Тема урока: Диалог о Ж.Верне. Мир приключений в романе "Дети капитана Гранта"

Разделы: Литература


Цели урока:

1. Познакомить учащихся с личностью писателя, с этапами его жизни.

2. Дать определение жанра “научно-приключенческий роман”.

3. Познакомить учащихся с отрывком из “Увертюры” И.Дунаевского,

раскрыть гармоничное слияние музыки и текста художественного

произведения в композиции И.Дунаевского.

4. Выявить личное отношение учащихся к рассматриваемым проблемам.

Оборудование урока: портрет Ж.Верна, раздаточный материал “Жизненный путь Ж.Верна”, отрывок из “Увертюры” И.Дунаевского.

Организация домашней подготовки учеников к уроку:

1. Прочитать 1 часть романа “Дети капитана Гранта”.

2. Заполнить первые 2 графы таблицы.

Ход урока:

I. Пробуждение чувств.

-Что такое приключение? (Словарь С.И.Ожегова даёт такое определение понятию: “приключение – происшествие, неожиданный случай в жизни”)

- Постройте ассоциативный ряд к слову “приключение” (веселье, забава, Робинзон Крузо, сокровища, герой, приключенческие романы, Жюль Верн)

Сегодня мы знакомимся с новым именем в мировой зарубежной литературе. Это имя Жюля Верна – человека величайшей работоспособности, автора более 100 томов. На родине писателя, в Нанте, хранится собрание его рукописей объёмом 15 тысяч рукописных листов.

- Обратимся к теме урока: “Диалог о Ж.Верне” Что такое диалог? Мы будем вести сегодня диалог о Ж.Верне, а поможет нам в этом таблица.

1.Прежде чем мы узнаем, в чём состоит своеобразие его личности, каковы основные этапы жизни Ж.Верна, давайте обратимся к 1 части вашего домашнего задания: таблице, состоящей из 3 столбиков, первые 2 из которых вы постарались заполнить дома. 3 столбик вы заполните в конце нашего урока, после знакомства с биографией Ж.Верна. Что же у вас получилось?

Что я знаю о Ж.Верне? (уровень первоначальных знаний) Что я хочу узнать?(что вы считаете нужным узнать о нём?) Уровень интересов Что я узнал? (уровень полученных знаний)
Автор романов “Дети капитана Гранта”, “Таинственный остров”, “200 тысяч лье под водой”. Француз, получил хорошее образование. Что это за человек? Как он выглядит? Как он жил? Что любил? Как решил стать писателем? Были ли у него дети и пошли ли они по его стопам? Каковы его увлечения, пристрастия?  

II. Ж.Верн как личность

Давайте обратимся к портрету (демонстрация портрета). Каким вам представляется этот человек, какими чертами характера, на ваш взгляд, он обладает?

Проверить правильность ваших предположений я предлагаю с помощью эпиграфов к уроку – слова самого Ж.Верна о себе.

Задание: давайте прочитаем эпиграфы и попробуем выяснить, о каких чертах характера автора они говорят. Выводы оформим в виде схемы.

1“Море, музыка и свобода – вот всё, что я люблю”.

(Свободолюбивый, любит природу, музыку, имеет утончённый вкус, умеет эстетически наслаждаться прекрасным).

2.“Не думаю, что хоть однажды в жизни я делал какую-либо работу спустя рукава. Труд для меня - источник единственного счастья, жизненная функция”.

(Трудолюбивый, ответственное отношение к делу)

Ж.Верн как личность 

3. “Я люблю уют и покой. Я был бы совершенно счастлив в монастыре. Тихая, посвящённая науке и работе жизнь – наслаждение для меня”.

(Любит одиночество и работу).

4. “Интерес к технике и промышленности всегда был важной чертой моего характера”

(Техническая направленность личности, но при этом автор более 100 произведений – гуманитарий, всесторонне развитая личность, образованный человек)

Выводы о качествах характера после обсуждения записываются в схему.

III. Жизненный путь Ж.Верна.

Ваши ответы показали, что вы хотели бы узнать о важных событиях жизненного пути автора, поэтому мы обращаемся к материалу, который есть у каждого на столах, “Жизненный путь Ж.Верна”. Я сообщу вам о важных событиях его жизни, ваша задача – подобрать заголовок каждому жизненному периоду, то есть отразить основное событие, приобретение этого периода.

( Работа с раздаточным материалом “Жизненный путь Ж. Верна”).

Вопросы: Как вы озаглавили основные периоды в жизни автора? Почему именно так? Какую информацию вы зафиксируете в 3 колонке вашей таблицы? (Заполнение 3 столбика).

Совпало ли первоначальное представление о Ж.Верне с последующим?

Что показалось наиболее интересным?

 IV. Ж.Верн как писатель, художник слова.

Я предлагаю вам снова обратиться к портрету писателя, но уже не для того, чтобы узнать его как личность, а как художника слова, автора научно-приключенческих, научно-фантастических романов.

