Тема урока: "Темные пятна на страницах детских воспоминаний"

Разделы: Литература


Цели:

1. На примере героев повести Л. Н.Толстого “ Детство” показать сложность взаимоотношений детей разных социальных кругов.

2. Определить причины детской жестокости, проанализировать истоки возникновения чувства ложной солидарности.

3. Проанализировать особенности композиции главы “Ивины”, обратить внимание на художественный приём “автор-рассказчик-герой”, проанализировать понятие “переоценка ценностей”.

4. Воспитывать чувство сострадания, ответственности за содеянное, умение признавать ошибки, способность к исправлению.

Предварительная работа:

1. Прочитать полный текст повести “Детство”.

2. Подготовить выразительное чтение главы “Ивины”.

Ход урока.

Эпиграф: Грязная мука может испачкать всю стену, а маленький грязненький поступочек может испортить всё дело.

А. П. Чехов.

Человек есть не что иное, как ряд его поступков.

Гегель.

I. Вступительное слово учителя:

Одним из распространённых заблуждений считается, что людей можно поделить на определённые категории, что человек может быть или добрым, или злым, или умным, или глупым, или энергичным, или апатичным. Наверное, вы со мной согласитесь, что это далеко не так. В реальной жизни всё совершенно по– другому: в одном человеке могут уживаться диаметрально противоположные качества: нежность и грубость, ранимость и жестокость, неуверенность и развязность. Почему так происходит, что движет человеком в определённый период его жизни, когда человек преступает грань дозволенного, каково влияние окружающих на те или иные поступки — вот вопросы, на которые мы постараемся получить ответы. Путеводителем по уроку будет сегодня повесть Л. Н. Толстого “Детство”, точнее, глава из повести “ Ивины”.

Для всестороннего охвата проблем, предложенных для рассмотрения, создадим рабочие группы, которые проанализируют следующие вопросы:

1. Проанализировать портрет гувернёра Ивиных, выяснить, какова роль данного портрета в развитии сюжета.

2. Найти описание внешности Иленьки Грапа. Определить, каково отношение Николеньки и авторское отношение к мальчику.

3. Проанализировать поведение Иленьки в эпизоде с лексиконами, подумать, как можно было ему выйти из этой ситуации.

4. Определить, какие моменты повествования даны глазами ребёнка, а какие – взрослого человека.

2. Беседа по содержанию главы:

11. Что вы знаете о Ивиных из предыдущих глав?

2. Кто из семьи Ивиных производил на Николеньку наибольшее впечатление и почему?

3. Найдите слова и выражения, в которых Николенька выражает своё очарование Серёжей.

4 .Удивляет ли вас такое преклонение? Почему оно возникло?

5. Испытывали ли вы когда-либо подобные чувства к кому-либо?

6. Каково отношение Серёжи к Николеньке? Почему?

7. Как уже взрослый человек относится к тем чувствам и переживаниям, которые имели огромную власть над ним в детстве?

3. Сообщение первой группы “ Портрет гувернёра Ивиных.”

– Какова роль данного портрета в развитии сюжета?

– На каких чертах лица акцентирует наше внимание автор? Почему?

– В чём черты лица гувернёра “совпадают” с чертами лица Сережи?

Вывод: Действительно, гувернёр является зеркальным отражением Серёжи, мальчик перенял негативные черты: внешний блеск и внутренний холод – и невольно подражает гувернёру. Смотрите, какая получается ситуация: Николенька подражает Серёже, возведя его в ранг кумира, таким же кумиром для самого Серёжи является гувернёр.

– Что говорит по этому поводу Библия? ( Не создай себе кумира).

– Почему даже Библия предостерегает нас от создания идола, кумира?

4. Сообщение второй группы “Портрет Иленьки Грапа”.

– Какое впечатление вызывает описание мальчика, почему?

– О чём свидетельствует переоценка ценностей: взгляд на Иленьку глазами ребёнка и глазами взрослого человека?

– Заслуживает ли уважения ситуация, когда человек изменяет своё мнение, спустя определённое время?

5. Сообщение третьей группы “Поведение Иленьки в истории с лексиконами”.

– Найдите эпизод “Игра в разбойники”. Что поразило Николеньку в этом эпизоде?

– Какой фразой предваряется эпизод с лексиконами? Это произносит ребёнок или взрослый человек? Докажите.

– Что почувствовали участники эпизода? Какие слова и выражения подтверждают это?

– Смоделируйте ситуацию на себя. Как вы бы поступили в данной ситуации? А чтобы мы смогли “заслушать” обе стороны, разделимся: 1-й вариант выступит в роли Иленьки, а 2– й — в роли Николеньки.

– Как мог Иленька выйти из сложившейся ситуации?

Вывод: Современна ли данная ситуация? Можете ли вы привести примеры аналогичных случаев, произошедших с вами или с вашими знакомыми ?

– Что же нужно и можно сделать, чтобы избежать конфликтных ситуаций?

6. Сообщение 4-й группы: “Какие эпизоды главы даны глазами ребёнка, какие – взрослого?”

7. Высказывания учащихся.

Вывод: Итак, по прошествии лет герой-рассказчик переоценил произошедшее и пришёл к выводу, что и он, и участники событий были неправы. Как вы считаете, легко ли признавать свою неправоту?

– А вам приходилось признавать неправоту?

– Если бы участники этой истории встретились через несколько лет, смогли бы они открыто и дружелюбно поговорить? Почему?

Итог урока: Обратимся к эпиграфам, предложенным к уроку. Как вы понимаете их, как они соотносятся с проблемами взаимопонимания, умения прощать, поднятыми во время обсуждения?

Домашнее задание: Подготовить рассказ о случившемся от лица:

  1. Иленьки Граппа,
  2. Сережи.

ЛИТЕРАТУРА:

Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 7 класс./ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф. Гуголев, Н.Н. Кубышина, Т.Н. Пискунова.– М.: ООО “Генфальд”, 2000.