Цели:
- Помочь учащимся определить типические черты лермонтовского героя через исследование страниц романа и решение проблемы о диагнозе «болезни» Печорина.
- Развивать умения вступать в диалог и полилог, исследовательские и интерпретаторские навыки.
- Воспитывать духовно-нравственную личность.
Оборудование: портрет Печорина, магнитофон, тексты романа, карточки.
Тип урока: ролевая игра.
Форма урока: социально-психологический консилиум.
Методы: исследовательский, проблемный.
Ход урока
Предкоммуникативная фаза.
- Что такое консилиум? (Обращение к словарю иностранных слов для уточнения значения слова).
- Как вы думаете, почему я начала урок с объяснения этого слова?
- Вслушайтесь в звучащий текст. Что прозвучало? («Предисловие» к роману).
- Какая фраза будет ключевой для определения целей нашего урока?
- Что же болезнь указана автором? Почему ею заболел герой? Кто виноват в этом заболевании? Каковы пути лечения? – Это вопросы нашего социально-психологического консилиума. Для выявления признаков болезни приглашаются герои, которые были в тех или других отношениях с Печориным: Максим Максимыч, автор-повествователь, ундина, княжна Мери, Вера, Печорин.
Для постановки диагноза приглашены следующие специалисты: психолог, социолог, литературоведы-исследователи, литературный критик. Руководитель консилиума – учитель.
В поиске путей лечения болезни участвует М.Ю.Лермонтов и мы – современные читатели.
Первая задача для героев – «войти в роль», найти определенные страницы текста, исследовать их, а затем рассказать о признаках болезни Печорина, которые ярко проявлялись при общении.
Задача для специалистов – выслушать пациентов, попытаться определить болезнь и объяснить, почему ею заболел герой и кто виноват в этом заболевании.
В помощь учащимся для выполнения домашнего индивидуального задания предлагались карточки с вопросами при работе с текстом, рекомендации для выступления:
Максим Максимыч. – Исследовать страницы повести «Бэла», обратить внимание на те черты образа Печорина, которые отмечает Максим Максимыч. Сумел ли он объяснить их? В чем обнаруживается «странность» натуры Печорина? Начни рассказ со слов: «Ко мне явился молодой человек лет 25-ти, он был такой…»
«Контрабандисты»: попробуйте пересказать историю, происшедшую с Печориным в Тамани от лица «ундины» или слепого мальчика, обращая при этом внимание на черты характера Печорина: «В нашем скверном городишке появился поздно ночью молодой офицер, его привел к нам десятник…»
Войти в роль одного из членов «водяного общества», рассказать о конфликте с Печориным, проанализировать эпизод дуэли, обратить внимание, какие стороны души героя раскрываются во время дуэли.
Вера – Подготовить выразительное чтение письма. Исследуйте прощальное письмо Веры. Почему бежит от любви Вера? Что нового открывают в Печорине отношения с Верой? Чем объясняется порыв отчаяния и горя в сцене погони за Верой?
Печорин – Подберите страницы из «Журнала Печорина», в которых ярко выражена его искренность, его размышления, объяснение поступков, характера. Какие из дневниковых записей поражают вас своей откровенностью, в каких Печорин кажется жестоким, а в каких – несчастным человеком?
Психолог – Любовь к Бэле – искреннее чувство или каприз избалованного сердца?
Печаль в глазах – следствие «злого нрава или глубокой постоянной грусти»?
Как раскрывается личность Печорина в истории с контрабандистами?
Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?
В чем заключается раздвоение натуры героя?
Социолог – Какое впечатление произвел Печорин в повести?
Что нового в Печорине открывают его отношения с женщинами? Способен ли Печорин на настоящую дружбу?
Критик – Можно ли Печорина и Максима Максимыча назвать друзьями? Чем не похож Печорин в повести «Тамань» на человека, которого мы знали по повестям «Бэла» и «Максим Максимыч»? Какие стороны личности подчеркивает автор?
Литературоведы – 1.«Наделал он мне много хлопот…» - так отзывается М.М. о Печорине. Почему же он все-таки с любовью вспоминает о нем?
Как и для чего в портрете соотносятся два взгляда на Печорина: внешние черты, которые заметны всем, и анализ психологического состояния? В чем беда героя?
2. Сообщение «Демонизм Печорина».
Исследовательская работа учащихся – «вхождение в роль».
Коммуникативная фаза.
«Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец…» - Кто сказал эту фразу о Печорине? Продолжите ее. («И то и другое будет ложно…»)
- Согласны ли вы с этим? Где же истина? – Это мы сейчас и решаем в ходе обсуждения ваших выступлений от лица героев.
Чтобы сделать выводы, воспользуйтесь по ходу выступлений заполнением такой таблицы:
Имя героя |
«Добрый малый» |
«Мерзавец» |
Выводы специалистов |
Максим Максимыч |
Выступления учащихся, консультантов.
«Демонизм Печорина» - выводы литературоведов.
(Печать демонизма способна отравлять и убивать даже самые чистые помыслы и чувства.)
Посткоммуникативная фаза.
Какая болезнь овладела Печориным? Кто виноват в этом? Каковы пути лечения?
(«Диагноз»: равнодушие, дисгармония в душе, «демонизм», индивидуализм, скептицизм, эгоизм, разочарование в жизни, опустошенность души. Не смог реализовать свое назначение высокое в жизни, хотя в душе – силы необъятные. Трагедия Печорина – трагедия поколения 30-ых годов 19 века: старое разрушено – нового нет.
Пути лечения:
- Должна быть цель в жизни, идеалы – человек должен во что-то верить. (Спросите себя: «В чем я вижу цель своей жизни? Каковы мои идеалы?)
- Оздоровление человека – глубокая связь с природой, отдаление от природы – наращение агрессии и индивидуализма.
- Любовь, умение радоваться, жертвовать ради близких, а не торжествовать.
- Милосердие.
Рефлексия.
Кому удалось сыграть роль? Удалось ли совместно решить вопросы? Остались или возникли новые вопросы по ходу урока? Как, по-вашему, должна звучать тема урока?
Домашнее задание:
- Эссе «Чтобы не стать Печориным…»
- стр. 134, вопросы к семинару.