Цели:
1. В процессе коллективной работы, путем сопоставления одноименных стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова и Некрасова, выявить, в чем особенность использования христианских мотивов в творчестве Н.А. Некрасова
2. Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять стихотворные тексты, логически мыслить, высказываться на литературную тему, применять ранее полученные знания в новой, незнакомой ситуации проблемного характера.
3. Нравственное и духовное воспитание с привлечением памятников мировой культуры (поэзия, Библия, живопись).
Оборудование: на каждой парте – карточки-информаторы, стихотворения: "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; репродукция картины И.Н. Крамского "Христос в пустыне".
Оформление доски:
Тема: "Три Пророка"
Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова
...Я освятил тебя, пророком
для народа поставил тебя.
Книга пророка Иеремии
Становление Некрасова – "религиозного" поэта прямо связано с его становлением как поэта народного и национального. У Некрасова нет "чистой" религии. У него она скорее обозначение народных или даже национальных черт: подвижничества, самоотвержения, способности к высокому страданию.
Н. Скатов.
Темы покаяния, искупительной жертвы, подвижничества, храма, ведущие в творчестве поэта, – приметы подлинной духовности и, по сути, краеугольные камни христианского православия, евангельского и народного христианства.
Н. Мостовская.
Учитель: Тема религиозности Некрасова –
одна из самых неизученных. По мнению Н. Скатова,
со стихотворения "Влас" (1855) "круто и
глубоко в творчество Некрасова входит
религиозность, даже намека на которую нет ни в
одном произведении, созданном за все
предшествующие многие годы.
Н. Скатов пишет: "Становление Некрасова –
"религиозного" поэта прямо связано с его
становлением как поэта народного и
национального. У Некрасова нет "чистой"
религии. У него она скорее обозначение народных
или даже национальных черт: подвижничества,
самоотвержения, способности к высокому
страданию" (обращение к материалам,
записанным на доске).
Другой современный исследователь – Н.
Мостовская утверждает: "Темы покаяния,
искупительной жертвы, подвижничества, храма,
ведущие в творчестве поэта, – приметы подлинной
духовности и, по сути, краеугольные камни
христианского православия, евангельского и
народного христианства.
Сложность проблемы состоит в том, что Некрасов не
был глубоко верующим человеком, в его творчестве
переплетаются революционные идеи и связанные с
ними чувства и библейские, евангельские мотивы.
– В каких произведениях Некрасова, рассмотренных нами ранее, присутствуют библейские мотивы? ("Влас", "Похороны", "Зеленый Шум", "Памяти Добролюбова", "Сеятелям", в поэмах "Саша", "Тишина".)
Учитель: Тема нашего урока "Три
"Пророка". Сегодня мы должны будем
сопоставить стихотворения Пушкина, Лермонтова,
Некрасова, имеющие одинаковое название –
"Пророк".
Мы должны будем выяснить, что общего у всех трех
авторов в представлении о миссии пророка? В чем
отличие? В чем особенность использования
христианских мотивов в стихотворении
"Пророк" Некрасова? Результаты работы будем
заносить в таблицу (заполняется на доске по ходу
урока).
Критерии сравнения |
А. С. Пушкин |
М. Ю. Лермонтов |
Н. А. Некрасов |
1. Кто выступает в качестве пророка? | Поэт | Поэт | Идеальный общественный деятель |
2. От чьего лица ведётся повествование? | От лица пророка | От лица пророка | От лица лирического героя |
3. Миссия пророка | “Глаголом жги сердца людей” | Разоблачение “злобы и порока” и поучение в любви и истине. | Напомнить людям о Боге делом, своей крестной жертвой |
4. Лексический строй | Использование церковно-славянизмов, архаизмов, что придает стихотворению торжественность. | Использование современной лексики. Лишено торжественности. |
Использование современной лексики. Лишено торжественности |
Учитель: Ребята! Давайте вспомним, кто такие пророки?
Учащийся: Пророк – это человек, наделенный сверхъестественным даром – предвидеть и предсказывать события, явления и предостерегать людей от ошибок.
Учитель: Кто выступает в качестве пророка в стихотворениях Пушкина и Лермонтова?
Учащийся: Поэт.
Учитель: Схожи ли сюжеты стихотворений Пушкина и Лермонтова? Что лежит в их основе? (Обращение к карточке-информатору. См. Приложение)
Учащийся: Сюжеты разные. Пушкинский – становление пророка. Лермонтовский – это жизнь поэта, ставшего пророком. В основе пушкинского пророка – книга пророка Исайи, Лермонтов обратился к "Книге пророка Иеремии" и к "Плачу Иеремии". Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить.
Учитель: Как создают образ поэта-пророка Пушкин и Лермонтов?
Учащийся: Пушкинский пророк преображается духовно, у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен. Лермонтовский суров.
Учитель: Что открылось поэту-пророку в стихотворении Пушкина и Лермонтова?
