Тема урока: "Юрий Яковлевич Яковлев 1922–1995 гг. Рассказ "Баваклава"

Разделы: Литература


Тема: Юрий Яковлевич Яковлев 1922-1995г.г.

Рассказ “Баваклава”

Цели:

Образовательные:

  1. Знакомство с жизнью писателя, его рассказом “Баваклава”.
  2. Проанализировать текст.
  3. Закрепить понятие “портрет”.

Развивающие:

  1. Развивать речь, мышление, эмоции.
  2. Умение выделять главное.
  3. Умение обращать внимание на значимые для понимания текста детали.
  4. Закрепление навыка выразительного чтения, пересказа.

Воспитательные:

  1. Обсуждение проблем, связанных с нравственными вопросами (взросление подростка под влиянием событий, которые происходят в его жизни; воспитание умения быть благодарным близким людям, думать не только о себе).

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, ксерокопии текста рассказа.

Ход урока

I. Слово учителя:

Сегодня мы обратимся к творчеству замечательного детского писателя Юрия Яковлевича Яковлева и поговорим о его рассказе “Баваклава”

- Оформление тетрадей.

II. Рассказ о Ю. Яковлеве

- Пока мы слушаем, вы внимательно посмотрите на портрет писателя? Каким должен быть этот человек? Какие книги он мог написать? (глаза – доброта - книги, которые учат)

- Сам Ю. Яковлев говорил о том, что книги помогают жить, и о том, что книга – не последняя страничка учебника, где есть ответы на все вопросы, но она поможет самому решать задачи, которые задает жизнь.

Вот и мы попробуем сегодня решить одну из таких задач.

III. Анализ рассказа

1) – Рассказ, который вы прочитали, называется необычно “Баваклава”. Почему он так назван? (Рассказ о мальчике и его бабушке, мальчик так называл ее, соединяя в одно слово два.)

2) – Понравился ли вам рассказ? Или что-то показалось сложным? С каким настроением вы его читали? А какие вопросы вы задали себе?

3) – Леня Шаров. Что мы узнали о нем? (Юный Шаров – почему юный? Юный – небольшой по возрасту, не достигший зрелого возраста.)

- Есть ли какие-то портретные детали Лени? (стр.10. Похож на бабушку и очень этим недоволен.)

- Какие черты характера мальчика проявляются в его поступках, словах, в каких-то действиях, когда он возвращается из школы?

(Пришлось долго звонить. Что она уснула? Рассердился на бабушку, готов был высказать свое недовольство стр.5 – обед не разогрет.)

(Эгоизм, забота о себе, любит себя.)

- Портрет бабушки. Когда он появляется? Когда юный Шаров обращает внимание на портретные детали? (Отец сказал о смерти, а бабушка выглядит спящей, он никогда ее не видел такой. Она никогда не спала днем. Вообще не видел, как она спит.

Смотрит не с жалостью, а с любопытством, в облике бабушки был покой, и этот покой передался внуку. Для него она живая.

4) Когда юный Шаров вспоминает о бабушке?

- выразительное чтение отрывка стр.9

5) А какой была бабушка? Что мы узнаем о жизни Баваклавы? (Ничего героичного не совершила) – пересказ отрывка.

6) Автор говорит, что сегодня юный Шаров думал о бабушке по – иному. Как?

(стр. 10 – без практической надобности)

Что из прошлого, из детского мальчик вспоминает?

- пересказы эпизодов:

О поездке в лес –

О том, как поил солдат –

О дружбе –

О подарках –

Почему он сейчас вспоминает об этих эпизодах? (Бабушка делала еще и незаметную работу – старалась, чтобы он стал лучше.)

7) Леня Шаров и юный Шаров. Какие изменения в нем произошли? Чем это можно объяснить? (Стал юным, что-то изменилось. Бывалый человек, прошедший огонь и воду стр.29)

8) стр. 19-21 – давайте пойдем на этих страничках выражения, которыми автор передает чувства юного Шарова.

9) Зачем он идет в аптеку? Ведь капли, которые он часто забывал покупать, бабушке сейчас не нужны? (Долг перед бабушкой.)

10) Что изменилось в юном Шарове? Стал ли он другим?

Итог:

IV. К какому выводу приводит нас автор? (Ю.Яковлев хочет, чтобы его рассказ учил нас думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом с тобой. Любит не только себя. Заботиться и любить нужно тогда, когда бабушки и дедушки рядом, еще живы.)

V. Домашнее задание: Письменное мини-сочинение. О чем заставил меня задуматься рассказ?

VI. Закройте глаза руками, представьте, что рядом с вами ваши бабушки. Подумайте, что вы им могли сказать, может быть, за что-то попросить прощения. Запишите к себе в тетрадь эти слова.