Литература
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "В.М.Шукшин. Рассказы" 2021
Представлена презентация для проведения дистанционного занятия по литературе в 11-м классе. Тема: "В.М.Шукшин. Рассказы «Срезал», «Забуксовал»".
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Е.Замятин. Роман «Мы». Счастье без свободы — или свобода без счастья" 2008
Его роман-антиутопия, роман-предостережение "Мы" пришел к российскому читателю только в 1988 году и был воспринят — более чем через 60 лет после создания! — как произведение, поражающее своей актуальностью, широтой авторского видения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, оригинальным стилистическим рисунком. Цель моего урока — углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомить с биографией писателя. Используются компьютерные презентации: биография писателя и устройство Единого государства. Урок-лекция с элементами беседы (групповая работа) по тексту романа.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Есенин – чудо поэзии…" (Работа по группам с применением проектной технологии) 2009
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями творчества поэта С.А. Есенина, с основными направлениями лирики поэта. На уроке ведется работа по группам с применением элемента проектной технологии. Каждая из четырех групп, получив задание, работает по плану, написанному на доске по своей теме. Итогом урока являются отчеты групп - защита тех проектов, которые они составили.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Знакомство с поэзией Н.А. Заболоцкого" 2009
В материале дан конспект урока литературы в 11-м классе по творчеству поэта Николая Заболоцкого. Желательно, чтобы урок был спаренный (2 часа). Предусмотрена предварительная подготовка учащихся: поиск материала о поэте, заучивание наизусть нескольких стихотворений отдельными учащимися.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Иуда Искариот" Л.Андреева и евангельский сюжет 2010
Урок литературы в 11-м классе, целью которого является понять, почему Л.Андреев, создавая свой рассказ "Иуда Искариот", уходит от традиционного толкования евангельского текста. Почему его Иуда такой "раздвоенный"? Дать свой ответ на вопрос: почему Иуда предал Христа?
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Как же это?" (По "Донским рассказам" М.Шолохова) 2010
Цель урока: показать гражданское и писательское мужество М.Шолохова, одним из первых сказавшего правду о Гражданской войне как о трагедии народа; проанализировать художественные особенности рассказов; проверить умение учащихся самостоятельно делать выводы, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Колодец русскости" 2008
Урок посвящен анализу книги И.С. Шмелева "Лето Господне". Основная цель урока - сформировать представление учащихся о художественной модели мира в романе, познакомить учащихся с индивидуальным стилем и языком писателя, рассмотреть изображение патриархального быта России в романе и на картинах Кустодиева. На уроке звучит музыка, под которую выразительно читаются отрывки из книги, используются компьютер и проектор.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Маяковский и футуризм" 2009
Цель урока: является знакомство учащихся с творчеством раннего Маяковского, чтение и анализ стихотворений "Нате!","Скрипка и немножко нервно", "Ода революции", "Лиличка"; повторение признаков футуризма; для систематизации знаний используются мультимедийные ресурсы. Формируются такие компетенции, как умение выделять главное, формулировать выводы и предположения, доказывать их, полученные знания использовать в других видах искусства и культуры, работать в группе, брать на себя ответственность.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Маяковский-футурист" 2008
Рассматриваем многообразие творческих исканий в поэзии Серебряного века и познакомимся с одним из самых необычных и талантливых поэтов Серебряного века Владимиром Маяковским и литературным течением футуризм.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Нравственные уроки в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2010
Данный урок проведен в 11-м классе и является первым в системе уроков по изучению романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Занятие рассчитано на углубление представлений учащихся о романе и его проблематике.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Особенности раннего творчества Осипа Мандельштама" 2008
Урок литературы в 11-м классе, на котором учащиеся знакомятся с особенностями раннего творчества Осипа Мандельштама. Урок ставит перед собой целью совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого с использованием теоретико-литературных знаний, а также воспитывать уважение к литературе и ценностям Отечественной и Мировой культуры.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "По праву памяти" 2010
Цель урока: углубление знаний учащихся о жизни, творчестве поэтов и писателей ХХ века, подвергшихся репрессиям; воспитание у учеников патриотизма.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Поэзия, опаленная войной". (Урок-презентация с применением групповой формы работы) 2008
Цель урока - понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов Великой Отечественной, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; показать, какой след оставила война в каждой семье; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы. Это урок-презентация с применением групповой формы работы, на котором используются следующие технологии: информационно-коммуникационные, технология "Дебаты", развитие критического мышления через чтение и письмо, метод проектов, и такие методические приемы, как работа в группах, чтение и анализ стихотворений, защита проекта, беседа, межпредметные связи (связь литературы с историей и информатикой).
