Цель: Проведение анализа концепции художественного произведения; рассмотрение центрального образа романа: Обломова.
Задачи:
Образовательная:
- Сформировать у обучающихся первичное представление о главном герое при анализе 1-4 главы 1 ч.
- Раскрыть роль интерьера и портрета в характеристике персонажа.
Развивающая:
- Развивать умения анализа эпизода, работать и общаться в группах.
Воспитательная:
- Воспитывать культуру монологической речи, письменного и устного ответа.
- Мотивировать к ответственному отношению выполняемой работы.
Формируемые общие компетенции:
- Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
- Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
- Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- Работать в коллективе и команде.
В результате обучающиеся должны показать и улучшить навыки ориентирования в тексте, анализировать эпизоды произведения, работать в группах, знать содержание романа, схему анализа произведения.
На доске: Отчего же …я такой?
- Главный герой романа.
- Роль интерьера и портрета в характеристике персонажа.
- Парад гостей.
- Обломовка
- Что выше: созерцание или действие?
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я уверена, что сегодняшний наш урок будет проходить в теплой, дружеской атмосфере.
А собрались мы по поводу… Какой повод?
Каков же предмет сегодняшнего разговора? Да, это роман Ив.Ал.Гончарова «Обломов (беру в руки) Обломов - это роман о… (о самом романе)
Обломов - это герой…, следовательно, тема сегодняшнего урока: «Образ главного героя в романе И.А.Гончарова «Обломов» (запись на доске и в тетрадях)
2. Проведем пятиминутку честности
- Кто прочитал 1 часть романа?
- Какое время года открывает роман Гончарова «Обломов»?
- К какому литературному направлению относится роман?
- Где происходит действие?
- Назовите три романа на «Об…», написанных Гончаровым.
- Кто прочитал весь роман?
Кому он был интересен?
Это произведение можно считать романом наглой дерзости, т. к. первые 200 стр. герой не вставал с дивана. Автор держит внимание читателя на неподвижности героя. К главному герою стягиваются все сюжетные линии, к нему обращены характеристики других персонажей. Илья Ильич Обломов- средоточие идеи романа, в нем душа книги. Понять душу- значит разгадать лучшее создание.
На доске написаны слова. Кому они принадлежат? Эти слова станут эпиграфом к нашему уроку. Чтобы дать ответ на вопрос, давайте обратимся к плану работы.
3. Актуализация знаний
Любители журнала «Отечественные записки» прочитали роман в первых четырех номерах за 1859 год. И тогда же появились первые отзывы. Давайте послушаем их.
Слово для выступления предоставляется группе литературных критиков.
1 задание Отзывы в напечатанном виде
Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова» и перечитываю еще раз… «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике. ( Л.Толстой)
Пока останется хоть один русский - до тех пор будут помнить «Обломова». (И.С.Тургенев)
Если бы Гончаров написал лишь одного «Обломова», то и этого было бы достаточно, чтобы признать за ним непререкаемое право на одно из самых выдающихся мест в первом ряду русских писателей. (А.Ф.Кони)
Учитель: Это было вчера. Это взгляды из прошлого. Взгляды тех, кто жил рядом с Гончаровым. Что вам кажется сегодня актуальным в этих оценках, с чем вы согласитесь, с чем - нет? Ответим на эти вопросы немного позже.
Роман намного пережил своего создателя И.А.Гончарова, около 160 лет не давая спать многим поколениям читателей. Как думаете почему? Ведь есть книги, живущие год, два, десять лет, а тут 1 … В чем дело?
И цель нашего урока - раскрыть секрет романа, исследовать его критическим взглядом с позиции прошлого и настоящего и найти в нем то, что является актуальным для сегодняшнего дня.
Прочитав внимательно 1 часть, на какие бы вопросы вы хотели получить ответы?
А какие бы цели урока определили вы?
Идейную направленность романа определил сам писатель. « Я старался показать в «Обломове» как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель».
