Урок литературы по теме: «Замечательная вещь» (роман И.С.Тургенева «Рудин») проводился в 10-м классе в качестве вводного урока по роману «Рудин» после разговора о жизненном и творческом пути И.С. Тургенева и знакомства с «Записками охотника».
Перед уроком (это было «спаренное» занятие) учащимся было предложено следующее задание: прочитать роман «Рудин», написать письмо учителю по поводу впечатлений от романа (письма мы обычно пишем и получаем заранее), подобрать, если это возможно, эпиграф к изучению романа, подготовить представление одного из персонажей романа.
Цели занятия
- Заинтересовать десятиклассников романом и определить пути его изучения;
- Поделиться первичными впечатлениями о романе и его персонажах. отметить возможные вопросы и противоречия;
- Развивать умение учащихся вступать в диалог с одноклассниками, автором художественного текста, учителем, аргументированно доказывая свою точку зрения и уважая при этом позицию другого человека.
1. Начинался урок с ответа учителя на письма учащихся.
Здравствуйте, дорогие ученики 10-го “В” класса!
На днях получила, как обычно, ваши письма. Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить вас за них и сказать, какое необыкновенное удовольствие получила, читая ваши послания. Как и Аня , я рада, что мы с вами переписываемся, обмениваемся мыслями и впечатлениями.
В своём письме я хотела бы познакомить вас с тем, что узнала и открыла в ваших ко мне письмах. Надеюсь, что и вам это будет интересно.
Многие ребята пишут, что роман им понравился, оставил неизгладимое впечатление. Оля даже называет это произведение «шедевром». Почему? Надеюсь, что наше сегодняшнее занятие, на котором мы с вами будет работать над 2, 3 и 4 этапами нашей модели изучения темы, поможет найти ответ на этот вопрос. Я думаю, что и наши последующие уроки по роману помогут нам с вами разобраться в этом.
Уважаемые Андрей и Нина! Вы просите меня поделиться впечатлениями о романе. Думаю, что сегодня эту работу буду выполнять не только я, но и вы. Наташа и Слава, которые предлагают мне ответить на вопрос «Как я отношусь к Рудину?», наверное, будут разочарованы: я не планирую делать это именно сегодня. Почему? Думаю, вы поймёте это в ходе занятия. Вы, наверное, будете разочарованы, но сегодня я не планирую ответить и на другие вопросы, за которые очень благодарна Диме, Лене, Ане, Ксюше, Оле, Нине, Юле Пичугиной и Наташам. Я уверена, что пройдёт совсем немного времени, и именно вы, а не я, сможете помочь своим одноклассникам разобраться с теми вопросами, которые они задают в своих письмах, рассмотреть те проблемы, которые они выделили в романе. А вы знаете, проблем выделено очень много; разговор о них ещё впереди.
Кроме того, я очень благодарна Наде и Юле, которые своими вопросами помогли мне сформулировать основной вопрос по теме, Арине и Оксане, которые увидели в образе Рудина черты Чацкого и Печорина. А Ксюша, Нина и Наташа Дряхлова, размышляющие в своих письмах об актуальности романа, поразили меня своей проницательностью и глубоким прочтением романа. Очень интересным мне показалось и то, как менялось на протяжении чтения романа восприятие образа Рудина Мариной, Славой и Ариной. Не удивило меня и то, что девушкам роман понравился больше, чем юношам. Я очень благодарна Игорю за то, что он не побоялся отозваться о романе отрицательно. Спасибо за прямоту! Спасибо и Максиму за интересные и неординарные философские размышления о природе трагедии Рудина. Интересно то, что Сергей больше всего внимания уделил той части романа, где Рудин рассказывает свою историю Лежневу. Почему? Вы можете поинтересоваться у него самого.
Наверное, пора завершать моё письмо. Хотелось бы вслед за Ниной и Оксаной пожелать нам успешного изучения романа, интересных уроков по нему, а вместе с Мариной и Ариной выразить надежду, что наши уроки по роману И.С. Тургенева «Рудин» помогут нам разобраться во всех проблемах и вопросах и увидеть то, что вы не заметили при самостоятельном знакомстве с романом.
Желаю вам успеха в изучении романа и надеюсь, как и Оксана, что наша переписка не прекратится.
С уважением и благодарностью за ваши письма, Елена Гидеоновна.
