Цели:
- Подвести итог работы по микромодулю “ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА – ЧЕЛОВЕК”, в основу которого положен анализ произведений писателей 20 Обратить внимание учащихся на определение ситуаций, изображенных писателями, вникнуть в их смысл, почувствовать биение авторской мысли, любовь, ненависть, тревогу писателей.
- Развивать активную гражданскую позицию, довести до философского понимания данную тему: чтобы изменить этот мир, необходимо начать с себя.
Проблема урока: Когда человек стал (становится) ЧЕЛОВЕКОМ?
Методы и приемы:
- Объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ учителя, выразительное чтение отрывков из текстов, чтение наизусть, защита своих работ и др.).
- Репродуктивный (применение знаний на практике).
- Частично-поисковый.
- Исследовательский.
- Проблемный (через проблемные ситуации, домашнее задание).
Оборудование: выставка “Добро и зло”, иллюстрации к уроку мультимедиа презентация, экологические проекты, видеоряд к песне А. Розембаума «Охота на волков», эпизоды из фильмов «Плач волчицы», «Не стреляйте белых лебедей», эссе обращение к современнику
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Вступительное слово учителя
Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем? – спросили философа афиняне.
Я ищу человека, – ответил он.
Кого? Меня? Его?
Я ищу Человека, – повторил мудрец.
Английский драматург Бернард Шоу сказал: «Мы
уже научились летать в воздухе, как, птицы,
плавать под водой, как рыбы, теперь нужно
научиться жить на земле, как люди».
Писателю 20 века В. Распутину принадлежит фраза:
«Плохо, когда не подготовлен своему ремеслу
строитель, когда не обучен для боя воин… Но ещё
хуже, когда не состоялся человек».
Проблемный вопрос: Определите, в чем
смысл этих высказываний, и какая связь между ее
авторами?
Действительно, проходят годы, века, а мечта о
совершенном человеке не осуществляется. Ответ на
вопрос, как сохранить в себе духовную и
нравственную чистоту искали многие мыслители.
Сегодня я приглашаю вас в творческой
мастерской присоединиться к диалогу с
писателями 20 века В. Астафьевым, Б. Васильевым и
нашим соотечественником Ч. Айтматовым
– Попробуйте сами сформулировать тему урока.
Запись темы урока.
Эпиграфы:
Человек – сын природы.
В.А.Сухомлинский.
Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящее лицо.
М.Пришвин.
Быть человеком – значит чувствовать свою ответственность.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Эти эпиграфы не случайны, поскольку цель
урока – вместе с писателями распутать
тот узел, в котором туго стянуты воедино добро и
зло, честь и бесчестие, милосердие и жестокость,
ответственность и вседозволенность.
Раскрыть, какие проблемы современности
поднимают авторы. Ну и ответить на главный
вопрос: Что значит: быть на Земле Человеком?
Как жить, как мыслить, как любить и как изменить
этот мир? Что такое человек не как личность, а как
часть природы?
Работа для исследования была распределена на три группы, кроме того, что вы прочитали произведения, вам необходимо было найти факты потребительского и жестокого отношения человека к природе, созвучно с темой романа, над которым вы работали, выполнить иллюстрации к роману «Человек и зверь», изготовить макет «Добро и Зло», написать эссе – обращение к современнику
– Итак, мы начинаем. По ходу работы заполняем две таблицы «Добро и зло», «Человек и зверь».
3. Первый этап. Литературное обозрение (вопросы на карточках для каждой группы)
1 группа: Б.Васильев. “Не стреляйте в белых лебедей”
– Расскажите о главном герое Егор
Полушкине?
– Как называла его жена, односельчане? Почему?
– Как относился к делу Егор? Почему же на работе
его не понимали?
– Как реагировал Егор на насмешки и упреки?
– Когда Егор почувствовал себя настоящим
счастливым человеком?
– Найдите в тексте эпизод, зачитайте
Чтение отрывка:
Егор упорно чистил лес, прорубал заросшие просеки, стаскивал в кучу валежник и сухостой. Он соорудил шалаш, где жил вместе с Колькой, чтобы не тратить зазря время на поездки домой. И все равно времени ему не хватало, и он был счастлив оттого, что ему не хватает времени, и если бы сутки были вдвое длиннее, он бы и тогда загрузил их от зари до зари. Он работал с азартом, с изнуряющим, почти чувственным наслаждением и, засыпая, всегда успевал подумать, какой он счастливый человек.
– Какую главную цель преследовал герой
свое деятельностью?