Давайте внимательно присмотримся к тексту очень сложного и многослойного содержания гончаровского романа. Слово предоставляется группе читателей-аналитиков. У всех на столах есть план анализа образа гл. героя. Пожалуйста, присоединяйтесь к работе!
Найти в тексте романа (зачитать по тексту)
- Обломов
- Возраст
- Портрет
- Костюм
- Интерьер
- Происхождение
- Воспитание
- Характеристика
- Испытание любовью
- Привлекательные черты
- Слабости
- Сила
- Символы
Слово предоставляется группе исследователей.
Нужно было ответить на вопрос Какие ассоциации вызывает фамилия Обломов?
Предполагаемый ответ: Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать кругом, по краю. 2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив себе его волю, сломив упрямство // С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо; уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.)
В современном жаргоне - неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона, 2001.)
Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего.
Как вы думаете, что обозначает имя Илья?
Предполагаемый ответ: Илья. Древнееврейское «божья помощь».
Илья - пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.
Илья Ильич «Илья в квадрате» - достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались.
Илья Муромец - богатырь.
Преподобного Илью Печерского (1188 г.) народ отождествлял с былинным героем (Муромцем).
Илья - Илиада. Многолетняя борьба древних//борьба человека с самим собой.
Как вы думаете, давая своему персонажу имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями? Определите роль имени и фамилии в создании образа главного героя.
Т.о. противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени - большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность.
Продолжим знакомство с главным героем
Гончаров в первой главе создает целую поэму халату Обломова. Эта деталь затем последовательно используется Гончаровым. Почему автор выбрал к качестве символа халат?
Восходит эта тема к стихотворению Вяземского П.А.«Ода халату»
Слово предоставляется группе литераторов.
Поэт Вяземский, получив назначение в варшавскую канцелярию, расставаясь со своей беспечной московской жизнью, написал прощальную оду своему халату. Халат для Вяземского олицетворяет личную независимость, столь ценимую вольнолюбивым поэтом, является противопоставлением придворной ливрее - символу лицемерия и бездуховности придворной жизни, и становится тем дороже, что обстоятельства вынуждают его покинуть это одеяние.
Жизнь наша в старости - изношенный халат:
И совестно носить его, и жаль оставить;
Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;
Нельзя нас починить и заново исправить.Как мы состарились, состарился и он;
В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,
Чернилами он весь расписан, окроплен,
Но эти пятна нам узоров всех дороже;В них отпрыски пера, которому во дни
Мы светлой радости иль облачной печали
Свои все помыслы, все таинства свои,
Всю исповедь, всю быль свою передавали.На жизни также есть минувшего следы:
Записаны на ней и жалобы, и пени,
И на нее легла тень скорби и беды,
Но прелесть грустная таится в этой тени.В ней есть предания, в ней отзыв наш родной
Сердечной памятью еще живет в утрате,
И утро свежее, и полдня блеск и зной
Припоминаем мы и при дневном закате.Еще люблю подчас жизнь старую свою
С ее ущербами и грустным поворотом,
И, как боец свой плащ, простреленный в бою,
Я холю свой халат с любовью и почетом
Значит, халат - это - Символ покоя, лени, но и символ свободы от фальшивых условностей, противопоставление несвободе окружающей действительности.
Господин де Лень - так называли друзья Гончарова за его медлительность и малоподвижность.
В этом сходстве давайте составим ассоциативный ряд слов к понятию лень апатия, пассивность, инертность, малоподвижность, вялость, сонливость, тунеядство, бездействие. Какое слово является самым страшным? К чему это может привести? Запишем в таблицу.
Роль предметных деталей в создании образа велика. Слово предоставляется литераторам. Сценка
Комментарий после сценки аналитиков
Здесь Захар и Обломов равны в своей бездуховности, поглощенности мелочами, они ссорятся из-за денег. «Пошлость пошлого человека» Гончаров обнажает с беспощадностью. Мелочи быта вырастают до мировых масштабов. Завершается экспозиция 1 части романа словами Обломова «Ах, боже мой, трогает жизнь, везде достает Вы, наверное, заметили, что слуга очень похож на своего хозяина. Чем? Ленив, не расторопен, привык ничего не делать.
