Цели урока:
1. Познакомить учащихся с личностью писателя, с этапами его жизни.
2. Дать определение жанра “научно-приключенческий роман”.
3. Познакомить учащихся с отрывком из “Увертюры” И.Дунаевского,
раскрыть гармоничное слияние музыки и текста художественного
произведения в композиции И.Дунаевского.
4. Выявить личное отношение учащихся к рассматриваемым проблемам.
Оборудование урока: портрет Ж.Верна, раздаточный материал “Жизненный путь Ж.Верна”, отрывок из “Увертюры” И.Дунаевского.
Организация домашней подготовки учеников к уроку:
1. Прочитать 1 часть романа “Дети капитана Гранта”.
2. Заполнить первые 2 графы таблицы.
Ход урока:
I. Пробуждение чувств
.-Что такое приключение? (Словарь С.И.Ожегова даёт такое определение понятию: “приключение – происшествие, неожиданный случай в жизни”)
- Постройте ассоциативный ряд к слову “приключение” (веселье, забава, Робинзон Крузо, сокровища, герой, приключенческие романы, Жюль Верн)
Сегодня мы знакомимся с новым именем в мировой зарубежной литературе. Это имя Жюля Верна – человека величайшей работоспособности, автора более 100 томов. На родине писателя, в Нанте, хранится собрание его рукописей объёмом 15 тысяч рукописных листов.
- Обратимся к теме урока: “Диалог о Ж.Верне” Что такое диалог? Мы будем вести сегодня диалог о Ж.Верне, а поможет нам в этом таблица.
1.Прежде чем мы узнаем, в чём состоит своеобразие его личности, каковы основные этапы жизни Ж.Верна, давайте обратимся к 1 части вашего домашнего задания: таблице, состоящей из 3 столбиков, первые 2 из которых вы постарались заполнить дома. 3 столбик вы заполните в конце нашего урока, после знакомства с биографией Ж.Верна. Что же у вас получилось?
Что я знаю о Ж.Верне? (уровень первоначальных знаний) | Что я хочу узнать?(что вы считаете нужным узнать о нём?) Уровень интересов | Что я узнал? (уровень полученных знаний) |
Автор романов “Дети капитана Гранта”, “Таинственный остров”, “200 тысяч лье под водой”. Француз, получил хорошее образование. | Что это за человек? Как он выглядит? Как он жил? Что любил? Как решил стать писателем? Были ли у него дети и пошли ли они по его стопам? Каковы его увлечения, пристрастия? |
II. Ж.Верн как личность
Давайте обратимся к портрету (демонстрация портрета). Каким вам представляется этот человек, какими чертами характера, на ваш взгляд, он обладает?
Проверить правильность ваших предположений я предлагаю с помощью эпиграфов к уроку – слова самого Ж.Верна о себе.
Задание: давайте прочитаем эпиграфы и попробуем выяснить, о каких чертах характера автора они говорят. Выводы оформим в виде схемы.
1“Море, музыка и свобода – вот всё, что
я люблю”. (Свободолюбивый, любит природу, музыку, имеет утончённый вкус, умеет эстетически наслаждаться прекрасным). |
2.“Не думаю, что хоть однажды в жизни я
делал какую-либо работу спустя рукава.
Труд для меня - источник единственного
счастья, жизненная функция”. (Трудолюбивый, ответственное отношение к делу) |
Ж.Верн как личность
3. “Я люблю уют и покой. Я был бы
совершенно счастлив в монастыре. Тихая,
посвящённая науке и работе жизнь – наслаждение
для меня”. (Любит одиночество и работу). |
4. “Интерес к технике и промышленности
всегда был важной чертой моего характера” (Техническая направленность личности, но при этом автор более 100 произведений – гуманитарий, всесторонне развитая личность, образованный человек) |
Выводы о качествах характера после обсуждения записываются в схему.
III. Жизненный путь Ж.Верна.
Ваши ответы показали, что вы хотели бы узнать о важных событиях жизненного пути автора, поэтому мы обращаемся к материалу, который есть у каждого на столах, “Жизненный путь Ж.Верна”. Я сообщу вам о важных событиях его жизни, ваша задача – подобрать заголовок каждому жизненному периоду, то есть отразить основное событие, приобретение этого периода.
( Работа с раздаточным материалом “Жизненный путь Ж. Верна”).
Вопросы: Как вы озаглавили основные периоды в жизни автора? Почему именно так? Какую информацию вы зафиксируете в 3 колонке вашей таблицы? (Заполнение 3 столбика).
Совпало ли первоначальное представление о Ж.Верне с последующим?
Что показалось наиболее интересным?
IV. Ж.Верн как писатель, художник слова.
Я предлагаю вам снова обратиться к портрету писателя, но уже не для того, чтобы узнать его как личность, а как художника слова, автора научно-приключенческих, научно-фантастических романов.
С какими произведениями у вас связано, ассоциируется имя Ж.Верна?