2. Учитель предлагает учащимся выступить со своими текстами-представлениями персонажей романа, просит десятиклассников быть внимательными слушателями и фиксировать свои вопросы, возражения или сомнения. Один из текстов-представлений предлагаю вниманию читателей.
Здравствуйте, господа!
Быть может, я не узнан вами. Меня зовут Африкан Семенович Пигасов. Я с детства был самостоятелен и тверд. А честолюбию моему нет равных… Настойчив я, ну что ж? Кому какое дело, чем я живу и что живет во мне? Смотрю на вас, мне странно почему-то… Кто вы?.. Я в ваши лицах вижу вашу суть! Прилежные ученики! Старательно хлопочут над книгами, над мыслями чужими. Своих же мыслей не имеете, друзья… Ах образованность, кому она нужна? «Вот уже удивить чем вздумали! Эта хваленая образованность, гроша медного не дам я за вашу образованность!»
Однако, много дам я вижу здесь… Плохой то знак. Вы, господа, запомните одно: «все барышни вообще неестественны в высшей степени - неестественны в выражении чувств своих. Испугается ли, например, барышня, обрадуется ли чему, или опечалится, она непременно сперва придаст телу своему какой-нибудь этакий изящный изгиб (ученица изображает) и потом уж крикнет: «Ах!» или засмеется, или заплачет. Мне, однако, удалось-таки добиться однажды истинного, неподдельного выражения ощущения от одной замечательно неестественной барышни», но не о том сейчас речь…
От женщин проку мало. Они в своих изящных демонстративных манерах – пусты. Пусты до тошноты. Да… Женщина меня обидела одна… Хотите знать, кем же являлась та особа? Скажу я вам, секрета в этом нет. То мать моя была. И больно сделала лишь тем, что родила. Однако поговорим о чем-нибудь другом.
Имею душ я сто, и мужики мои не бедствуют, отнюдь. Я часто появляюсь в доме некой Дарьи Михайловны Ласунской. Недавно у нее я был представлен некоему господину Рудину. Признаться честно, птица-говорун. Толкует о высоком, справедливом. Все рассуждения его не стоят пальца моего. Они не понятны людям темным, провинциальным, но фактов я не вижу в них. Что философия его? Пустое, мутное пятно… Без доказательств, без примеров. «Общие рассуждения! Смерть моя эти общие рассуждения, обозрения, заключения. Все это основано на так называемых убеждениях, всякий толкует о своих убеждениях и еще уважения к ним требует, носится с ними…Эх!» (ученица показывает кулак).
Да! Я ни во что не верю. И в этом философия моя. Вся жизнь - сплетение противоречий и загадок. Мое существование так жалко, так смешно. Но ваше – нет, ничуть не лучше моего. Кто я? Один из многих. Смотрю вокруг, смотрю в столетия и вижу лишь таких, как я – озлобленных, избитых жизнью, жалких.
Тетерина Арина.
3. Учитель говорит, что после представлений персонажей, предложенных учащимися, хотел бы представить себя как читателя романа «Рудин».
Уважаемые слушатели!
Сегодня я хотела бы поделиться с вами своими впечатлениями, связанными с чтением романа И.С.Тургенева «Рудин», и представить себя как читателя этого романа.
Я начала своё знакомство с творчеством Тургенева с его повестей «Ася» и «Первая любовь», тексты которых вы можете увидеть на нашей книжной выставке. Вы, наверное, помните, что мы с вами изучали в 8 классе повесть «Ася». А повесть «Первая любовь» была бы, наверное, интересна вам сегодняшним, 15-летним.
Первым романом Тургенева, прочитанным мной, был именно «Рудин». Тогда я была примерно в вашем возрасте. Конечно же, после этого я перечитывала роман несколько раз, и каждое моё возвращение к роману давало пищу для новых размышлений, чувств, переживаний.
Обращаясь к «Рудину», я постоянно черпаю в нем новые мысли, по-новому рассматриваю те или иные образы и проблемы. Перечитывая роман сегодня, на рубеже веков, я невольно ещё раз вернулась к фразе, вложенной Тургеневым в уста его героя Лежнева: « Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись». Эта фраза и сегодня, спустя 145 лет со дня создания романа, очень актуальна. Если вы, сегодняшние юноши и девушки, задумаетесь над этой фразой и сумеете стать настоящими патриотами, то мы будем спокойны за судьбу России.
