Цели урока:
- Образовательная:
- познакомить учащихся с биографией А.С.Пушкина;
- Развивающая:
- развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся;
- Воспитательная:
- воспитание чувства патриотизма и гражданского долга на примере поэтического наследия А.С.Пушкина;
- формирование культуры читателя с глубоким и вдумчивым отношением к прочитанному.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Все ли сегодня в классе?
II. Проверка домашнего задания
Ребята, дома вы должны были подготовить рефераты по биографии А.С.Пушкина.
- А сейчас вернемся немного в прошлое и вспомним: на какие периоды делится вся русская литература?
(Древнерусская(начало 11, конец 17 века), новая русская литература (начало 18 века по наст. Вр.)
- Какие произведения древнерусской литературы вы мне можете назвать? («Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Слово о полку Игореве, «Житие Сергия Радонежского»)
- Молодцы, ребята!
- Теперь вспомните мне писателей 18 века? (М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин)
- Отлично, ребята!
III. Объяснение нового материала
- Сегодня мы с вами переходим к изучению творчества писателей и поэтов 19 века, который принято считать «золотым веком»! Он охватывает весь 19 век, до начала 20 века.
- Как вы понимаете термин «золотой век»? (Классика, открытие новых направлений в русской литературе)
- 19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С.Пушкину.
- Ребята, как вы думаете, какие писатели и поэты относятся к 19 веку? (Ответы учащихся)
- К «золотому веку» мы отнесем таких поэтов и писателей как: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой. И.С.Тургенев.
- Центральной фигурой литературы 19 столетия, несомненно, является Пушкин А.С., наиболее ярко воплотивший облик человека, стремящегося к свободе. Поэт был романтичен, написанные им поэмы в немалой степени повлияли на отечественную и зарубежную культуру. И невзирая на столь великое влияние романтического направления, он вместе с А.С.Грибоедовым был родоначальником новой русской литературы как поэзии реальности.
- Ребята, что вы знаете о А.С.Пушкине из младших классов? (Ответы)
- Какие произведения А.СюПушкина вы мне можете назвать? («Руслан и людмила» «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Молодцы!
- Ребята, когда и где родился А.С.Пушкин? (6 июня 1799 года у отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны родился мальчик – будущий поэт Александр Сергеевич Пушкин)
- В семье Пушкина было четверо детей. Родители мало занимались ими. Балы, театры, разговоры о московских и парижских новостях занимали все время.
- Какой язык сначала усвоил маленький Саша и почему? (Главным языком в семье был французский, поэтому маленький Саша научился на нем говорить раньше, чем на родном русском)
- Кто занимался воспитанием Саши? (Воспитанием Александра занимались Мария Алексеевна,бабушка поэта, и Арина Родионовна, его няня. Эти две умные и добрые женщины были первыми воспитательницами Александра. От них он научился говорить по-русски, от них он впервые услышал народные песни и сказки. Именно эти женщины пробудили в нем любовь к народной культуре, ввели его в мир старины, народного быта и народной поэзии)
- В доме было много книг на французском языке. С 9 лет Пушкин свободно стал читать на этом языке. Памятью он обладал исключительной и уже в 11 знал наизусть многих французских поэтов.В московском доме родителей часто собирались известные писатели того времени: В.Жуковский, К.Батюшков, всегда присутствовал на таких встречах и дядя Пушкина Василий Львович Пушкин.
Пушкин Василий Львович (1766-1830) - дядя А.С.Пушкина. Поэт, переводчик, член литературного общества «Арзамас».
В 12 лет Александра отдают в Царскосельский лицей, который был создан по приказу царя. Лицей – это учебное заведение для дворянских детей, где мальчики получали образование государственных служащих. Поступление в Лицей – это важное событие в жизни юного Пушкина. Здесь он встретил своих лучших друзей: И.Пущина, А.Дельвига, Кюхельбекера, Яковлева.
- Шесть лет провел А.С.Пушкин в Лицее, здесь прошли его мальчишеские годы и началась бурная творческая деятельность юноши-поэта. Стихи стали самой сильной страстью Пушкина. Пушкин не сразу, но зато решительно оставил их всех позади себя. Товарищи безоговорочно признали его талант. В 1814 году впервые появилось в печати его стихотворение.
Приближались выпускные экзамены. Еще месяц – другой – и лицеисты покинут лицей. И каждый пойдет своей дорогой. Но какой же путь выбрать? Кем быть? Чиновником? Офицером? Или просто поэтом? Пушкин выбирает последнее.
- Ребята, что случилось с А.С.Пушкиным после лицея? Куда он попал? (Ответы)
Физкультминутка
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
- Пушкин в Михайловском
В 1825 году Пушкин попадает в ссылку в с. Михайловское, где постоянным собеседником поэта становится няня, Арина Родионовна. Ей он поверял написанное, и сам был внимательным слушателем. В одном из писем он пишет: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Никто не мог сказать, когда завершится ссылка. Особенно чувство одиночества обострялось в долгие зимние вечера. Можно себе представить, что в один из вьюжных одиноких вечеров и родилось стихотворение «Зимний вечер».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломкой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
… Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой по утору шла.
- Ребята, а вы знаете, как звали супругу Александра Сергеевича? (Наталья Николаевна Гончарова – жена А.С.Пушкина. У них было четверо детей)
- После ссылки он продолжил заниматься литературой.
- В 7 классе мы будем проходить такие произведения как: «Медный всадник», «Капитанская дочка», «Дубровский».
- Как же оборвалась жизнь Пушкина? (8 февраля 1837г. Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом и был смертельно ранен. 10 февраля он скончался)
IV. Закрепление нового материала
- Какую роль в жизни и творчестве А.С.Пушкина сыграли бабушка и няня?
- В какое учебное заведение был отдан Александр?
- Почему учеба в Лицее стала самым важным событием в жизни юного Пушкина?
- В каком селе А.С.Пушкин отбывал ссылку?
- Как погиб великий поэт?
(Ответы учащихся)
V. Подведение итогов
Выставление оценок. Комментарии.
VI. Домашнее задание
Прочитать дома «Песнь о вещем Олеге». Ответить на вопросы.
- Урок окончен. До свидания, ребята!!!