработка – урок по литературе в 11-м классе (социально-гуманитарном) с использованием ИКТ. Последние три года автор работает над методической темой «Использование информационных и телекоммукационных технологий в профильном обучении». С помощью программ Power Point создаются слайд–фильмы для объяснения новой темы. К созданию и представлению презентации привлекаются старшеклассников.
-
Урок литературы в 11-м классе. «Это ветер с красным флагом…». События революции 1917 года глазами поэта и художника (по поэме А.Блока «Двенадцать и картине Б.Кустодиева «Большевик») 2022
Цели урока: через восприятие и анализ произведений искусств научить соотносить тему и основную мысль произведений; учить понимать смысл и роль художественных средств, с помощью которых поэт и художник выражает свое отношение к изображаемому; отрабатывать навык грамотно выстраивать собственное высказывание и выражать свое отношение к прочитанному и увиденному; подвести учащихся к авторскому пониманию революционных событий 1917 года через мироощущение поэта и художника.
-
Урок литературы в 11-м классе. А.И. Куприн. "Гранатовый браслет". Работа с деталью художественного произведения 2010
Предложен один из вариантов работы над деталью художественного произведения с опорой на прошлые знания учащихся. Данный вариант урока поможет ребятам обобщить знания о литературоведческом понятии «Художественная деталь и её роль в осмыслении сюжета».
-
Урок литературы в 11-м классе. Аксиологическая проблематика романа Э.М. Ремарка "На Западном фронте без перемен" 2009
Аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае – показать возможность практического разума в общей структуре бытия. Изучение литературы Германии и России времён мировых войн даёт возможность представить себе полную картину мира, в котором нет замкнутых пространств, в котором любое развитие человеческой мысли становится отправной точкой для дальнейшей эволюции человека. Обращаясь к произведениям Ремарка, можно с уверенностью сказать, что аксиологическая проблематика – главная в романах о Первой мировой войне.
-
Урок литературы в 11-м классе. Анализ стихотворения Федора Сологуба "В тихий вечер на распутьи двух дорог…" 2006
Один из уроков в теме "Многообразие поэтических индивидуальностей в поэзии Серебряного века", знакомящий учащихся с творчеством одного из ярких представителей поэзии символизма. На уроке подробно анализируется стихотворение "В тихий вечер на распутьи двух дорог..."
-
Урок литературы в 11-м классе. В.В. Маяковский. "Я хочу быть понят моею страной" 2010
Данный урок литературы в 11-м классе является вступительным при изучении творчества В.В. Маяковского. Учащиеся познакомятся с этапами его творческого пути, основными темами его творчества. Материал урока позволит ребятам познакомиться с личностью поэта и показать на примере стихотворений острое стремление поэта быть услышанным и понятым будущими поколениями.
-
Урок литературы в 11-м классе. Драма А.Вампилова "Прошлым летом в Чулимске" 2009
Происходит знакомство с последней пьесой А.Вампилова, основанной на жизненном материале сибирской глубинки. Здесь показаны судьбы героев, у которых все переплелось и затянулось тугим узлом. В данной разработке урока использована технология критического мышления.
-
Урок литературы в 11-м классе. Повесть М.А. Булгакова "Собачье сердце" в контексте эпохи (проблематика произведения) 2012
Урок разработан на основе авторской концепции "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках литературы в старших классах". В основе урока - разрешение проблемной ситуации через интертекстуальный анализ повести: сопоставление с поэмой А.Блока "Двенадцать" и выявление библейских параллелей (сходных мотивов, образов и пр.). Серьезной внимание уделяется работе с образами-символами.
-
Урок литературы в 11-м классе. Тема "Я говорю с эпохой…" Тема несвободы и политических репрессий в творчестве Осипа Мандельштама 2010
На уроке использовался метод «Кейс-стадии», интегрирующий в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств будущих выпускников. Учащиеся анализируют поэтический текст, интерпретируют сюжет картины И.Глазунова, сопоставляя его с творчеством Мандельштама. Составление синквейнов и «телеграмм», адресованных вымышленному лицу, позволяют добиться более полного понимания темы «несвободы» в литературе времён сталинских репрессий.
-
Урок литературы в 11-м классе. Тема любви в русской литературе (А.И. Куприн. "Гранатовый браслет" и повесть И.С. Шмелёва "Неупиваемая чаша") 2008
Представлен конспект урок литературы в 11-м классе по теме: "Тема любви в русской литературе" (по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет" и повести И.С. Шмелёва "Неупиваемая чаша"). Анализируя произведения, постигается идея, мировосприятие авторов и персонажей, тем самым совершенствуются навыки сравнительного анализа произведений. В процессе исследовательской работы формируется аналитическое и креативное мышление, развиваются исследовательские навыки.
-
Урок литературы в 11-м классе. Тема: "Личность и творчество. Романтический мир А.А. Блока" 2009
Цель: познакомить учащихся с атмосферой, в которой вырос Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики первой книги - "Стихов о прекрасной Даме". На уроке учащиеся развивают умение слушать, анализировать, участвовать в диалоге с учителем, делать выводы, оценивать свои мысли и действия.
-
Урок литературы в 11-м классе. Тема: "Образ Ю.Живаго в романе Б.Пастернака" 2009
Урок-анализ образной системы в произведении Пастернака. Сопровождается презентацией.