Литература
-
Урок литературы в 10-м классе. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе 2020
Цели урока: познакомить учащихся с новым жанром; выявить особенности тургеневского мировосприятия в последние годы жизни; проанализировать несколько стихотворений в прозе, определить их темы, их роль в нравственном воспитании.
-
Урок литературы в 10-м классе. М.Е. Салтыков-Щедрин 2010
На занятии учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством русского писателя-сатирика.
-
Урок литературы в 10-м классе. По страницам "Фрегата "Паллады" И.А. Гончарова 2010
Воспроизведенный в начале урока диалог позволил ученикам узнать о том, как в петербургском свете восприняли новость о кругосветном путешествии Гончарова. На уроке ребята получили представление об истории экспедиции 1852–854 гг. на фрегате "Паллада", об участии Гончарова в плавании и о том, как полученные знания и впечатления писателя позже отразились в его путевых очерках "Фрегат "Паллада".
-
Урок литературы в 10-м классе. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова 2009
Содержание материала урока имеет большое познавательное и воспитательное значение. Аналитическая работа с таблицей по лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова способствуют развитию логического мышления, умению обобщать, анализировать, сопоставлять и делать выводы.
-
Урок литературы в 10-м классе. Тема "Стиль писателя" 2010
Стиль писателя есть средство реализации творческого замысла. Стиль отличает одного писателя от других. Характерные особенности художественного стиля речи: широкое использование лексики других стилей, употребление изобразительно-выразительных средств языка, проявление творческой индивидуальности.
-
Урок литературы в 10-м классе. Тема: "Драма любви Катерины Измайловой" (по повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2009
Цели урока: рассмотреть сюжет повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", образ главной героини; обратить внимание учащихся на то, как трактовался этот образ в различных произведениях искусства; развить умение анализировать образ героини, умение видеть в тексте изобразительно-выразительные средства.
-
Урок литературы в 10-м классе. Тема: "Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова" 2012
План урока русской литературы в 10-м классе на тему «Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова» построен на основе выполнения учебных заданий, разработанных в соответствии с таксономией Блума. Учащиеся во время урока формируют базовую компетенцию «уметь учиться» с помощью техник учения «Конспектирование и структура конспекта», «Синквейн», «Определение».
-
Урок литературы в 10-м классе. Тема: "Наташа Ростова — любимая героиня Л.Н.Толстого" 2009
Основные цели урока: раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Л.Толстого. Воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности. Формировать умение ценить прекрасное. Развивать творческие способности учеников, умение выделять главное из второстепенного. Развивать умение оценивать прочитанное, излагать свои мысли, делать выводы и обобщения. Развивать интерес к театральному искусству.
-
Урок литературы в 10-м классе. Тема: "Нравственные проблемы в романе П.В. Лебеденко "Льды уходят в океан"" 2012
В романе автор рассказывает нам о молодых сварщиках, докерах одного из крупных портов Крайнего Севера. Стоит отметить, что это произведение, в отличие от имевших место в нашей литературе «производственных романов», обращено скорее к морально-этической, нравственной стороне затрагиваемых проблем.
-
Урок литературы в 10-м классе. Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание". Вступительный урок. Символика романа. Знакомство с главным героем 2008
Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" представляет известную сложность для учащихся. Важно с первого урока заинтересовать ребят, создать условия для внимательного чтения, а не просто слежения за сюжетом. Этому в немалой степени способствует знакомство со значимыми художественными деталями. Такими являются цветовая, числовая, топографическая символика, а также символика имен. Предварительные задания по наблюдению за использованием определенных деталей, а также подробный анализ 1 главы послужат примером вдумчивого чтения.
-
Урок литературы в 10-м классе.Тема: "Оставить по себе хоть крохотную сказку…" (по рассказу Ф.А. Абрамова "В Питер за сарафаном") 2009
Представлена разработка урока литературы в 8-м классе по изучению рассказа Ф.А. Абрамова "В Питер за сарафаном" с использованием кластера, синквэйна и тройного дневника. Урок сопровождается презентацией.
