Цели урока:
- Образовательные: учащиеся смогут познакомиться с художественными приемами И. А. Гончарова – писателя и их ролью в раскрытии образа И. И. Обломова.
- Развивающие: формулировать исследовательский вопрос; давать определение художественного приема; находить художественные приемы в тексте; объяснять значение приемов в раскрытии образа героя при анализе эпизода; формулировать выводы; представлять аргументированную оценку работы групп; создавать тексты, используя художественные приемы.
- Воспитательная: учить понимать своеобразие, выразительность и богатство художественной речи.
Материалы к уроку:
- Текст романа И. А. Гончарова “Обломов”.
- Портрет И. А. Гончарова.
- Словарь литературоведа.
- Карточки с заданиями для групп.
- Рабочий лист экспертной группы.
- Текст “Художественное мастерство И. А. Гончарова” (экспертной группе).
- Карточки с названиями художественных приемов (для оформления на доске).
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Продолжаем работу над романом И. А. Гончарова “Обломов” - произведением, которое “обязывает к долгим и сложным раздумьям человека над собой”. Публикация романа началась в январе 1859 г. и стала долгожданным событием.
В качестве мотивации к постановке основного вопроса урока используется инсценировка диалога критиков. (Подготовлена заранее).
Автор: Зимой 1859 г. в редакции журнала “Отечественные записки” литераторы делились впечатлениями о новом романе И. А. Гончарова “Обломов”.
1-й критик: - Художественная отделка произведения безукоризненно хороша. Мельчайшие подробности нарисованы автором с такой любовью и необыкновенным мастерством. Вы совершенно переноситесь в мир героев, и перед вами открывается душа каждого лица.
2-й критик: - Вы правы. Герои романа – живые люди. Очевидно, что господин Гончаров знает такие приемы изображения, секрет которых доступен не каждому.
(Ученики – “критики” проходят на свои места).
Учитель предлагает учащимся сформулировать вопрос, над которым размышляли критики (данный вопрос и будет основным вопросом урока).
Вопросы урока:
- В чем секрет мастерства Гончарова писателя?
- Какие художественные приемы использует Гончаров в романе “Обломов”?
По вопросу учащиеся определяют и записывают тему урока.
Тема. Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе “Обломов”
Учитель: - Можно ли слова критиков использовать в качестве эпиграфа к уроку? Почему? (они выражают основную мысль…)
Учащиеся проводят групповую исследовательскую работу – анализ эпизодов – с целью поиска ответа на вопрос урока.
II. Исследование.
План.
- Прочитать и озаглавить эпизод.
- Найти художественный прием.
- Дать определение художественного приема (по словарю литературоведа).
- Объяснить роль художественного приема в создании образа.
- Сформулировать вывод (ответ на вопрос урока).
- Подготовить отчет (защиту своей работы).
В классе работает экспертная группа (по своему плану), которая сможет оценить правильность и полноту выводов групп и аргументировать оценку (экспертной группе выдается задание, рабочий лист и текст “Художественное мастерство И. А. Гончарова” - Приложение 1).
Задание экспертной группе.
- Прочитать текст “Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе “Обломов””.
- Выделить приемы художественного изображения.
- Объяснить роль художественных приемов в создании образов.
- Ответить на вопрос урока.
- Заполнить таблицу.
- Оценить правильность выводов групп.
- Подготовить аргументированную оценку.
Рабочий лист экспертной группы.
Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе “Обломов”.
Художественный прием | Роль в создании образа | Наличие выводов в ответах группы | Оценка работы группы |
Художественная деталь - …(халат) | Дополняет, выделяет основные черты
героя. Символизирует главные черты. |
+
+ |
Отлично
|
Каждая группа работает над определенным художественным приемом и эпизодом.
В группы даны карточки с названием художественного приема, указанием границ эпизода и тематическими вопросами, для анализа роли художественного приема в данном эпизоде.
Группа 1
Пейзаж как средство раскрытия образа героя.
Часть I, глава 9.
Эпизод: “Не таков мирный уголок” до слов “…под журчанье которых сладко дремлется”.
Илья Ильич воспитывался и рос на лоне такой природы.
- Каково состояние природы в Обломовке?
- Какие художественные средства передают это состояние?
- Установите связь между “мирным уголком” и характером и образом жизни Обломова.
- Почему Обломов любуется крапивой, рябиной у дома Пшеницыной, предпочитает тихую, спокойную местность и деревенский быт?
Группа 2
Художественная деталь и ее роль в романе.