Учащийся: Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский пророк увидел "Страницы злобы и порока": он не принят людьми, он изгнан.
Учитель: Кто выполняет миссию пророка в стихотворении Некрасова? Подумайте, почему это стихотворение имеет посвящение, а в некоторых изданиях выступает как заголовок – Н.Г. Чернышевский?
Учащийся: Миссию пророка выполняет идеальный общественный деятель. Времена переменились – "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" ("Поэт и гражданин").
Учитель: Сам факт отражения в стихотворении мыслей Некрасова о Чернышевском бесспорен. Исследователи творчества Некрасова (В.Е. Чешихин-Ветринский) отмечают обобщенность, типичность образа некрасовского пророка, приложенного к любому человеку 70-х г., соединившему в себе революционный демократический идеал с очарованием нравственной чистоты и красоты.
Учитель: От чьего лица ведется повествование в каждом из стихотворений?
Учащийся: В стихотворениях Пушкина и Лермонтова повествование ведется от лица пророка. У Некрасова – от лица лирического героя.
Учитель: Сколько точек зрения выражено в стихотворении "Пророк" Некрасова? (Обратите внимание на прямую речь, кому она принадлежит? Найдите и прочитайте эти точки зрения.)
Учащийся: Помимо точки зрения самого
лирического героя, в "Пророке" Некрасова
точно (с помощью прямой речи) передаются точки
зрения неизвестного, упрекающего пророка
("Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы
своей виной!) и пророка ("Жить для себя возможно
только в мире, но умереть возможно для других").
Некрасов в своем стихотворении показывает
историю пророка не изнутри, а со стороны,
предельно (максимально) объективизирует ее.
Учитель: Что общего у всех 3-х пророков в представлении о миссии пророка? В чем отличие (чтобы легче было ответить на этот вопрос, обратите внимание на то, в чем состоит миссия пророка; кем она оценивается). Сравните 3 отрывка: у Пушкина – последняя строфа, у Лермонтова – первые строфы, у Некрасова – последняя строфа.
Учащийся: У всех 3-х авторов пророк – посланник Бога, он не принадлежит себе с того момента, как проявил готовность к встрече со Всевышним. Этим его свободный выбор исчерпывается. Миссия пророка у Пушкина и Лермонтова – именно пророчествовать, "глаголом жечь сердца людей"
Учитель: Сравните последнюю строфу "Пророка" Пушкина и цитату из Евангелия от Марка. Видны явные переклички. Дано ли пророку знать, о чем ему предстоит говорить, почему?
Учащийся: Нет, не дано, т.к. абсолютно его отречение от собственной воли. Неслучайно финальные строки "Пророка" Пушкина – прямая речь, слово Бога, который не раскрывает сути прорицаний своему посланнику, но повелевает. " Восстань... виждь и внемли... Исполнись волею моей... жги", что согласуется с каноническим текстом не Ветхого, а Нового Завета:... "не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый” (Мк,13;11).
Учитель: Каков пророк Лермонтова, если оценивать его с точки зрения выражения своей воли? Какова его миссия?
Учащийся: Пророк Лермонтова, самый "своевольный", сам поясняет содержание своих "глаголов" и выносит оценку совершаемому. При этом его миссия двояка, она сводится к исправлению рода людского – разоблачения "злобы и порока" и поучению в любви и истине.
Учитель: Миссия некрасовского пророка? Кто дает оценку судьбы пророка?
Учащийся: В стихотворении Некрасова оценку судьбы пророка выносят люди – "упрекающий" и лирический герой, которому, в буквальном смысле, принадлежит последнее слово. Предназначение пророка на этот раз – "не провозглашать любви и правды чистые ученья" (Лермонтов). Напомнить погруженным в суету и "жизнь для себя" людям о Боге он должен иначе – не словом, а делом, своей крестной жертвой.
Учитель: Обратимся к лексическому строю стихотворений Пушкина и Лермонтова, Некрасова. Найдите в каждой строфе всех стихотворений слова, которые, на Ваш взгляд, соотносятся с темой богоизбранности, предназначения, отречения от своего "я" (т.е. слова, имеющие евангельский колорит).
Учащийся: У Некрасова:
- 1 строфа – судьба, жертвуя.
- 2 строфа – нет помыслов мирских, умереть за других (в Евангелии: "за други своя").
- 3 строфа – судьба.
- 4 строфа – распяли, час придет – он будет на кресте (о приближении некоего часа в Евангелии постоянно напоминает ученикам Христос), послал бог Гнева и Печали.
Учитель: Только что мы нашли в тексте Некрасова слова, которые могут быть связаны с библейским текстом. Сравните, где ярче стилистически окрашены слова: в стихотворении Некрасова или Пушкина и Лермонтова?
Учащийся: В стихотворении Некрасова они не столь ярко окрашены, как в стихотворениях Пушкина и Лермонтова. Речь о стилизации, намеренном подборе слов высокого стиля идти не может.