С какими произведениями у вас связано, ассоциируется имя Ж.Верна?

В помощь я прочитаю небольшое стихотворение, и, если вы будете внимательными, услышите в нём подсказку:

Погляди: оживает этот старый портрет,
Он из рамы шагает: “Сколько зим, сколько лет!”
Жар труда и таланта, благородная цель –
Дети смелого Гранта и чудак Паганель.
Как живая легенда “Наутилус” плывёт,
Честь и совесть Дик Сенда увлекают вперёд!
Всё и странно, и просто,
Но спешат корабли,
И таинственный остров утопает вдали…
Поражается каждый: были рядом и нет!
Вот что может однажды нам поведать портрет!
Ваши ответы запишите в виде схемы:

“Таинственный остров”
“5 недель на воздушном шаре”
“200 тысяч лье под водой
“Вокруг света за 80 дней”
“Робур – завоеватель” Ж. Верн “Дети капитана Гранта”
(именно этот роман станет пред метом нашего анализа далее)

V.“Дети капитана Гранта”, понятие “научно-приключенческого романа”

- Давайте побеседуем о жанре этого произведения. Что такое жанр?

Ваши версии.

научно-приключенческий роман                   приключенческий роман

- Почему научно-приключенческий роман? Что отличает этот роман от произведений Ф.Купера и Л.Стивенсона? (Научность описаний)

- Давайте расшифруем это определение.

- Почему с неослабевающим интересом читаются страницы, посвящённые подробному описанию аргентинских памп, рельефа Кордильер, климату Патагонии и её жителей патагонцев?

- Какой путь проделывают герои в 1 части романа по поискам капитана Гранта? (Индивидуальное задание). Какие приключения вам особенно запомнились?

VI. Кульминация.

– Важно отметить, что этот роман вдохновил на творчество не только режиссёров и сценаристов (как результат – фильм с одноименным названием), но и композиторов. И.Дунаевский написал изумительно красивую мелодию к этому фильму - “Увертюра”

Мы знаем, что музыка помогает отразить, передать душевные переживания , внутреннюю жизнь героев. Мы послушаем отрывок из “Увертюры”. Слушая мелодию, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Какие чувства и образы вызывает у вас эта мелодия? Передаёт ли она романтику приключений, стремление к новым открытиям, слышен ли в ней шум моря?

Эти чувства можно сравнить с теми, которые испытывают герои романа “Дети капитана Гранта”?

VII. Рефлексия

– синквейн (стихотворная миниатюра, которая выражает эмоциональный итог работы учащихся на уроке).

ЖЮЛЬ ВЕРН (кто?что?)  
2 строка (какой?) 2 прилагательных
3 строка (что делает?) 3 глагола
4 строка фраза об авторе

Раздаточный материал.
Жизненный путь Ж.Верна. Периоды жизни.

Истоки будущих увлечений
Нужно искать в детстве…

Ж.Верн

I. 1828 – 1848 гг. – МЕЧТЫ НА БЕРЕГАХ ЛУАРЫ

- 8 февраля 1828 г. - родился в семье нантских судовладельцев.

- 1846 г. - получает юридическое образование, заканчивает Сорбонну (привилегированное высшее учебное заведение во Франции).

- с 1848 г. – переселяется в Париж, работает адвокатом.

II. 1848 - 1862 гг. – Дебют драматурга (Самостоятельная жизнь. Занятие любимым делом. Поиск себя и самовыражение)

-скандал в семье Вернов (нежелание сына подчиниться воле отца – работать адвокатом). Мечта - стать писателем: “ Я мог бы стать хорошим литератором, но адвокатом буду плохим, так как во всём вижу только комическую сторону и художественную форму”.

- Знакомство с А.Дюма – сыном, с Ж.Араго.

- Первое литературное произведение – драма “Сломанные соломинки”.

- Женитьба, сын Сен – Мишель.

III. 1862 – 1872 гг. – Начало “Путешествий” (Трудовые будни писателя).

-Возникает замысел “романов о науке” - “Необыкновенные путешествия”.

- 1862г.- 1 роман из серии “Пять недель на воздушном шаре” имеет успех.

- Заключает контракт на 20 лет с издателем Ж.Этцелем.

- Информацию для новых книг черпает в научных изданиях, из общения с друзьями, путешествий.

IV. 1872 -1885 гг. - Время признания (Успех. Наконец-то пришла слава).

К автору приходит слава, его творчество заметили в Академии, сюжеты его романов переносятся на театральные подмостки.

V. 1886 – 1905 гг.- Гражданское служение (Служение Родине).

- В течение 16 лет исполняет обязанности члена муниципального республиканского совета в Амьене.

- 24 марта 1905 г. – умер. Его могила – место паломничества поклонников его таланта.

- Памятник писателю в Нанте (фигура автора приподнимает могильную плиту, протягивая руку вверх. Надпись гласит: “К вечной молодости”).