Часть II, глава 1.
Эпизод: “Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам его…” до слов “…непременно попадал в них сразу”.
- Какие художественные детали использует Гончаров в описании внешности Ильи Ильича?
- Какую черту характера Обломова символизируют эти детали?
- При каких обстоятельствах упоминается художественная деталь в романе? Почему?
- Гончаров – мастер художественных деталей. Можно ли сказать, что художественная деталь обогащает образ Обломова, помогая понять главные черты?
Группа 3
Речевая характеристика героя.
Часть II, глава 4.
Эпизод: “Продолжай же дорисовывать мне идеал твоей жизни…” до слов “…говорил с одушевлением, не останавливаясь”.
- Какие слова выбирает Илья Ильич для выражения своего идеала жизни?
- Есть ли взаимосвязь между речью и чувствами героя?
- Почему Штольц после речи Илья Ильича называет его поэтом?
- Какие качества героя отражает речевая характеристика?
Группа 4
Сквозной мотив еды и его роль в романе.
Мотив – маленькая часть сюжета. Мотив может повторяться в произведении, т.к. помогает выделить характерную черту какого-либо образа.
(Мотив бегства, мотив одиночества, мотив еды).
Часть I, глава 9.
Эпизод: “Не главною заботою была кухня и обед…” до слов “… пеклись в Обломовке”.
- Что было главной жизненной заботой в Обломовке и почему?
- Сохранилась ли эта традиция у Обломова в Петербурге, до и после женитьбы?
- Есть ли место еде в мечтах Обломова?
- Какую черту Обломова усиливает мотив еды?
Группа 5 – экспертная
Экспертная группа заполняет свой рабочий лист, работая с текстом “Художественное мастерство Гончарова в романе “Обломов””.
Группы заполняют таблицы в тетради и оформляют записи на листах. На доске общая таблица для групп. При исследовании распределяются роли для отчета.
Прописывается на лист заголовок эпизода, роль художественного приема и вывод группы.
III. Отчет групп.
Группы помещают оформленные результаты исследования в таблицу на доске и отчитываются по плану (у доски). Начало ответа: С целью поиска художественных приемов мы проанализировали эпизод, который озаглавили:…
Эпизоды анализируются по вопросам.
На доске таблица.
№ | Художественный прием / эпизод | Роль художественного приема в создании образа | Вывод |
1 | Пейзаж “Описание природы Обломовки” ч. I, гл.9 |
Роль прописать кратко (по вопросам). | Сформулировать как ответ на вопрос урока. |
2 | Художественная деталь “Халат Ильи Ильича” ч.I, гл.1 |
||
3 | Речевая характеристика героя “Речь Обломова об идеале жизни” ч.II, гл.4 |
||
4 | Мотив еды “Главная забота в Обломовке” ч.I, гл.9 |
Задача слушателей
- Учащиеся слушают, записывают информацию кратко в таблицу в тетради.
- Экспертная группа оценивает, внося отметки в свой рабочий лист.
- Задают вопросы группам. Дополняют (по необходимости).
IV. Оценка экспертной группы. Проверка выводов группы.
Экспертная группа рассказывает о результатах своей работы по тексту и представляет аргументированную оценку отчетов групп: отмечает полноту, правильность выводов, дополняет ответы.
Учащиеся знакомятся с экспертным листом.
Лист экспертной группы, по сути, повторяет таблицу на доске.
V. Обобщение. Итог урока. Ответ на вопрос.
Какие художественные приемы помогли Гончарову создать образ Обломова живым, запоминающимся?
Обратить внимание учащихся, что связывание выводов групп представляет характеристику Обломова посредствам художественных приемов.
VI. Применение. Творческое задание.
Создание и запись текстов (5 мин.). Жанр – по выбору.
Группа1. Стихотворение о халате (Сожаление о старом халате, хвала любимому халату ..)
Группа 2. Хвала еде.
Группа 3. Репортаж с места событий (из Обломовки).
(Группы выступают 8 – 10 мин.)
Домашнее задание. Учитель: - Штольц не смог пробудить Обломова к жизни. Напишите письмо Обломову, выскажите свое отношение к образу жизни героя, поговорите с ним, постарайтесь убедить в своем мнении. Используйте в письме художественные приемы и средства убедительности речи.
VII. Рефлексия.
Учитель задает вопросы:
- Какие виды работы были полезными и почему?
- В чем испытали затруднения?
Ответы учащихся анализируются учителем, учитываются при планировании дальнейшей работы.