Перечитывая роман, я ещё и ещё раз поражаюсь тургеневскому стилю, его умению строить сюжетную интригу, что и вы отразили в своих письмах, и сегодня, через 145 лет после создания романа, мы вместе с Николаем Алексеевичем Некрасовым можем сказать: «Замечательная вещь» (открывается на доске и записывается в тетради тема урока).
4. Работа с эпиграфами к изучению романа: на доске - тот эпиграф, который предлагает учитель.
- А какие эпиграфы смогли подобрать вы? (Учащиеся, подобравшие эпиграф, выходят со своими плакатами и поясняют выбранный ими эпиграф, остальные фиксируют). В процессе работы с эпиграфами возникает вопрос: «Почему некоторые считали Рудина гениальным, другие же – наоборот?» (Автор – Юлия Пичугина).
5. Учитель сообщает, что эпиграфы, подобранные учащимися, и вопрос Юлии помогли сформулировать основной вопрос для изучения романа: «Почему первое название романа – «Гениальная натура» – И.С. Тургенев заменил на известное нам?» (Запись в тетради).
6. Учитель говорит, что на этот вопрос будем отвечать в процессе изучения романа, а сегодня только начинаем нашу работу, и предлагает попробовать вместе сформулировать цели сегодняшнего занятия, учитывая, что в письме было обращено внимание учащихся на те этапы модели (рис. 1), с которыми предстоит работать сегодня.
Модель изучения темы по литературе
(Создана в соавторстве с учителем
литературы и риторики гимназии № 2 города Перми
Оксаной Николаевной Бойченко)
Этап деятельности |
Жанры учащихся |
|
помогающие освоению предметного содержания | обслуживающие процесс взаимодействия | |
1. Освоение биографии писателя (реконструкция исходного риторического текста (РТ) и создание собственного РТ). | Слово о…, представление, мини-лекция, письмо, интервью, дневник писателя, комплимент. | Обращение, Записка, Совет, Памятка, Инструкция, Рекомендация, Предложение, Просьба, Благодарность, Пожелание, Комментарий, Фиксация, Заявление, Ходатайство, Отчет, Похвала, Комплимент… |
2. Первичное восприятие художественного текста (ХТ) и диагностика осмысления. | Письмо учителю, аннотация, отзыв, впечатление, размышление, представление (литературного героя, себя как читателя, книги). | |
3. Постановка проблем исследования. | Представление, фиксация, вопрос, комментарий, круглый стол. | |
4.Самоопределение в проблеме исследования. | Представление выбора, сообщение, вопрос, совет себе, пожелание, обращение. | |
5. Исследование проблем, литературоведческий анализ ХТ. Предъявление результатов исследования в определённом риторическом жанре и промежуточная диагностика. | Вопрос, слово о…, размышление, сообщение, доклад, похвала, хула, признание, реферат. | |
6. Обсуждение результатов исследования. | Беседа, круглый стол, интервью, дебаты, диспут, дискуссия. | |
7. Рефлексия. | Размышление, записка, письмо, дневник, исповедь, покаяние. |
Версии учащихся записываются на доске, комментируются.
7. Учитель напоминает, что для того, чтобы изучать то или иное произведение, необходимо определить круг проблем, которые нам важно рассмотреть. Учащиеся получают задание для групповой работы:
Уважаемые члены творческой группы!
Надеюсь, что в процессе чтения романа И.С.Тургенева «Рудин» вы сформировали первоначальное мнение о произведении, попытались определить, какова его тематика и проблематика, а представления, прозвучавшие на уроке, помогли вам разобраться в системе образов романа.
Прошу вас за 10 минут, отведённые для групповой работы, обменяться своими суждениями с коллегами по группе и создать аннотацию на роман «Рудин».
В процессе работы вы можете пользоваться материалами книжной выставки.
На защиту каждой группе отводится 3 минуты.
Удачи Вам!
8. Пленум-обсуждение, предъявление результатов групповой работы, оформленных на плакатах.
Перед обсуждением открывается задание на доске: слушая выступления, зафиксируйте, пожалуйста, в тетради проблемы для исследования, которые можно выделить из текстов аннотаций.
9. Обсуждение и фиксация выделенных проблем исследования, дополнение проблемами, выделенными в письмах.