4. Аналитическая работа
- Каким мы видим героя в отношении к другим героям( Добрый) К нему приходит много гостей. Это не случайно.
Гости заменяют собой необходимое описание среды, в которой живет Обломов. Каждый из их напоминание о 3-х этапах жизни Обломова. Светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность. Гости олицетворяют столичное общество.
Слово предоставляется исследователям.
- Волков - франт, светское тщеславие- смысл его жизни.
- Пенкин- сочинитель в модном духе.
- Алексеев - человек без поступков, без характера и имени.
- Тарантьев - грубиян, хам, шельма. Все они ведут бездуховную жизнь.
Сам Обломов о гостях говорит, что они лжеактивны, ведут образ существования лишь на первый взгляд несхожий с бытом неподвижно- дремотной Обломовки. Эта бездуховная жизнь- та же обломовщина.
Проблемный диалог.
- Сегодня ли он стал таким? Кто или что виновато в этом?
(Во-первых, Обломов бездействует, т.к. он барин.
Во-вторых, он не берется за дело, если видит в нем бессмысленность.
У Штольца он спашивает «Зачем тебе столько денег?»,
В-третьих на становление Обломова сыграло воспитание и влияние общества.
Обломов- чуткий, понимающий искусство человек, понимающий гармонию природы, не такой как все. И Ольга Ильинская увидела это « Вы нежный и добрый». Обломов умеет ценить прекрасное и тянется к гармонии, но действительность противоречит миру его души. Он осознанно отстраняется от участия в ней, а не только из-за чувства апатии и лени.)
Давайте перечислим положительные качества характера героя и запишем их в таблицу
Заполнение таблицы в тетрадях
Положительные качества Обломова
|
Отрицательные качества Обломова |
Доброта, мечтательность, мягкость, гостеприимство, способность любить, честность, терпимость, благородство, простодушие, спокойствие. |
Лень, отсутствие силы воли, вялость, равнодушие, не принятие труда, нерешительность, неаккуратность, неумение жить, непрактичность, безразличие, нежелание развиваться. |
А сейчас скажите мне, пожалуйста, как называется место, где проходило детство Обломова (просмотр отрывка из фильма Н.Михалкова «Один день из жизни Обломова»)
Что вам известно о режиссере-постановщике?
Никита Михалков - Народный артист России (1984 г.), лауреат Государственных премий России.
Михалков удостоен также специальных почетных призов за вклад в киноискусство и развитие культуры.
Несколько дней из жизни И.И. Обломова
Художественный фильм (Мосфильм, 1979). 2 серии
В ролях: Олег Табаков, Андрей Разумовский, Юрий Богатырев, Елена Соловей, Авангард Леонтьев, Олег Козлов, Елена Клещевская, Галина Шостко, Глеб Стриженов, Евгений Стеблов, Евгения Глушенко, Николай Пастухов
Приз «Золотой щит Оксфорда» режиссеру, оператору (П.Лебешеву), актеру (О.Табакову), актрисе (Е.Соловей) на МКФ в Оксфорде (1980 г.)
Первый приз на Международной неделе авторских фильмов в Бенальмадене (1982 г.)
Признан Национальным советом кинокритиков США лучшим иностранным фильмом 1981 года.
В дальнейшей работе мы сопоставим образ главного героя романа с героем из фильма. Посмотрим, на чьей стороне автор и режиссер.
Итак, Обломовка. Что это за чудесный край? Райский уголок, утопия, обломок.
Каким предстает перед нами мальчик Илюша в 7 возрасте (зачитать отрывок)
Илюша в 13-14 лет (зачитать отрывок)
Характер героя сформирован средой Обломовки, семейным воспитанием! Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Его не научили трудиться, действовать самостоятельно. И в результате неглупый человек превратился в пародию на человека.
