Цель урока: формировать у учащихся знания и умения, необходимых для обеспечения гармоничного существования с окружающей средой.
Задачи:
- научить использовать изобретательно- выразительные средства языка,
- формировать и совершенствовать навыки анализа стихотворения,
- развивать логическое и образное мышление,
- учить замечать красоту окружающей природы, воспитать любовь к малой родине.
Ход урока
I. Вхождение в тему.
Чтение стихотворений. Определить автора и о чем говорится в стихотворений.
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделось в пруд?
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стаи,
И ее золотые косы,
И холщовый ее сарафан.
Действительно, все эти стихотворения о березке, их всех написал С.А. Есенин. Так, о чем мы будем говорить по уроке? (“Береза” С.А. Есенина).
II. Рассказ учителя о детстве писателя с показом слайдов.
Сергей Алексанрович Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской волости Рязанской губернии. Детство его прошло “среди полей и степей”. Вот как описывает эти места сестра Есенина Александра: “Широкой прямой улицей вдоль крутого правого берега Оки пролегло село Константиново. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село. Основным украшением являлась церковь, стояща в центре села. За церковью, на высокой крутой горе, - старое кладбище. В правом углу кладбища стояла маленькая каменная часовня. Рядом с ней лежал старинный памятник – плита. На этой плите любил сидеть Сергей. От сюда открывался чудесный вид на наши раздолья.” Очень любил Сергея его дядя, с которым он часто ездил на Оку поить лошадей. Вот что он пишет в “Автобиографии”: “Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов.”
Стихи Есенин начал писать рано, лет с восьми – девяти. По его признанию, толчок к этому давала его бабка: она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал.
В 1909 году Есенин закончил с отличием Константиновское училище, а в 1612 году – учительскую школу в селе Спас-Клепики. Учитель литературы Е. М. Хитров вспоминает о нем: “Всегда был весел и жизнерадостен, и этим был приятен. Правда, этим же и досаждал: в классе во время уроков не посидит смирно, постоянно пересмеивается, переглядывается, и чуть что – фыркнет на весь класс и разразится неудержимым смехом. С учителями был корректен и деликатен. Он много читал. Особенно любил слушать мое классное чтение. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово.”
Есенин приносил учителю много своих стихотворений. Перед окончанием школы он переписал четыре из них в тетрадь и подарил ему. Через несколько лет, когда Есенин учился в университете, вышел первый сборник его стихов “Радуница”, и эту книгу он подарил учителю с надписью: “Доброму старому учителю Евгению Михайловичу Хитрову от благодарного ученика, автора этой книги.”
III. Работа над стихотворением “Береза”.
Задание №1
Прочитать все стихотворение и выбрать те строки, которые понравились.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Задание №2
Что ни строка, то картина
Что ни строфа, опять картина.
Какие картины рисует ваше воображение?
- По I строфе
- По II строфе
- По III строфе
- По IV строфе
Задание №3
Стихотворение красивое. Почему?
- Есенин нашел особые слова. Какие?
Подобрать примеры из текста к выразительным средствам:
- Эпитеты
- Сравнения
- Олицетворения
- Метафоры
Вывод: Мы можем видеть красоту окружающего мира, но не всегда можем выразить это нужными словами которые называются изобразительно-выразительными средствами языка.
Задание №4
Открою тайну: Есенин - волшебник! Вы сейчас в этом убедитесь.
Прикройте учебники и скажите вслух что из Есенина вы запомнили:
- слово, словосочетание, предложение, а может строфу, а может все стихотворение.
Задание №5
Послушайте стихотворение в исполнении артиста.
Как он читает, какие слова выделяет голосом?
Задание №6
Прочитайте стихотворение выразительно.
Задание №7
Причитайте стихотворение о березе, которые вы приготовили.
Какие изобразительно-выразительные средства использованы в этих стихотворениях?
Задание №8
Сравните стихотворение “Береза” с Есенинским. В чем отличия?
Береза.
Отчего березка плачет?
Не пойму, что это значит?
Кто б ответить мне помог?
Почему березка плачет?
Кто ее обидеть мог?
Отчего так горько белой,
Хоть кругом звенит весна.
Если б говорить умела,
Рассказала бы она.
Отчего березка плачет?
Я ответ теперь нашел,
Ведь какой-то глупый мальчик
У березки ранил ствол.
Задание №9
Сравните Есенинскую березу и нашу Бардымскую?
Подберите изобразительно- выразительные средства нашей березе?
IV. Рефлексия.
- Используя опорные слова, составьте рассказ по
картине Э.А. Граборя “Февральская лазурь”.
Опорные слова:- белая береза, принакрылась, точно серебром, пушистые ветки, снежная кайма, белая бахрома, сонная тишина.
- Что в вашей памяти осело?
- Какую самооценку вы можете поставить вашей работе на уроке?
V. Домашнее задание:
- Выучить стихотворение наизусть.
- Написать сочинение-миниатюру или стихотворение о березе, используя выразительные средства.
- Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.