Запись на доске выглядит примерно так:
Проблемы
- Любви и истинных чувств;
- Смысла жизни;
- Дружбы и взаимоотношений между людьми;
- Отцов и детей (воспитания);
- Слова и дела («лишнего человека»);
- Нравственных ценностей личности.
10. Самоопределение в проблеме исследования.
Десятиклассники решают, как будут работать (индивидуально или в группе) и какую проблему для исследования в период изучения романа они выбирают, затем выносят номер или название своей проблемы на выданный учителем листок, листы собираются, и процесс формирования исследовательских групп или исследователей-индивидуалов завершён.
Практикуем мы и тексты в жанре «обращение» по теме: «Ищу соратников». Предполагается, что учащиеся, самоопределившиеся и оставшиеся в одиночестве, обращаются к своим одноклассникам с текстом, в котором аргументируют свой выбор, предлагая тем, кто ещё не определился, присоединиться к исследованию выбранной проблемы:
Уважаемые одноклассники!
Прошу внимания! Я хочу вам предложить заняться вместе со мной проблемой «Смысла жизни», потому что я считаю, что это самая важная проблема в произведении и вообще во всём творчестве Ивана Сергеевича Тургенева. Я считаю, что есть смысл заняться решением именно этой проблемы и призываю вас сделать это вместе со мной.
Елена Осокина.
11. Координация действий групп, получившихся в результате самоопределения, и домашнее задание: подготовить цитатный материал по выбранной проблеме, написать рефлексивное размышление по сегодняшнему уроку (особенно тем, кто выступал сольно).
12. Коллективная блиц-рефлексия
- Удовлетворены ли вы сегодняшним занятием?
- Трудно ли вам сегодня было? Почему?
- Достигли ли мы сегодня тех целей, которые ставили перед собой?
- Что бы вы пожелали себе сегодня?
В качестве итога нашего занятия предлагаю читателям выступление по выбранной для исследования проблеме, прозвучавшее на одном из следующих уроков:
Уважаемые одноклассники!
Сейчас я попытаюсь рассказать вам о проблеме смысла жизни в романе И.С. Тургенева «Рудин».
Я думаю, что вы со мной согласитесь, если я скажу, что эта проблема раскрывается в романе с помощью образа Дмитрия Рудина.
Это очень умный человек, безусловно, творческая личность. Персонажи романа слушали его с интересом, доверяли ему. Казалось бы, с его умом , талантом, одарённостью можно достичь многого. Но что же мы видим на самом деле? «Отчего Рудин таков?» – спросите вы. А вот тут-то и кроется вся загадка этого персонажа.
Рудин не привык идти к достижению определённой цели, бороться до конца. Это видно и в эпизоде последней встречи Натальи с Рудиным: «Покориться судьбе, - продолжал Рудин. – Что же делать!.. Видно, нам не суждено было жить вместе…» Посмотрите, как легко, как быстро Рудин сдаётся, как он быстро осознаёт: «…Я уже больше не чувствую любви? Так вот как это всё должно было кончиться!». Мы видим, что Рудин добивался любви Натальи не для того, чтобы быть с ней вместе всегда, а делал это от нечего делать.
Перед нами ещё одна беда Рудина: у него не было чёткой цели в жизни, он не знал, зачем живёт на этом свете. И в этом он признаётся сам, говорит: «Начинал я жить, принимался за новое раз двадцать – и вот видишь!» Как вы видите, он не знал, что ему нужно, не умел посвятить себя определённой работе, цели. А затем на вопрос Лежнева: « Не догадался, что твоё дело не в том состоит, чтобы быть…деловым человеком?» – отвечает: « Знаю, брат, что не в том; а впрочем, в чём оно состоит-то?» Иначе говоря, Рудин признаётся в своей несостоятельности.
Дмитрий Николаевич Рудин умирает, так и не посвятив себя определённому делу. Получается, он умер зря?
Я думаю, это не так. Многих Рудин научил и ещё научит любить и ценить жизнь, понимать, что каждое мгновение очень дорого, что всё нужно хорошо продумать, прежде чем приступить к какому-то делу, а главное – нужно познать самого себя и определить, зачем ты живёшь на свете.
На этой, может быть, не очень радостной ноте я хотел бы закончить своё выступление.
Спасибо за внимание.
Дмитрий Софронов