-
Урок литературы в 10–11-м классе "Бессонные сновидения, или современный "футуризм" как лучшее средство от скуки" 2010
Автор знакомит учащихся с одним из интереснейших разделов современной поэзии – авангардной поэзией, с направлениями модернизма. Углубляет знания о футуризме, способствует развитию творческих способностей старшеклассников.
-
Урок литературы в 11 классе по теме: "Кто он, Павел Мечик?"(по роману А.А. Фадеева "Разгром") 2005
Данный урок требует от учащихся внимательного прочтения художественного произведения, выявляет уровень критического мышления ученика, способность формировать и аргументированно отстаивать свою точку зрения, а также креативно решать поставленную проблему. Используемый метод - эвристическая беседа с элементом диспута - прививает интерес не только к литературе и истории, но и помогает формированию гуманистической и гражданской позиции старшеклассника.
-
Урок литературы в 11-м класе. Авторская песня 2009
Поэтический «бум» времен «оттепели», всплеск интереса к поэзии, к лирике нашел выражение и в явлении так называемой авторской песни. Авторская песня стала общественным движением 50–60-х годов XX века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни «неофициальные», соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы.
-
Урок литературы в 11-м классе "Вечные ценности в рассказе Л.Улицкой "Дочь Бухары" 2008
Данный урок является одним из уроков по изучению литературы 80–90-х годов в 11-м классе. Используется частично-поисковый и исследовательский методы обучения, способствующие формированию навыков самостоятельной исследовательской деятельности, аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения. Задачей урока является выявление нравственной проблематики и идейно-художественного своеобразия рассказа, воспитание социально значимой, духовно-нравственной личности, умеющей сострадать.
-
Урок литературы в 11-м классе "Взгляд на "польский вопрос" в романе В.Аксенова "Московская сага" 2010
Роман В.Аксенова "Московская сага" принадлежит к тем произведениям, которые по-новому осмысляют военную тему, в частности отношения Советского Союза и Польши в 1945 году. Человечность и подлость, мужество и трусость, мудрость и увлечение ложными идеями - его основные темы. Сдвоенному уроку предшествует достаточно длительная подготовка. Обучающиеся читают отрывки из второго тома романа В.Аксенова "Московская сага" (глава 17 и 18).
-
Урок литературы в 11-м классе "Владимир Высоцкий: судьба и песни" 2008
Урок знакомит с творчеством Владимира Высоцкого, показывает важнейшие составляющие художественного мира поэта, черты его индивидуальности, тематического разнообразия и эстетического единства его произведений; осмысление авторской концепции мира и человека.
-
Урок литературы в 11-м классе "Воланд и его свита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»" 2008
На уроке литературы для учащихся 11-го класса по теме «Воланд и его свита в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» используются групповые формы работы учащихся, большая дополнительная информация. Учащиеся учатся сравнивать и анализировать информацию, полученную из различных источников, высказывать своё мнение по поставленной проблеме. На уроке показываются видеофрагменты и презентация, выполненная учащимися.
-
Урок литературы в 11-м классе "Горит его звезда" 2008
Урок дает представление о жизненном и поэтическом пути Н.М. Рубцова, освещает роль его лирики в истории русской поэзии ХХ века; отрабатываются навыки художественного чтения и анализа поэтического произведения.
-
Урок литературы в 11-м классе "Два берега одной реки. Тенденции современной литературы" 2003
Урок - лекция по литературе в 11-м классе.
-
Урок литературы в 11-м классе "Два портрета". (Стихотворение Н.Заболоцкого "Портрет" и портрет А.П. Струйской кисти Ф.Рокотова) 2009
Урок литературы в 11-м классе «Два портрета» знакомит учащихся с двумя шедеврами русской культуры (стихотворением Н.Заболоцкого «Портрет» и портретом А.П. Струйской кисти Ф. Рокотова). Это позволяет увидеть за небольшим по объёму, но удивительно содержательным стихотворением настоящее творение искусства. На уроке формируются умения и навыки литературоведческого и лингвистического анализа текста.
