Цели:
- Расширять представление учащихся о сказках Андерсена, учить выделять выразительные средства в произведении, воспитывать честность, благородство.
- Воспитывать у детей любовь к книге, чтению; расширять читательский кругозор; способствовать формированию осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах.
Оборудование:
- Портрет писателя
- Выставка книг со сказками Г.-Х. Андерсена
- Карточки для выполнения заданий
- Рисунки детей
- Карточки со словами героев сказок
- Компьютер и мультимедийный проектор
ХОД УРОКА
1. Сообщение цели и темы урока.
Слайд 1-2
- Тема нашего урока "Сказки Г.Х.Андерсена". Сегодня мы вспомним прочитанные нами произведения, выполним различные задания по содержанию сказок. Работать будем в группах.
2. Введение в тему.
(Выделенный текст рассказывают дети.)
- Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года.
Слайд 3
Ганс Христиан Андерсен родился в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Маленький мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но слушал их только старый кот по имени Карл. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло придти в его голову. Чего он только на переделал в юные годы - и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев. Учился за казенный счет в гимназии. Но призвание у Андерсена было одно - стать сказочником.
Слайд 4
В 1819 году он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлек не актерский талант, а писательский дар Андерсена.
В 1835 году издает три сборника своих произведений "Сказки, рассказанные для детей". Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве.
Потом выходят самые чудесные сказки: "Стойкий оловянный солдатик", "Соловей", "Гадкий утенок", "Дюймовочка", "Свинопас". Всего Андерсен написал 170 сказок.
Его произведения любят как взрослые, так и дети во всем мире. Ведь в них рассказывается о необыкновенных событиях, а добро всегда побеждает зло.
- В России интерес к творчеству сказочника возник при его жизни, когда были переведены на русский язык некоторые сказки. Х.К.Андерсен писал переводчице: "Я рад, что мои произведения читаются в великой России".
День рождения Андерсена объявлен Международным днём детской книги. Учреждена Международная премия Андерсена за создание лучших книг для детей.
3. Проверка домашнего задания.
Слайд 5
- Готовясь к уроку, вы прочитали достаточно много произведений Андерсена. О чём свидетельствует выставка книг и ваших рисунков. Почему вы выбрали для иллюстрации именно эту сказку?
- Но более подробно мы поработаем с содержанием сказок "Ель", "Огниво", "Русалочка" и "Ганс-Чурбан". Вы готовили краткое содержание этих сказок и на прошлом уроке в группах обсуждали и выбирали более удачные на ваш взгляд. И сейчас мы выслушаем вас.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Слайд 6
- Итак, первое задание. Расшифруйте название сказки. Уберите повторяющиеся буквы и, из оставшихся, сложите слово - название сказки.
(Ель)
Слайд 7-8
- У вас на столах карточки. Приготовьте (1) карточку. Сейчас мы выполним тест, вопросы которого касаются содержания сказки "Ель".
- Карточки с выполненным заданием, передаём для проверки следующей группе по часовой стрелке.(Делаем это в течение всего урока.)
Слайд 9
- Проверяя правильность выполненных заданий, считайте верные ответы и записывайте их количество на оборотной стороне.
- Карточка остаётся на парте проверяющей группы до конца урока.
Слайд 10
- Следующее задание - Восстановление деформированного текста. Нужно вставить пропущенные слова. Приготовьте (2) карточку.
Слайд 11
- Проверяем - считаем количество правильно вставленных слов - записываем.
Слайд 12
- Расшифруйте название сказки, по которой будем выполнять следующие задания. (Ганс-Чурбан)
Слайд 13
- Приготовьте карточку (3) - кроссворд.. Все задания вы видите на доске.
* - Проверяем.
Слайд 14
- Для следующего задания приготовьте (4) карточку. Цифровой диктант. Напоминаю: если вы согласны с утверждением - пишем 1, если не согласны - 0.
* - Проверяем.
Физминутка
- Встали. Если называю сказку Андерсена - хлопаем в ладоши над головой, если нет - приседаем.
"Огниво. Колобок. Принцесса на горошине. Дюймовочка. Журавль и цапля. Русалочка. Зимовье зверей. Новое платье короля. Калоши счастья. Морозко. Стойкий оловянный солдатик. Крошечка - Хаврошечка. Дикие лебеди. Оле-Лукойе. Свинопас. Гуси-лебеди. Гадкий утёнок. Ель. Снежная королева. Штопальная игла. Царевна-лягушка. Старый уличный фонарь. Ганс-Чурбан. Иванушка-дурачок."
- Кроме произведений Андерсена, названия каких сказок, использованы. (Русских народных)
Слайд 15
- Расшифровываем название следующей сказки. Читайте от самой большой до самой маленькой буквы.
(Огниво)
Слайд 16
- Выберите слова которые помогут охарактеризовать солдата из сказки "Огниво".
- Какие вы выбрали слова и почему?
Слайд 17
- Приготовьте карточку (5).Найди в таблице персонажей сказки. Зачеркните.
* - Есть подсказка.
* - Проверяем.
Слайд 18
- Расшифруй название сказки.
(Русалочка)
Слайд 19
- Восстановление деформированного плана.
Приготовьте карточку (6). Вам предложена вот такая последовательность. Нужно расположить пункты плана правильно в соответствии с содержанием сказки, записывая в левом столбике верную последовательность.
(Сказка, начинается с описания морского царства, значит, напротив - пишем 1 и т.д.)
* - Проверяем.
- Следующее задание. Надо прочитать отрывок и определить кто из персонажей сказки "Русалочка" это сказал.
Игра "Кто сказал?"
(Отрывки напечатаны, каждой группе выдаётся своя карточка. Можно для чтения соперникам.)
Физминутка
- Все последующие задания будут касаться разных сказок Андерсена.
Слайд 20
- Приготовьте карточку (7) с кружками. Задание узнай сказку по опорным словам и впиши её название в кружок соответствующего цвета.
Слайд 21
- Проверяем.
Слайд 22-26
- Узнай сказку по отрывку. Игра "Узнай сказку".
Слайд 27
- Узнай сказку по иллюстрации.
5. Итоги урока.
- Подсчитываем баллы. Больше всех набрала группа... . Значит они более внимательно читали произведения Г.Х.Андерсена.
Слай 28
- Молодцы! Теперь вы все истинные знатоки сказок Г.Х.Андерсена.
6.Домашнее задание.