Тема: Юрий Яковлевич Яковлев 1922-1995г.г.
Рассказ “Баваклава”
Цели:
Образовательные:
- Знакомство с жизнью писателя, его рассказом “Баваклава”.
- Проанализировать текст.
- Закрепить понятие “портрет”.
Развивающие:
- Развивать речь, мышление, эмоции.
- Умение выделять главное.
- Умение обращать внимание на значимые для понимания текста детали.
- Закрепление навыка выразительного чтения, пересказа.
Воспитательные:
- Обсуждение проблем, связанных с нравственными вопросами (взросление подростка под влиянием событий, которые происходят в его жизни; воспитание умения быть благодарным близким людям, думать не только о себе).
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, ксерокопии текста рассказа.
Ход урока
I. Слово учителя:
Сегодня мы обратимся к творчеству замечательного детского писателя Юрия Яковлевича Яковлева и поговорим о его рассказе “Баваклава”
- Оформление тетрадей.
II. Рассказ о Ю. Яковлеве
- Пока мы слушаем, вы внимательно посмотрите на портрет писателя? Каким должен быть этот человек? Какие книги он мог написать? (глаза – доброта - книги, которые учат)
- Сам Ю. Яковлев говорил о том, что книги помогают жить, и о том, что книга – не последняя страничка учебника, где есть ответы на все вопросы, но она поможет самому решать задачи, которые задает жизнь.
Вот и мы попробуем сегодня решить одну из таких задач.
III. Анализ рассказа
1) – Рассказ, который вы прочитали, называется необычно “Баваклава”. Почему он так назван? (Рассказ о мальчике и его бабушке, мальчик так называл ее, соединяя в одно слово два.)
2) – Понравился ли вам рассказ? Или что-то показалось сложным? С каким настроением вы его читали? А какие вопросы вы задали себе?
3) – Леня Шаров. Что мы узнали о нем? (Юный Шаров – почему юный? Юный – небольшой по возрасту, не достигший зрелого возраста.)
- Есть ли какие-то портретные детали Лени? (стр.10. Похож на бабушку и очень этим недоволен.)
- Какие черты характера мальчика проявляются в его поступках, словах, в каких-то действиях, когда он возвращается из школы?
(Пришлось долго звонить. Что она уснула? Рассердился на бабушку, готов был высказать свое недовольство стр.5 – обед не разогрет.)
(Эгоизм, забота о себе, любит себя.)
- Портрет бабушки. Когда он появляется? Когда юный Шаров обращает внимание на портретные детали? (Отец сказал о смерти, а бабушка выглядит спящей, он никогда ее не видел такой. Она никогда не спала днем. Вообще не видел, как она спит.
Смотрит не с жалостью, а с любопытством, в облике бабушки был покой, и этот покой передался внуку. Для него она живая.
4) Когда юный Шаров вспоминает о бабушке?
- выразительное чтение отрывка стр.9
5) А какой была бабушка? Что мы узнаем о жизни Баваклавы? (Ничего героичного не совершила) – пересказ отрывка.
6) Автор говорит, что сегодня юный Шаров думал о бабушке по – иному. Как?
(стр. 10 – без практической надобности)
Что из прошлого, из детского мальчик вспоминает?
- пересказы эпизодов:
О поездке в лес –
О том, как поил солдат –
О дружбе –
О подарках –
Почему он сейчас вспоминает об этих эпизодах? (Бабушка делала еще и незаметную работу – старалась, чтобы он стал лучше.)
7) Леня Шаров и юный Шаров. Какие изменения в нем произошли? Чем это можно объяснить? (Стал юным, что-то изменилось. Бывалый человек, прошедший огонь и воду стр.29)
8) стр. 19-21 – давайте пойдем на этих страничках выражения, которыми автор передает чувства юного Шарова.
9) Зачем он идет в аптеку? Ведь капли, которые он часто забывал покупать, бабушке сейчас не нужны? (Долг перед бабушкой.)
10) Что изменилось в юном Шарове? Стал ли он другим?
Итог:
IV. К какому выводу приводит нас автор? (Ю.Яковлев хочет, чтобы его рассказ учил нас думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом с тобой. Любит не только себя. Заботиться и любить нужно тогда, когда бабушки и дедушки рядом, еще живы.)
V. Домашнее задание: Письменное мини-сочинение. О чем заставил меня задуматься рассказ?
VI. Закройте глаза руками, представьте, что рядом с вами ваши бабушки. Подумайте, что вы им могли сказать, может быть, за что-то попросить прощения. Запишите к себе в тетрадь эти слова.