Учитель: Исследователи установили, что в
"Пророках" и Пушкина, и Лермонтова есть
явные и скрытые отсылки к тексту Ветхого и Нового
Завета – книгам Исайи, Иеремии, Ионы, Евангелию
от Марка, Псалмам, по которым мы можем
отожествить Бога, пославшего героев с Богом –
Троицей, одна из ипостасей которой – сын Божий,
Иисус Христос.
У Некрасова о пославшем пророка сказано: "бог
Гнева и Печали".
Когда в повествовании евангелистов Христос
предстает гневающимся, печальным, говорит о себе
как о боге гнева?
Заранее подготовленный ученик напоминает евангельские эпизоды.
Учитель: В Евангелии мы видим Христа во
Гневе, когда он изгоняет торгующихся из храма,
обличает фарисеев, упрекает жителей Иерусалима,
которым истина о Боге Едином была открыта раньше,
чем эллинам и другим племенам.
Во всех случаях гнев Христа относится к случаям
хулы на Духа Святого, намеренного искажения
истины людьми, которым она была открыта.
Печалится Христос, когда чувствует свою
оставленность учениками, которые не смогли
бодрствовать с Ним и часа, когда "душа его
скорбела смертельно", Петром, который трижды
отречется от Него, Иудой, который его предает, и
даже Всевышним (молитва о чаше, восклицание на
кресте: "Зачем меня оставил"). Печалится
Христос, видя, как "народ избранный" легко
отходит от веры, как те же люди, которые встречали
его с пальмовыми ветвями и выстилали коврами Ему
путь, через малый срок глумятся над Ним и требуют:
"Распни Его!".
Гнев и печаль Христа относятся к сознательной
лжи (а не искреннему заблуждению) и
отступничеству.
– Найдите в стихотворении Некрасова те строки, которые могли бы вызвать "Гнев и Печаль" Христа (и тем самым соотносятся с этими эпитетами)?
Учащийся: Эта точка зрения "Упрекающего", переданная как дословно, через прямую речь (осуждение пророка, хула на Духа Истины, который, по Библии, сходит на посланников Божьих и говорит их устами), так и косвенно: "Не скажет он, что жизнь его нужна, не скажет он, что гибель бесполезна" (оправдание собственного отступничества).
Учитель: Обратимся к последней строфе стихотворения Некрасова. Первоначально стихотворение было напечатано без нее. В 1877 г. Некрасов дарит И.Н. Крамскому экземпляр "Последних песен", куда входит стихотворение "Пророк", и последняя строфа вписана поэтом от руки; причем последняя, шестнадцатая, строка случайно отрезана при переплете книги, отсюда и разночтения в изданиях.
– Что изменилось в стихотворении с включением
последней строфы?
– О ком идет речь в первых двух строчках? С чьей
судьбой соотносится судьба пророка? Почему?
– Исполнена ли миссия пророка, удалось ли ему
"рабам земли напомнить" о Боге? Есть ли в
стихотворении указания на это?
Учащийся: Таким указанием является сама позиция лирического героя, резко отмежевывающегося от "Упрекающего", вступающего с ним в спор. Для лирического героя, который прочитывает судьбу пророка именно под знаком судьбы Христа, это напоминание уже свершилось.
Учитель: Последняя строфа, как и весь текст
некрасовского "Пророка", созвучны полотну
И.Н. Крамского "Христос в пустыне" (1872).
Искусствовед И. Ненарокомова, отмечая
несомненную близость произведений Некрасова и
Крамского, подчеркивает: можно подумать, что
поэт, создавая "Пророка", глядел на
"Христа в пустыне". В этом полотне Крамской
показал трагедию мыслящего человека своей эпохи.
В основу картины положена евангельская повесть о
сорокадневном одиночестве Христа в пустыне. С
образом Христа на полотне Крамского
современники художника связывали представление
о высокоодухотворенном человеке, готовом на
жертвы во благо народа.
Вспомним уже известное из курса древнерусской
литературы: основная проблема, поставленная еще
древнерусскими книжниками, – проблема святости,
понимаемой как обожение (максимальное развитие в
себе черт образа Божия до полного уподобления
Ему), – никуда не уходит, остается на протяжении
всего пути, проделанного русской классикой. В
стихотворении Некрасова "Пророк" мы видим
новый поворот темы: святость достигается не
трудным воспитанием в себе "внутреннего
человека", – нет, если в мире невозможно свято
жить, жить не только "для себя", то остается
возможным жертвовать собой, "умирать для
других". И это тот путь святости, который
избирают для себя передовые люди эпохи, путь, по
их мнению, единственно приемлемый, напоминающий
чем-то времена первомученников христианства.
Перед Некрасовым стояла задача создания
"святого" нового типа, жизненного образца,
на который смогли бы ориентироваться люди новой
формации. При формировании новой поэтической
системы Некрасов обратился к уже существующим в
русской культуре образам, заговорил на хорошо
знакомом его читателям языке.