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Приметы времени" (по поэме А.Ахматовой "Реквием") 2009
"Реквием" А.Ахматовой - это путеводитель по жизни того времени, по истории, точный, до мелочей, отразивший все самые страшные приметы времени.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Рок-поэзия. Константин Никольский" 2007
Урок проводится на заключительном этапе изучения синкретических направлений современной поэзии (авторская песня и рок-поэзия). Включение такой темы, как "Рок-поэзия", в программу 11-го класса вызывает недоумение у многих филологов. Но вот ученикам старших классов эта тема наиболее близка и понятна. Они сами активно готовят материалы о своих любимых рок-музыкантах, анализируя тексты песен.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Особенности композиции и проблематика" 2010
Урок является заключительным и ставит своей целью знакомство с особенностями композиции, жанровым своеобразием, проблематикой произведения, осмысление разноплановости, разноуровневости повествования; понимание авторской позиции по отношению к героям. В проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Русские писатели XX века о судьбе человека в условиях тоталитарного государства" 2009
Урок литературы в 11-м классе по теме "Русские писатели XX века о судьбе человека в условиях тоталитарного государства" способствует нравственному развитию учащихся, их умению выразительно читать. Школьникам прививается интерес к русской литературе, умение глубоко мыслить, чувствовать и сопереживать. Через знакомство с произведениями писателей учащиеся 11-х классов глубже знакомятся с историей страны.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Сопоставительный анализ стихотворения И.Бунина «Портрет» и фрагмента рассказа «Легкое дыхание»" 2009
Представлен проект работы над указанными текстами произведений И. Бунина, включающий предварительную домашнюю работу, работу на уроке и итоговую письменную домашнюю работу (сочинение). Опыт сопоставительного анализа художественных текстов реализует коммуникативный, лингвистический, языковой и культурологический подходы в обучении.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Спасет ли мир красота?" (по рассказу В.С. Маканина "Кавказский пленник") 2008
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В.С. Маканина; помочь старшеклассникам увидеть за метафорическими картинами текста В.С. Маканина микромодель затяжной и привычной войны, которая калечит человеческие души. Уроки с использованием ИТК обеспечивают повышение качества учебного процесса, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развивают их умственные способности.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Судьба личности в тоталитарном обществе" (по роману Е.Замятина "Мы") 2009
Цель урока: показать гуманистическую направленность произведения Евгения Замятина, утверждение писателем общечеловеческих ценностей.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Судьба человека в годы Великой Отечественной войны" 2007
Урок разработан с использованием технологии диалога. Существует множество подходов к оценке уроков-диалогов. Мною представлен один из вариантов урока-диалога.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Тема дома в русской литературе и в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон" 2009
Урок литературы в 11-м классе является продолжением изучения темы, которая раскрывается русскими писателями. Именно поэтому работа на занятии предполагает экскурс в русскую литературу XVII–XX веков – вспоминаем Д.И. Фонвизина, Н.М. Карамзина, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, Н.А. Некрасова, М.А. Булгакова. Анализируя «Тихий Дон», проводим параллели с современностью, с жизнью семей учеников, приходим к выводу о важности семьи, взаимоотношений «отцов и детей», учимся прощать и понимать…
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Только мы – лицо нашего времени" 2008
Вашему вниманию предлагается ход урока литературы в 11-м классе на тему "Русский футуризм".
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Трагическая судьба простого советского человека в рассказе В.П. Астафьева "Пролетный гусь" 2010
Данный конспект урока предлагается для использования в 11-м классе при изучении раздела «Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве» в одном ряду с такими произведениями, как «Реквием» А.Ахматовой, «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына, «Колымские рассказы» В.Шаламова.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Трагическое осмысление Октябрьской революции 1917 года в творчестве М.Волошина и З.Гиппиус" 2010
Учащимся даётся возможность полно представить объективную картину как самих революционных событий, так и литературного процесса 20-х годов. Неоднозначный подход к творчеству разных писателей предполагает формирование у школьников своего мнения о художественном произведении.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Традиции русской литературы в поэзии А.Блока" 2010
Форма семинара-практикума способствует выявлению традиции русской поэзии в процессе сравнительного анализа лирических произведений Александра Блока и поэтов XIX века.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Я очень люблю Родину" 2009
В жизни и судьбе Есенина всё объяснимо и вместе с тем загадочно и таинственно. Цель данного урока заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством. Показать, что Есенин – это вечное.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Я растил себя поэтом" (Поэтическая концепция С.Есенина в стихотворении "Не жалею, не зову, не плачу…") 2008
Урок по творчеству С.А. Есенина содержит материал для постижения своеобразия его поэтического мира на примере одного стихотворения. Анализ стихотворения ведётся на трёх уровнях, и исследовательская работа позволяет выполнить всесторонний анализ текста. На уроке использованы компьютер и мультимедийный проектор. Урок сопровождается презентацией PowerPoint, включающей 14 слайдов с портретами, иллюстрациями, теоретическими сведениями.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Я сердцем никогда не лгу" (по биографии С.А. Есенина) 2010
На уроке учитель знакомит учащихся с личностью и жизнью Сергея Есенина. Разнообразные методы и приемы урока помогают изучить тему увлекательно и доступно. Урок предполагает просмотр видеофрагментов из кинофильма «Золотая голова на плахе» С. Рябикова. Урок построен так, что не только слово учителя, но и активное участие учащихся способствует глубокому проникновению в изучение личности поэта.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме «Поэзия периода "оттепели"» 2011
Урок, относящийся к нестандартным, проводится в форме путешествия. Уроку предшествует исследовательская работа по изучению биографий и творчества поэтов. Поэтическая форма изложения и музыкальное сопровождение формирует познавательный интерес и концентрирует внимание учащихся, а также развивает творческий потенциал учащихся.