В помощь я прочитаю небольшое стихотворение, и, если вы будете внимательными, услышите в нём подсказку:
Погляди: оживает этот старый портрет,
Он из рамы шагает: “Сколько зим, сколько лет!”
Жар труда и таланта, благородная цель –
Дети смелого Гранта и чудак Паганель.
Как живая легенда “Наутилус” плывёт,
Честь и совесть Дик Сенда увлекают вперёд!
Всё и странно, и просто,
Но спешат корабли,
И таинственный остров утопает вдали…
Поражается каждый: были рядом и нет!
Вот что может однажды нам поведать портрет!
Ваши ответы запишите в виде схемы:
“Таинственный остров” | ||
“5 недель на воздушном шаре” | ||
“200 тысяч лье под водой | ||
” | ||
“Вокруг света за 80 дней” | ||
“Робур – завоеватель” | Ж. Верн | “Дети капитана Гранта” |
(именно этот роман станет пред метом нашего анализа далее) | ||
V.“Дети капитана Гранта”, понятие “научно-приключенческого романа”
- Давайте побеседуем о жанре этого произведения. Что такое жанр?
Ваши версии.
научно-приключенческий роман | приключенческий роман |
- Почему научно-приключенческий роман? Что отличает этот роман от произведений Ф.Купера и Л.Стивенсона? (Научность описаний)
- Давайте расшифруем это определение.
- Почему с неослабевающим интересом читаются страницы, посвящённые подробному описанию аргентинских памп, рельефа Кордильер, климату Патагонии и её жителей патагонцев?
- Какой путь проделывают герои в 1 части романа по поискам капитана Гранта? (Индивидуальное задание). Какие приключения вам особенно запомнились?
VI. Кульминация.
– Важно отметить, что этот роман вдохновил на творчество не только режиссёров и сценаристов (как результат – фильм с одноименным названием), но и композиторов. И.Дунаевский написал изумительно красивую мелодию к этому фильму - “Увертюра”
Мы знаем, что музыка помогает отразить, передать душевные переживания , внутреннюю жизнь героев. Мы послушаем отрывок из “Увертюры”. Слушая мелодию, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Какие чувства и образы вызывает у вас эта мелодия? Передаёт ли она романтику приключений, стремление к новым открытиям, слышен ли в ней шум моря?
Эти чувства можно сравнить с теми, которые испытывают герои романа “Дети капитана Гранта”?
VII
. Рефлексия– синквейн (стихотворная миниатюра, которая выражает эмоциональный итог работы учащихся на уроке).
ЖЮЛЬ ВЕРН (кто?что?) | |
2 строка | (какой?) 2 прилагательных |
3 строка | (что делает?) 3 глагола |
4 строка | фраза об авторе |
Раздаточный материал.
Жизненный путь Ж.Верна. Периоды жизни.
Истоки будущих увлечений
Нужно искать в детстве…
Ж.Верн
I. 1828 – 1848 гг. – МЕЧТЫ НА БЕРЕГАХ ЛУАРЫ
- 8 февраля 1828 г. - родился в семье нантских судовладельцев.
- 1846 г. - получает юридическое образование, заканчивает Сорбонну (привилегированное высшее учебное заведение во Франции).
- с 1848 г. – переселяется в Париж, работает адвокатом.
II. 1848 - 1862 гг. – Дебют драматурга (Самостоятельная жизнь. Занятие любимым делом. Поиск себя и самовыражение)
-скандал в семье Вернов (нежелание сына подчиниться воле отца – работать адвокатом). Мечта - стать писателем: “ Я мог бы стать хорошим литератором, но адвокатом буду плохим, так как во всём вижу только комическую сторону и художественную форму”.
- Знакомство с А.Дюма – сыном, с Ж.Араго.
- Первое литературное произведение – драма “Сломанные соломинки”.
- Женитьба, сын Сен – Мишель.
III. 1862 – 1872 гг. – Начало “Путешествий” (Трудовые будни писателя).
-Возникает замысел “романов о науке” - “Необыкновенные путешествия”.
- 1862г.- 1 роман из серии “Пять недель на воздушном шаре” имеет успех.
- Заключает контракт на 20 лет с издателем Ж.Этцелем.
- Информацию для новых книг черпает в научных изданиях, из общения с друзьями, путешествий.
IV. 1872 -1885 гг. - Время признания (Успех. Наконец-то пришла слава).
К автору приходит слава, его творчество заметили в Академии, сюжеты его романов переносятся на театральные подмостки.
V. 1886 – 1905 гг.- Гражданское служение (Служение Родине).
- В течение 16 лет исполняет обязанности члена муниципального республиканского совета в Амьене.
- 24 марта 1905 г. – умер. Его могила – место паломничества поклонников его таланта.
- Памятник писателю в Нанте (фигура автора приподнимает могильную плиту, протягивая руку вверх. Надпись гласит: “К вечной молодости”).