Тема урока: "Соня Мармеладова: святая или грешница?" (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Разделы: Литература


Домашнее задание к уроку:

  • дать своё толкование или найти в словарях определения следующих слов “крест”, “грех”, “святой”, “любовь”;
  • главы для анализа: ч.1, гл.2; ч.4, гл.4; ч.5, гл.4; эпилог;
  • подумать над символичностью цифры “4”.

Общие цели урока:

  • дальнейшее развитие навыка работы с текстом;
  • умение анализировать материал и делать выводы;
  • попробовать прочитать роман с христианской позиции;
  • подготовка к письменной работе (выстраивание логических цепочек, обобщение).

1. Постановка цели урока.

а) Вступительное слово учителя.

Все герои Достоевского несут тайну. Тайна нелегка в познании. Своему брату в письме Достоевский писал: “Человек есть тайна. Если будешь разгадывать всю жизнь, не считай, что напрасно потерял время”.

(На доске написан эпиграф – высказывание Достоевского, тема урока “Соня Мармеладова: святая или …”, основные понятия.)

Сегодня на уроке мы попробуем прикоснуться к одной из тайн романа Достоевского.

- Какое слово можно противопоставить понятию “святая”? (Грешница)

б) Запишем тему урока.

- Над чем нам следует подумать, чтобы ответить на этот вопрос?
- Какие слова в теме рождают вопросы?

Сегодня на уроке мы попытаемся понять, в чём тайна Сони?

2. Подготовка к восприятию материала.

- Давайте подумаем, что мы понимаем под словами “крест”, “грех”, “любовь”, “святой”? (Реализация домашнего задания: сопоставительный анализ толкований, подготовленных учащимися и предложенных учителем).

- Крест (церк.) - символ вечной жизни;
- знак искупительного страдания;
- грех – поступок, противный закону Божию (по В.Далю);
- святой (церк.) - человек, сумевший побороть грех в собственной душе;
- непорочный и угодный Богу, первообраз человека (В.Даль);
- любовь (церк.) – закон, связывающий человека и Бога (по Достоевскому: “Бог есть любовь”).

3. Работа с текстом.

а)

- Во имя чего переступила Соня?
- Кто об этом впервые говорит? (Мармеладов)

В рассказе Мармеладова о своей семье мы слышим историю о пришествии Христа: “А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела? И скажет: “Прииди! Я уже простил тебя раз…. Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…” (ч.1, гл.2)

- У Достоевского дальше стоит многоточие, а интересно узнать продолжение фразы? Вы догадались, откуда Мармеладов цитирует эти строки? (Из Библии: “Прощаются грехи её многие за то, что возлюбила она многое, а кому мало прощается, тот мало любит”.)

- Как вы понимаете слова “возлюбила многое”? Кого “возлюбила” Соня? (Любит людей, и через эту любовь поднимается до любви к Богу, вспомним толкование слова “любовь” по Достоевсому.)

- Что обрела Соня?

Раскольников позднее задаёт Соне вопрос: “А тебе бог что за это делает?” - “Всё делает”,- отвечает Соня. (ч.4, гл.4.)

Встреча с Соней произвела глубокое впечатление на Раскольникова.

- Что понял Раскольников? (Он понял, что Соня совершила жертвенный подвиг во имя любви к людям, переступив через одну из заповедей – “не прелюбодействуй”. Соня для Раскольникова тоже преступница. Не случайно он говорит ей, что давно её выбрал.)

- А когда Раскольников выбрал Соню? (Ещё живы старуха и Лизавета, ещё, возможно, не бывать тому, что свершится, но выбор сделан. Только Соня вернёт его к людям, от которых он уже ушёл, решившись переступить черту.)

б)

- Верит ли Раскольников в любовь?

При перечислении сверхлюдей он называет Ликурга, Соломона, Магомета, Наполеона. Среди этих людей нет одного … . Кого?

Иисуса Христа. Почему? (Христос принёс веру, закон любви и самопожертвования, а Раскольников считает, что жертва Христа никого не спасёт.)

- Для чего же Раскольников идёт к Соне?

(за поддержкой, оправданием, поэтому он и задаёт мучительные вопросы про Полечку (ведь с ней то же самое будет) – значит, её жертва бессмысленна, любовь бессильна.

Вывод Раскольникова: Христос зря пришёл на землю и принёс себя в жертву.

Достоевский же называет Сонечку “вечной”, т.к. ничего не меняется в мире.

в) Позиция Сони ясна, но именно ей признаётся в преступлении Раскольников.

- Чего он ждёт после признания?
- Не знает, но нести свои муки в одиночестве он не может.