-
Урок литературы в 11-м классе "Душа и колючая проволока" (отражение лагерной темы в произведениях А.И. Солженицина и В.Т. Шаламова) 2009
Урок-обобщение по творчеству А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова в форме бинарной лекции; кроме программных произведений обсуждаются самостоятельно прочитанные главы из «Архипелага ГУЛАГа», повести «Раковый корпус», романа «В круге первом». Урок сочетает комплексное самостоятельное применение знаний в новых условиях, их обобщение и систематизацию, осмысление исторических и литературных процессов и явлений. Этим обусловлен его проблемный характер.
-
Урок литературы в 11-м классе "За дьявола тебя молю, Господь" (тема дьявола в мировой литературе) 2008
Представленный урок является вторым в системе уроков литературы в 11-м классе по изучению романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (первый урок дается по теме "История создания и творческая история романа"). На данном уроке исследуется вопрос о том, как решалась в мировой литературе тема дьявола. Это позволяет включить роман Булгакова в контекст мировой литературы, определить, как решает этот вопрос Булгаков, наметить основные проблемы романа.
-
Урок литературы в 11-м классе "Концепция нового человека" в литературе 20-х годов (по сатирическим рассказам М.Зощенко) 2009
Предлагаемый урок в литературе 20-х годов является разработкой урока-исследования по сатирическим рассказам Михаила Зощенко. Этот урок продолжает цикл уроков, объединенных темой "концепции нового человека" в сатирических произведениях периода 20-х годов (Булгакова "Собачье сердце" и рассказов Зощенко). На уроках исследовался механизм создания смешного и меткость языка зощенковской сатиры.
-
Урок литературы в 11-м классе "Любовь в поэзии С.Есенина" 2009
Урок не ставит своей целью дать всесторонний литературный анализ стихотворения. Важнее почувствовать и пережить, прикоснуться к высотам человеческого духа. Пусть эти стихотворения станут фактом жизни каждого из учеников, пусть каждый обретет “своего” Есенина.
-
Урок литературы в 11-м классе "Михаил Афанасьевич Булгаков (1891–1940). Жизнь, творчество, личность" 2009
Основные цели урока - дать понятие об эпохе; познакомить с жизнью, литературной деятельностью Михаила Афанасьевича Булгакова, сложной судьбой его произведений; пробудить интерес к личности и творчеству писателя; раскрыть его духовный мир; в сжатой форме рассказать об основных этапах творческого пути.
-
Урок литературы в 11-м классе "Моим стихам, написанным так рано, настанет свой черед…" 2011
Урок литературы в 11-м классе по творчеству М.И. Цветаевой содержит материал о жизни и творчестве известной поэтессы.
-
Урок литературы в 11-м классе "Не отрекаются любя…" (По рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары") 2010
Предлагается конспект урока по современной литературе в 11-м классе. Основная цель урока – познакомить учащихся с творчеством Л.Улицкой. Внимательное прочтение текста помогает учащимся выделить ключевые слова рассказа, а также понять особенности прозы писательницы.
-
Урок литературы в 11-м классе "Нельзя предавать отцов…". (По произведениям Б.Васильева "Завтра была война" и Ф.Абрамова "Поездка в прошлое") 2009
На уроке рассматривается проблема сыновнего предательства и выявляется авторское отношение к ней; совершенствуются умения анализировать текст, сопоставлять эпизоды, связывать художественное воплощение темы с историческим развитием России.
-
Урок литературы в 11-м классе "Новые темы, проблемы, образы в поэзии периода «оттепели»" 2009
Предлагаемый урок имеет определённые цели - привлечь внимание учащихся к проблемам литературы 60-х годов, показать роль поэзии периода "оттепели" в общественной жизни страны. Урок должен содействовать творческому развитию личности, аргументированию своей точки зрения.