Цели урока:
1) путем исследования стихотворений И. Бунина увидеть художественный образ;
2) развитие аналитических умений находить эмоциональный лейтмотив, определить стилистическую окрашенность поэтического текста;
3) формировать умение вглядываться, вслушиваться во все окружающее, откликаться сердцем на простое и вечное.
Поэзия есть тихое чудо,
возникающее в глубинах истинного поэта и
истинного читателя.
(Епископ И. Шаховской)
Весело жить –
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе,
И счастьем простым дорожить.
И. Бунин
Тип урока: урок-исследование
Ход урока
I. Слово учителя
Сегодня нам предстоит встреча с удивительными стихами замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина.
Образно тема нашего урока называется: «Гармонии стиха божественные звуки», и мы будем анализировать стихотворение Бунина «Вечер». Давайте прочитаем эпиграф и выделим ключевые слова (поэзия, тихое чудо, поэт, читатель, весело, простое счастье).
Обратимся к портрету И. А. Бунина. Вглядимся в его лицо, строгое, серьезное. И в глаза – удивительные, задумчивые, проницательные. Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает и чувствует, стараясь понять мир, который он так любит:
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор приметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
Кажется, то же могли бы сказать и мы. Ведь так все просто… И порой это создает обманчивое чувство, что все это нам известно, все это мы легко можем увидеть и без посторонней помощи. На самом деле стихи поэта дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя, учат нас видеть, слышать, наблюдать. А самое важное – мы учимся у него ценить Слово.
У стихов Бунина огромное поле, оно притягивает к себе так, что выйти за пределы притяжения его поэзии, если уж попал в зону ее воздействия, невозможно. Идешь, и самые обыденные мысли складываются в стихотворный размер. И ловишь себя на том, что это размер одного из стихотворений, прочитанных накануне и запавших в душу.
Истинный поэтический дар – это всегда от Бога. Великая ответственность лежит на человеке перед Творцом за праведность пользования этим даром в земной жизни.
Каковы, по вашему мнению, особенности истинной поэзии?
Составление кластеров
А кто, по вашему мнению, является проводниками истинной поэзии? (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А. Козлов, В. Жуковский и И. Бунин.)
И.А. Бунин вошел в мою жизнь стихотворением «Детство». Стихи его словно пропитаны густой сосновой смолой, пронизаны солнцем. Они близки мне, потому что я часто бродила по такому же сосновому бору, вдыхая горячий смоляной воздух, от которого кружилась голова, прикасалась рукой к шершавой теплой коре сосны, слушала пение птиц и шелест березовой листвы, и на душе было радостно и светло. И эти «солнечные палаты» неразрывно связывали меня с Родиной, учили любить ее и принимать такой, какая она есть, и на глаза наворачивались слезы, когда я читала бунинские строки:
Они глумятся над тобою, Они, о родина, корят Тебя твоею простотою, Убогим видом черных хат…
И я полюбила Бунина. Полюбила бесконечно за простоту и ясность языка, за музыку его стихов. И невозможно уже жить без его лесных родников, его звездных ночей, «бушующей полой воды», поздних осенних настурций, его «смолистого сухого аромата».
Скажите, ребята, а как в вашу жизнь вошли стихи этого поэта? (Ответы детей)
На сегодняшнем уроке мы попытаемся проникнуть в художественный мир бунинского стихотворения «Вечер».
II. Чтение стихотворения наизусть учителем или хорошо подготовленным учеником.
III. Анализ стихотворения
(Ребята делятся на группы и получают задания.)
Микрогруппа №1
- Тема стихотворения.
- Композиция.
- Название.
(Тема стихотворения – вечная тема счастья. Эта тема закреплена и композицией (о счастье). Но почему стихотворение называется «Вечер»? Не проще ли было бы назвать его «Счастье»? Нет. Тогда бы не осталось поэтической загадки. Пусть маленькой, но загадки.
Что же такое счастье? Много ли нужно для счастья? «О счастье мы всегда лишь вспоминаем», - говорит поэт. Вспоминаем лишь в особо радостные, счастливые минуты. Вспоминаем, как о чем-то непостоянном, преходящем. «А счастье всюду», - утверждает поэт.
Микрогруппа №2
- В чем поэт видит счастье?
