Цели урока:
- Через литературный суд проанализировать образ персонажа поэмы Н.В.Гоголя – Плюшкина из поэмы “Мертвые души”; дать ему оценку, стараться понять истоки жадности человека; показать, что духовное обнищание приводит и к материальному обнищанию, омертвению души.
- Учить детей рассуждать, делать выводы.
- Развивать устную монологическую речь.
Класс оборудован в виде зала суда, заранее распределены роли, приготовлены костюмы.
Ход урока
1. Секретарь суда (он же – учитель) кратко о задачах урока.
– Сегодня у нас проводится урок “Литературный суд” над героем бессмертной поэмы Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” – над помещиком Плюшкиным. Мы должны проанализировать образ этого персонажа, дать ему оценку, постараться понять, как Плюшкин стал Плюшкиным и к чему это привело. На момент урока наш класс превращается в зал суда.
– Обвиняемый, гражданин Плюшкин, прошу занять место на скамье подсудимых. (Учитель представляет состав суда. В зале суда – многочисленные потерпевшие и свидетели.)
– Прошу всех встать! Суд идет!
2. Приходит судья и два заседателя.
Судья:
– Уважаемые дамы и господа!
Сегодня губернским судом провинциального города Н. слушается дело по обвинению в ряде тяжких преступлений, повлекших за собой гибель многих неповинных людей, дело № 6 за 1842 год подсудимого Плюшкина Степана.
Даю слово главному обвинителю.
Обвинитель:
– Ваша честь и многоуважаемая публика!
Сегодня мы собрались здесь, чтобы восстановить справедливость.
Господин Степан Плюшкин, 56 лет от роду, владелец восьмисот душ, помещик, обвиняется по 6 пунктам.
Пункт 1: обвиняется в смерти 120 душ – самое тяжкое обвинение.
Адвокат:
– Это трудно доказать. Предъявите доказательства.
Обвинитель (судье):
– Прошу вашу честь вызвать по делу свидетеля – Чичикова Павла Ивановича.
Чичиков (дает клятву):
– Клянусь говорить правду и только правду и ничего, кроме правды.
Да, действительно, я совершил сделку с господином Плюшкиным о покупке 120 мертвых душ. Подсказал мне имя Плюшкина господин Собакевич Михайло Семенович. Он сказал, что у Плюшкина люди, как мухи, мрут, обозвал его мошенником и скрягой.
Обвинитель:
– Вот бумага, написанная рукой Плюшкина. На ней, словно музыкальные нотки, написаны фамилии умерших крестьян. Крестьянские имена усыпали ее тесно, как мошки.
Адвокат:
– Я протестую, бумагу мог написать кто угодно.
Обвинитель:
– Была экспертиза почерка, которая подтвердила подлинность документа.
Судья:
– Протест отклоняется.
Обвинитель:
– Господин Плюшкин обвиняется по пункту 2 в том, что 70 человек находится в бегах, остались без крова. Как говорят в народе, от хорошей жизни не бегут. Что вы на это скажете, господин Плюшкин?
Плюшкин:
– Мужик ленив, работать не любит, думает, как бы в кабак…
Того и гляди, пойдешь на старости лет по миру.
Адвокат:
– Прошу снисхождения к старому человеку. Ведь беглые пользовались беспомощностью и старостью помещика.
Обвинитель:
– Пункт 3. Плюшкин обвиняется в жадном накоплении, которое
Обращается в свою противоположность и приводит к гибели материальных благ, созданных трудом крепостных крестьян, к полному разорению последних – и в конечном итоге к разрушению самого хозяйства. Жадно стерегущий свои гниющие богатства,
Плюшкин обращается в “какую-то прореху на человечестве”.
По делу вызывается свидетель Чичиков Павел Иванович.
Чичиков (рассказывает о виде комнаты, о беспорядке в доме, о добре, гниющем в сараях и амбарах).
Адвокат:
– Но ведь не всегда так было. Прошу вызвать свидетельницу – дочь Плюшкина – Александру Степановну.
Александра Степановна (дает клятву и рассказывает о прежней жизни в доме отца, о детстве).
Обвинитель:
– По пункту 4 Плюшкин обвиняется в невыполнении родительского долга.
Свидетели:
Сын Плюшкина (дает клятву и рассказывает о себе, о том, что отец не помогал ему).
Учительница детей Плюшкина (рассказывает о том, как ее выгнали, заподозрив в том, что она помогла Александре Степановне сбежать из дома).
Обвинитель:
– Вид деревни напоминает скелеты: крыши сквозили, как решето, на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребер.
Плюшкин:
– Кажется, сами хозяева снесли с них тес и дранье. Зачем им бабиться в избе, когда есть простор и в кабаке, и на большой дороге, словом, где хочешь.
Обвинитель:
– Обвиняется Плюшкин и в том, что позорит звание дворянина, одет как попало. Прошу вызвать к ответу свидетеля Чичикова.
В каком виде вы увидели господина Плюшкина?
Чичиков (рассказывает).
Плюшкин:
– Но у меня нет материи на платье.
Обвинитель:
– Ваша честь, в ходе следствия установлено, что амбары господина Плюшкина полны сукном, множеством холстов. Со временем материя испортилась и превратилась в пыль, страшно к ней притронуться. Ваша честь, мои слова может подтвердить дочь Плюшкина – Александра Степановна.
Дочь:
– Да, я приезжала к своему отцу два раза. Походная жизнь военного человека, моего мужа, не была так увлекательна, какою казалась до свадьбы. В первый раз я приехала к отцу, рассчитывая, что он окажет мне помощь. Но он дал своему внуку поиграть пуговицу, лежавшую на столе, а денег не дал.
Адвокат:
– Прошу слова. Я выступаю в защиту своего подзащитного. Госпожа Плюшкина приезжала за помощью, а вовсе не для того, чтобы заботиться об отце. У нее свои корыстные цели.
Дочь:
– Извольте, вы не дали мне досказать. Я приезжала и во второй раз, привезла отцу кулич к чаю и новый халат, потому что у батюшки был такой халат, на который и глядеть было не только совестно, но даже стыдно. И что же вы думаете, мой отец приласкал обоих внуков, покачал их на коленях, халат и кулич взял и все на этом. Больше мы не общаемся.
Обвинитель:
– Плюшкин обвиняется в оскорблении личности, человеческого достоинства своих слуг.
(Свидетели-слуги рассказывают о побоях, оскорблениях со стороны Плюшкина.)
Судья:
– Кто еще из свидетелей хочет выступить в поддержку обвинения?
(Свидетели рассказывают о краже ведер у колодца.)
Секретарь:
– Суд удаляется на совещание. Прошу всех встать!
Все ученики работают над мини-сочинением “Мой приговор Плюшкину”.
Судья зачитывает приговор.
Вывод:
Секретарь(учитель):
– Почему Плюшкин стал Плюшкиным? Знаем ли мы о его детстве, учебе? Духовная нищета привела к нищете материальной.
Происходит деградация человеческой личности, ее омертвение.
– С кем сравнивается главный герой в романе? (Мышь, паук, изношенная развалина, прореха на человечестве.)
И до такой мелочности, ничтожности мог снизойти человек! – восклицает Гоголь. – И похоже это на правду? Все похоже, все может статься с человеком.
– Есть ли сейчас такие люди? Как не стать Плюшкиным?
(Ответы детей.)
Ответ писателя на этот вопрос:
(На доске.)
– Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!
– Как понимаете эти слова?
Итог урока, оценки.