- Семья семьёй, но неужели Илья Ильич не смог сам побороть лень, не смог найти дело по душе?
По мере взросления Обломов уже не сумел противостоять лени, не смог побороть её, хотя от воли человека многое зависит, а его черты характера - нерешительность, пассивность и нежелание работать!
Лень и нерешительность, отсутствие силы воли приводят героя к полному краху, он уже не совершает поступков, не принимает решений, а опускается на дно лежачей жизни. Обломов выбрал философию покоя, умиротворения.
В основе обломовского порядка жизни лежит упование на может быть, авось, как-нибудь .Символом обломовской жизни стал сон. Первейшие жизненные потребности обломовцев - еда, к труду относятся как к наказанию.
Учитель: Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не осознал в себе человека. Он так и остался обломком того несовершенного мира, который пытался подчинить его себе.
Со страниц романа звучит вопрос:
«Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия? Этот вопрос будоражит не одно поколение читателей.
Дискуссия.
- Частичная обломовщина выражается у русских людей в небрежности, неточности, неряшливости, опоздании на уроки, на мероприятия, на условленные встречи.
- Часто люди ограничиваются планом какой-нибудь работы, не доведя ее до осуществления.
- Человек, живущий в мечтах и видящий недостатки в нашей жизни и свои недостатки, разочаровывается и в людях, и в себе. Он берётся то за одно, то за другое дело и ничего не доводит до конца и наконец, перестает бороться за жизнь, погружается в лень, апатию. Таков именно Обломов. Такие люди есть и среди нас..
Подводя итог нашему уроку, предоставим слово критикам.
Раздаточный материал
Как Н.А.Добролюбов объясняет причины бездействия Обломова?
<...>В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению - он барин; «у него есть Захар и еще триста Захаров», по выражению автора.
<...>Ясно, что Обломов не тупая, статическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории...
Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина? 1859
Как Б.Бурсов
Заниматься в ущерб своему человеческому достоинству <...> Человек сознательно идет на то, чтобы совсем угаснуть, но не стать чиновником или дельцом, не вступить в сделку со своей совестью <...> В обрисовке Гончарова Обломов предстает как человек, хотя и безнадежно отставший от требований времени, все же не идущий на компромиссы.
Б.Бурсов. Национальное своеобразие русской литературы. 1964
Каким видит Обломова-человека критик А.В. Дружинин?
Не за комические стороны, не за жалостную жизнь, не за проявления общих всем нам слабостей любим мы Илью Ильича Обломова. Он дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобный и нежный ребенок, способный, при иных обстоятельствах жизни и ином развитии, на дела истинной любви и милосердия. Он дорог нам как самостоятельная и чистая натура, вполне независимая от той схоластико-моральной истасканности, что пятнает собою огромное большинство людей, его презирающих. Он дорог нам по истине, какой проникнуто все его создание, по тысяче корней, которыми поэт-художник связал его с нашей родной почвой. И, наконец, он любезен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека к не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному.
(Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова, - М., 1989.)
Как А.В.Дружинин говорит о причинах бездействия Обломова?
(…) Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственных болезней, какими страдает не один из практических людей, кидающих в него камнями. Он не имеет ничего общего с бесчисленной массой грешников нашего времени, самонадеянно берущихся за дела, к которым не имеют призвания.
Обломов бездействует, потому что…
Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть- иначе будет не жизнь, а прозябание. Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать - писать для себя только, Однако правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим»
Учитель: Чье мнение по поводу бездействия главного героя вам ближе? Чем? Может быть, у вас сложился свой взгляд на Обломова, на его бездействие?
А что же выше: созерцание или действие.
Кому же отдает нравственное предпочтение режиссер Михалков? Кто выше: Обломов или Штольц? Что выше: созерцание или действие?
На этот вопрос мы ответим на следующем уроке.
Обобщение.
Так в чем же актуальность романа и проблемы, поднятой в нем?