- Что мы должны знать, чтобы быть счастливыми?
( В начале поэт предполагает, что счастье…
Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно…
А разве не счастье – видеть, как «в бездонном небе легким белым краем встает, синеет облако?»
А разве можно оторвать взгляд от этого прекрасного сияния, вызванного вечерней зарей?
Конечно, нет. И поэт не отрывает взгляда.
«Давно слежу за ним…» - пишет он, даже многоточиями продлевая минуты восторга, радости, счастья. Так вот что подарило поэту счастье – вечер! Вечерняя заря! И теперь понятно, почему стихотворение называется «Вечер». Что же мы должны знать, чтобы быть счастливыми. Во-первых, мы должны знать, что счастье – всюду, во-вторых, уметь это видеть, замечать во всем обыденном. Вот
Окно открыто.
Пискнула и села
На подоконник птичка.
Как вовремя она появилась и заставила отвести «усталый взгляд» от книг. Еще один подарок судьбы. Сейчас поэт с упоением наблюдает за незваной гостьей. А когда она будет улетать, вслед за ней снова поднимет взор на небо. Уже исчезли сияющие облака.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Многоточие, которым заканчивается предпоследняя строчка, - это пауза перед философским заключением.
Весь мир сосредоточен в душе поэта, что дает ему ощущение счастья и полноты жизни: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».
Поэт бесконечно счастлив, что имеет возможность видеть, слышать и поведать миру о своем счастье. Это благодарение Богу, Всевышнему.
А дальше поэт, отдохнувший, счастливый, вернет свой взгляд к книгам, от которых он оторвался лишь на миг. Книги – это еще одно счастье поэта.
Микрогруппа №3
Определите жанр стихотворения
(Это сонет. Сонет легко воспринимается, хорошо запоминается. Начальные два четверостишия ( катрена) раскрывают тему сонета. А следующие за ними два трехстишия (терцета) содержат в себе вывод. Каждая строфа в сонете - это своего рода ступень в развитии актуальной философской мысли. В первом катрене бунинского сонета задана тема («О счастье мы только вспоминаем») и выражена основная мысль ( «А счастье рядом…»). Дальше эта мысль развивается и получает логическое завершение («А знание только знающим дано») В терцетах сделан вывод («Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне»). В этой тихой концовке слышится благодарение Богу. Благодарение за то, что мы обладаем великим счастьем видеть осенний сад, сияющие от вечерней зари облака, слышать писк птички и гул молотилки).
Микрогруппа №4
Определить основные особенности бунинского стихотворения
- Естественность и ясность.
- Отчетливость, простота, чистота, музыкальность.
- Лирическая образность через краски, звуки, ароматы, оттенки и переливы душевных движений.
- Дает ощущение ценности каждого мгновения жизни.
- Многочисленные естественные паузы, запятые, многоточия, которые заставляют задуматься.
- Иногда используется нарушение ритма стихотворения и рифмы для достижения большего воздействия на душу читателя
Вывод: читая стихотворение «Вечер», осознаем, что мы счастливы. Счастливы тем, что живем на белом свете, что сама жизнь – это счастье, и мы наполняемся им, чувствуем его. В этой прекрасной концовке - внутренняя гармония автора, равновесие, согласие с миром, с самим собой, с природой.
Рефлексия
Составление синквейна
- Бунин
- Поэтичный, жизнерадостный,
- Вдохновляет, удивляет, восхищает.
- Читая Бунина, по-новому воспринимаешь мир.
- Мастер.
- Поэт
- Лиричный, необычный
- Радует, волнует, околдовывает.
- Он чародей слов и фраз
- Гений.
- Лето,
- Игривое, жаркое
- Манит, ласкает, уносит
- Лето - событие яркое
- Солнце.
- Осень,
- Цветная, печальная
- Пришла, отпела, унесла,
- Осень - пора прощальная,
- Дожди.
- Зима,
- Волшебная, нежная
- Заморозила, замела,
- Зима – это время снежное,
- Сугробы.
Литература
- Э. Абдоллалиева. Стихотворение Бунина «Вечер» 2005 г.
- Н. Данилова Лингвистический анализ стихотворения Первое сентября, 2004 г.
- Т.Дзампаева «У каждого из слов душа своя…»
- С. Каганова. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. Литература в школе 1999 г.