Тема урока: «С.А. Есенин. "С добрым утром!"»

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели:

  • создание междисциплинарной образной модели, создающей в сознании ребёнка единую картину мира;
  • формирование способов умственной деятельности;
  • развитие связной монологической речи;
  • развитие познавательных интересов;

Оборудование: репродукция картины Грабаря “Береза” и другие репродукции художников с изображением березы, плакат”Береза”, листики, цветные карандаши, фонограмма песни “Береза” группы “Любе”, музыкальное сопровождение “Утро”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию.

а) Рассматривание репродукции картины Грабаря “Февральская лазурь” (Тихо звучит музыка.)

– Зима, небо удивляют своей чистотой. Небо голубое. Воздух прозрачен, чист, влажен. До чего же сноровистой оказалась зима! Крепкими морозами прошлась она по заснеженным просторам. Солнышко засветилось в морозный день, и лес сразу преобразился.

– Сам художник рассказывает об истории создания картины так: “Было необычайное утро, казалось, что природа праздновала какой-то небывалый праздник, – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на зимнем снегу…”

б) Русская песня прославляет родную природу.

Загадка.

Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые,
Летом лохматые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят, там и шумят.

    (Береза)

    Песня русская в березках,
    Песня русская в хлебах
    На покосах, на морозах,
    На санях и на лугах.
    А слова ее простые
    Душу трогают до слез
    Столько песен у России!
    Сколько в рощицах берез!

Исполняем 1 куплет песни, в это время вывешивается плакат.

    Во поле береза стояла,
    Во поле кудрявая стояла
    Люли, люли, стояла (2 раза).

3. Проверка домашнего задания.

а) Учитель: Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа.

Прекрасна белая береза и в чистом поле, и па светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов такая картина запоминается на всю жизнь!

Ученик 1:

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

б) Учитель: Зацветает береза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у нее скромные появятся на березе желто-лимонные листья, – значит, сентябрь на дворе.

Плоды березы легко разносятся ветром. Она быстро идет в рост там, где на лесной вырубке еще не могут расти другие деревья, поэтому березу называют пионером лесов.

Ученик 2:

Люблю дымок спаленной жнивы.
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.

Ученик 3:

Ты до того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я не мыслим без твоей красы.

в) Учитель: И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты она отделяется тонкими, как бумага, слоями – народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Березовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи добывают скипидар, древесный спирт, уксус.

Ученик 4:

На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая березка –
Символ Родины моей.

Учитель: Нельзя представить себе жизнь наших предков без березы. Источником света им служила березовая лучина, которая много веков освещала их жилища. Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и сравнений. Где бы ты не был, всматриваясь в березовый лес, разглядывая летящие к небу стройные, белые стволы, ты всегда вспоминаешь нашу Родину.

Удивительна судьба русской березки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она – воин.

Ученик 5:

За селом, вдали, на перекрестке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал знакомые березки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня...
Возле тех березок подобрали
Чуть живым товарищи меня.

Ученик 6:

С той поры остались па березках
Черные глубокие рубцы,
С той поры с любовью о березках
Говорили часто мне бойцы;
– Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенес,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берез...

Ведущий: В грозные годы войны береза была символом непобедимой Родины.

Очень хорошо об этом рассказал в своем романе “Белая береза” М.Бубеннов.

“...Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешал с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели группы металла...

А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.

– Стоит! – изумленно пошептал Андрей. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие. И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы”.

Ученик 7:

Затихли военные грозы,
Свинцовый не цокает град,
Но горькие раны березы,
Как память о прошлом хранят,
Их ливни целуют косые,
Ласкают их ветры, труба,
Никто, никогда их, Россия,
Не в силах отнять у тебя,
Летела б во мраке планета.
И трудно бы людям жилось
Без этого доброго света
Исконных российских берез.

Учитель: Воспевали красавицу не только русские поэты. Дань восхищения отдавали ей многие поэты и писатели других национальностей.

А каких русских поэтов вы знаете? (С. Есенин, портрет.)

Ученик 8:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Сергей Александрович Есенин (1895–1925) родился в селе Константиново (ныне Есенино) на берегу Оки. Среди ребятишек был заводилой и драчуном.

Бабушка нежно любила внука, рассказывала ему сказки, но сказки с плохими концами. Серёжа не любил их и переделывал на свой лад. дед пел внуку песни старые. тягучие, заунывные, а по субботам и воскресеньям пересказывал ему содержание Библии. Читать Есенин научился в 5 лет, а к 9 годам начал писать стихи, подражая частушкам.

Когда Есенину исполнилось 17 лет, он уехал в Москву и поступил вольнослушателем в Университет Шанявского, но не закончил, а вернулся в деревню. “Учился много, но ничего не кончил”, – писал о себе поэт.

В начале 1916 г. вышел в свет первый сборник стихов Есенина “Радуница”, где поэт показал себя тонким лириком, мастером пейзажа, певцом крестьянской Руси, знатоком языка и народного характера.

Ученик 9:

Чую радуницу Божью
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью
Припадаю на траву.
Между сосен, между ёлок,
Меж берёз кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Иисус.

В 1918 г. началась скитальческая жизнь Есенина. И, наконец, в 1923 г. вернулся в Россию. 2 года спустя поэт трагически погиб в Ленинграде.

На родине поэта, в селе Константиново, Сергею Есенину поставлен памятник, а в его родном доме открыт музей. Приложение 1.

4. Знакомство с новым произведением.

а) Стихи писали и пишут многие. Но лишь избранным выпадает редчайшее счастье взволновать сердца людей, находить живой отклик своим мыслям и чувствам.

б) Есенина нельзя не любить. Природа в его стихах очеловечена, до всего как будто можно дотронуться, дотянуться.

Музыкальное сопровождение “Утро”.

На доске: “С добрым утром!”

Учитель. Можно ли сказать о настроении поэта? Какое оно?

в) Словарная работа.

Затон – длинный и мелкий речной залив (слово синоним – заводь).

Плетня – забор

г) Чтение стихотворения. (Плакат “Береза”.)

д) Беседа после чтения.

Учитель. Какое настроение? Были ли вы правы в своих предположениях?

Учитель. Прочитайте первые строчки. Как нужно прочитать?

Почему поэт говорит про звезды “задремали”? Как называется этот прием?

Найдите еще олицетворение?

Найдите слова, которые помогают почувствовать утренний ветерок?

Как показывает поэт, что утро действительно доброе?

Какую показывает природу?

Учитель. Если что-то сказочное? (Девушка – модница, крапива.)

1. Если бы было личико, какое было бы его выражение?

2. Какую интонацию мы выберем для чтения этой строфы?

5. Рисование.

Учитель. Мы много с вами сегодня говорили. Какое настроение у вас вызвал урок, понравилось? Давайте своим чувством, настроением нарядим нашу березку (дети раскрашивают листики по своему настроению). Приложение 2.

6. Итог. Заканчивая урок, мне бы хотелось песней о березе группы “Любе”. (Поет весь класс.) Приложение 3.

7. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение С. Есенина “С добрым утром!”.