Тема урока:"Определение". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 5


Цели:

1. Сосредоточить внимание учащихся на определении как второстепенном члене предложения;

  • на алгоритме его нахождения;
  • на синонимии определений, выраженных разными способами;
  • на роли определений для точности и выразительности высказывания;
  • на разграничении определений и сказуемых, выраженных именами прилагательными

2. Развивать творческие способности.
3. Совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
4. Оборудование: компьютер, проектор, карточки для работы в парах постоянного состава.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Распространённые и нераспространенные предложения

Слайд 1, Приложение 1

По этому образцу переделаем нераспространенные предложения в распространенные, чтобы текст был более точным, более ярким и насыщенным.

Слайд 2

Распространённые предложения дают больше информации, чем нераспространенные, поэтому нужно учиться распространять предложения второстепенными членами.

3. Новый материал

1) Какую роль играют прилагательные в речи?
    Второстепенные члены предложения – это определение, дополнение, обстоятельство.
    Самостоятельное изучение темы «Определение».

2) Работа в парах.
    Помогите друг другу выучить, что такое определение.

Карточка 1.

1. Прочитайте по очереди друг другу определение, стараясь его запомнить (один читает, второй следит по своей карточке, потом меняйтесь ролями)

а) § 18 стр. 30

2. Проверь себя: попробуй сам себе перескажи.
3. Расскажите по очереди друг другу (выслушай рассказ товарища, глядя в свою карточку). Помогите друг другу хорошо выучить тему.
4. На полях напротив темы поставь оценку за теорию каждый сам себе.
5. Запишите в тетрадь следующие примеры. Подчеркните главные члены, определения. Докажите, что определения нашли правильно. Укажите, чем оно выражено. Помогите друг другу выполнить задание правильно.

а) Мы вошли в березовую рощу.
Березовую – определение, так как:
– зависит от существительного;
– обозначает признак предмета;
– отвечает на вопрос какую?
– выражено прилагательным, согласуется с существительным в роде, числе, падеже.

b) Стоят последние дни поздней осени.
c) В прозрачном воздухе плывут топкие нити паутины.

3) Вывод.
Прилагательное как член предложения – это прежде всего определение.

4) Работа в парах.

Карточка 2

1) Издалека доносился стук дятла.
Дятла – определение, так как:
– зависит от существительного;
– обозначает признак;
– отвечает на вопрос чей?;
– выражено существительным, не согласуется в роде, числе.

2) Она любит платье из шелка.

3) В поход мы взяли посуду из пластмассы.

5) Вывод.

Такие определения называются несогласованными.
Почему?
Определения по способу выражения могут быть согласованными и несогласованными (т.е. они могут согласовываться или не согласовываться с определяемым словом в роде, числе и падеже)
Приведите примеры несогласованных определений
(Дом из дерева хорошо сохраняет тепло).

6) Сейчас вы познакомитесь, каким членом предложения станет прилагательное, если из позиции перед существительным оно переместится в позицию после него?
Глагол связывается крепко-накрепко с прилагательным.
Работа в парах.

Карточка 3

1. Наша прогулка была очень интересной.
Была интересной – сказуемое, т.к.

– была – глагол, выражает грамматическое значение(время);
– интересной – прилагательное, выражает лексическое значение.

2. Осень пришла дождливая.
3. Он ушел счастливый.

Вывод.

Глагол – выражает грамматическое значение (время, начало действия, конец действия), а имя прилагательное – лексическое значение, то есть характеризует подлежащее.

4. Итог урока

Какова синтаксическая роль прилагательного?

Правило.

Признак предмета или явления обозначает определение.
Чей и Какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Дополнительный материал к уроку

Можно предложить подготовить сообщение ученику.

1. «Длинное платье».

Чтобы избежать речевых ошибок, необходимо учитывать особенности значения слов. Например, и дерево, и платье можно измерить, но почему-то мы назовем дерево высоким или низким, а платье – длинным или коротким.
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова о значении прилагательного высокий написано: «…большой или далекий в направлении снизу вверх». Снизу вверх! Потому этим прилагательным можно определить и дерево (ведь растет оно вверх), и облака (мы смотрим на них снизу вверх). Но нельзя отнести его к существительному платье. Если вы выросли из него, мама не станет разгибать воротник, чтобы оно стало больше вверх, а удлинит платье, то есть сделает его больше по направлению вниз. Вот почему мы говорим о платье длинное, а не высокое.

2. «Коричневые глаза».

Вспомним о языковых традициях. Послушайте два коротких портретных описания и определите, какое из них принадлежит иностранцу.
«Моя сестра – веселая девочка с открытым лицом, задорной улыбкой. У нее вьющиеся волосы, карие глаза, тонкие брови».
«У моей сестры широко раскрытые коричневые глаза, тонкие брови, задорно вздернутый нос и светло-коричневые вьющиеся волосы».
В русском языке не принято называть глаза и волосы коричневыми: о глазах пишут карие, о волосах – каштановые или (если они светло-коричневые) русые.