Раскольников признаётся Соне: “Ты мне нужна, потому я к тебе и пришёлРазве ты не то же самое сделала? Ты тоже переступила…смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь…свою (это всё равно!), но ты выдержать не можешь и, если останешься одна, сойдёшь с ума, как и я. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдём!” (ч.4, гл.4.)

- С точки зрения Раскольникова, они оба преступники. Между своим и её “преступлением” он ставит знак равенства.

(На доске запись: Раскольников=Соня)

Раскольников хочет, чтобы Соня поняла его, хочет обрести надежду, просит почитать Евангелие и именно про воскресение Лазаря!

4. Реализация домашнего задания.

- Подумайте, какую смысловую нагрузку несёт цифра “4”?

(Сцена чтения евангельского сюжета о воскрешении Лазаря, ч.4, гл.4.)

“Иисус сказал ей: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрёт, оживёт. И всякий живущий и верующий в меня не умрёт вовек”…

“Сестра умершего Марфа говорит ему” господи! Уже смердит; ибо четыре дни как он во гробе”.

Она энергично ударила на слово четыре”.

Символична цифра 4: - 4 дня Лазарь лежит во гробе;

- 4 дня после преступления Раскольникова.

(Ребята называют и другие примеры: Мармеладовы и старуха-процентщица тоже жили на четвёртом этаже, сцена помещена в 4 часть 4 главу).

- Какую аналогию, связь можно проследить?

Раскольников, сам того не ведая, надеется на воскрешение (как Лазарь), признаётся Соне: “ Я не старуху убил, я себя убил!” (сцена признания у Сони, ч. 5, гл.4).

- Две слезы – пока только две –“ выкатились” из глаз Раскольников. Большие, очистительные слёзы, облегчающие душу, ещё впереди – на каторге.

Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило её. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах”.

- Что же сказала Соня, какие слова так проникли в душу герою? (Работа с текстом)

Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!”

Соня верит, что через страдания человек может воскресить душу и обрести любовь (а значит, приблизиться к Богу). Она даёт Раскольникову крест, как символ чего? (Смотри толкование слова “крест” - символ страдания, вечной жизни).

– Подходит ли к Соне понятие “святая”?

- С одной стороны, она нарушила христианскую заповедь, сама о себе говорит “великая грешница”.

- С другой стороны, процитируем слова апостола Павла: “Нет большего подвига, нежели тот, в котором человек погубит душу свою за други своя”.

Соня совершила грех во имя спасения других, уповая на милосердие Божие. “Что бы я без бога-то была?”

(В истории христианской церкви была святая, будучи блудницей. Мария Египетская (Магдалина), которая впоследствии удалилась в пустыню, преобразилась и стала святой.)

Ответим на это вопрос в конце урока.

5. Работа с дидактическим материалом. (Приложение1)

Иоанн Лественичек, христианский просветитель, живший в V в. н.э., представлял жизнь человека в виде лестницы, по которой человек движется к богу или удаляется от него.

“На каждой ступеньке бес, готовый подставить ножку, или ангел, готовый протянуть руку”.

- Кого мы можем назвать ангелами Раскольникова? (Мать, Дуня, Соня)
- Что выступает в виде беса? (Идея, разрешающая кровь по совести).

Задание: попробуйте выстроить цепочку движения человека к Богу и падение человека в ад.

(раздаются листочки с рисунками лестницы, где нужно расположить следующие слова:

а) любовь, вера, сочувствие, сострадание, жертвенность;
б) безверие, бунт, презрение к людям, неверие в любовь, своеволие.

(Проводится сопоставительный анализ схем учащихся со схемой на доске, предварительно закрытой. Листочки на доске открываются постепенно, анализируется каждое понятие. Схемы могут не совпадать, так как у каждого свой путь).

6. Соня спасает Раскольникова. Он обретает возможность “вечной жизни”. И доказательство тому, что он стал верить в любовь, – Евангелие под подушкой на каторге.

Выводы урока:

– Так кто же Соня: святая или грешница? – Святая грешница!

(В теме, записанной на доске, делаются изменения: стирается союз “или” и вместо вопросительного знака ставится восклицательный).

У нас на доске есть запись, с которой я не согласна, в отличие от героя. А вы?

Посмотрите внимательно на доску: можем мы что-нибудь изменить в выводах?

(Ребята хотят исправить “формулу”: Раскольников=Соня. Мы зачёркиваем знак равенства.)

Такая святость в духе Достоевского. Он разрушает каноническое представление святости. И Достоевскому раскаявшийся грешник дороже десяти негрешивших.