Тема урока: «М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка "Премудрый пескарь". Обличение мещанства, обывательщины, бесполезности и эгоизма»

Разделы: Литература


Цели урока:

  • обучение критическому мышлению,
  • умению строить логические умозаключения,
  • умению делать выводы из прочитанного;
  • развивать устную речь;
  • прививать интерес к литературе.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Информация о писателе и его творчестве. (Рассказ о том, почему писатель выбрал жанр сказки и сделал основными героями животных, птиц, рыб).

Сегодня мы познакомимся с одной из таких сказок. (На доске записано название сказки).

3. Работа с текстом сказки. Стадия вызова.

Вопрос к аудитории: как вы думаете о чем пойдет речь в этой сказке?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов. Помощник учителя записывает их на доске

После этого учащиеся приступают к чтению сказки, которая разделена на несколько частей. (Приложение 1).

Чтение первой части, остановка и беседа.

Стадия осмысления прочитанного фрагмента сказки и стадия вызова для следующего фрагмента (сравним прочитанный отрывок с нашими предположениями).

Как по-вашему, поступил пескарь? Как он решил жить?

Все предположения снова записываем на доске.

Чтение следующего отрывка. Беседа. Сравнение с выдвинутыми версиями.

Стадия вызова для следующего отрывка.

Как стал жить пескарь?

Предположения записываются на доске.

Чтение следующего отрывка и осмысление его, сравнение с версиями.

Стадия вызова.

Сумел ли пескарь прожить долго?

Версии записываются на доске.

Чтение следующего отрывка, осмысление его, сравнение с версиями.

Стадия вызова.

О чем думал умирающий пескарь?

Запись версий, чтение следующего отрывка, осмысление его, сравнение с версиями.

Стадия вызова.

Какой вывод делает писатель в этой сказке?

Запись версий, чтение заключительного отрывка, осмысление.

Последняя стадия-рефлексия. Небольшая дискуссия . Предмет спора – обсуждение вопроса о том, правильно ли построил свою жизнь пескарь.

Примерные вопросы:

Можно ли быть счастливым, если сам никому не принес счастья?

Возможно пескарь был очень мудр и никому ничего плохого не сделал?

Что лучше - жить не принося не только вреда, но и пользы или жить, делая ошибки, обижая других?

Что лучше - прожить сто лет прячась и дрожа, отказывая себе во всех радостях жизни или прожить немного, но в радости и удовольствии?

ВЫВОД: Лучше прожить недолго, но счастливо, полной жизнью, чем бесполезно сто лет. `

ИТОГИ УРОКА

Технологическая карта урока.

ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ
Выдвижение версий, связанных с развитием сюжета Сопоставление версий с новым фрагментом текста. Выдвижение новой версии развития сюжета.