– Какие главные ценности были важны Егору? А
людям в деревне?
– Какая трагедия случается с Егором?
– Для чего люди убили лебедей?
– Как описана сцена убийства Егора?
Просмотр эпизода из фильма «Не стреляйте белых лебедей».
– Символом чего являются лебеди? (Чистоты,
целомудрия благородства святая птица)
– Что олицетворяет в романе убийство лебедей?
Коллективное заполнение таблицы «Человек – зверь».
– Какими мы видим человека и зверя в этом романе?
2 группа: новелла из романа В.П.Астафьева. “Царь-рыба”
– Расскажите о Командоре, на что указывает
отсутствие имени героя?
– Как относился герой к людям, как складываются
его отношения с братом?Что является главной
причиной раздора с братом?
– Какой случай из жизни Командора лежит в основе
новеллы?
– Почему Командор не зовет на помощь брата.
Найдите в тексте ответ.
– За какие грехи наказывает героя Царь-рыба?
– Что заставляло Командора заниматься
браконьерством?
– Сознает ли это герой?
– Какой герой противопоставлен Командору в
романе?
– Чем отличается он от Командора?
Коллективное заполнение таблицы «Человек – зверь».
– Какими мы видим человека и зверя в этой новелле?
3 группа: сага о волках из романа «Плаха» (Приложение 1)
– С чего начинается повествование в романе
«Плаха» ?
– На что настраивает начало романа читателя?
Примерный ответ:
Вступительная глава, знакомящая нас с семейством волков, прячущихся от грохота вертолета, от адского шума которого сотрясается степь, является и прологом к истории волчицы Акбары, и ключом ко всему повествованию.
– Как описывает автор волков их отношения к
потомству, друг другу?
– Какие средства выразительности использует
автор в их описании? Найдите в тексте
Прислушиваясь к тому, что творилось помимо воли в ее ожившей утробе, Акбара заволновалась. Сердце волчицы учащенно заколотилось – его наполнили отвага, решимость непременно защитить, оградить от опасности тех, кого она вынашивала в себе. Сейчас она бы не задумываясь схватилась с кем угодно. В ней заговорил великий природный инстинкт сохранения потомства. И тут же Акбара почувствовала, как на нее горячей волной нахлынула нежность – потребность приласкать, пригреть будущих сосунков, отдавать им свое молоко так, как если бы они уже были под боком. То было предощущение счастья. И она прикрыла глаза, застонала от неги и томно, медленно-медленно потянулась всем телом, насколько позволяло логово, и, окончательно успокоившись, снова придвинулась к своему сивогривому Ташчайнару.
– Как волки оказались в горах? Ведь волки не
живут в горах?
– Какие испытания выпали на долю волчьей стаи
(часть 1 глава 3)
– Расскажите о гибели второго выводка в
приалдашских степях. (2 часть, 5 гл.)
– Чем окончилась третья попытка продолжения
рода? (3 часть 5-6 гл.)
– Случайно ли введены в роман волки?
– Как переводятся их имена? Символом чего
является волчья пара?
Примерный ответ: Айтматов хотел
показать, что с образами волков связана в романе
и проблема человечности. Волки не просто
очеловечены, они наделены высокой нравственной
силой, благородством. Именно в Акбаре и
Ташчайнаре олицетворено то, что издавна присуще
человеку: чувство любви к детям, тоска по ним.
Причем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а
как бы озарены сознанием. Глубоко человечна и
высокая, самоотверженная верность друг другу,
которая определяет все поведение Акбары и
Ташчайнара.
Волки выбраны потому, что у них неистребимая
сила, неиссякаемая жизнеспособность. Они
поставлены над другими обитателями природы, и
если им грозит уничтожение, то, что говорить о
других представителях природы.
– О людях Айтматов иронично восклицает: «Люди,
люди! Человекобоги!»
– Что звучит в этих словах.
Просмотр эпизода финала фильма «Плач
волчицы».
Заполнение таблицы характеристику человеку и
зверю.
– Дайте характеристику человеку и зверю в этом романе.
4. Подведение итогов по первой части урока
– Посмотрите на таблицу, сформулируйте
самостоятельно вывод. С какой целью мы ее
построили?
– Чем отличается по своей природе человек от
зверя?
– Какой прием лежит в основе нашей работы?
– Кем возомнил себя человек?
5. Экологическое обозрение. Реализация домашнего задания
– Вам необходимо было найти факты потребительского и жестокого отношения человека к природе, созвучно с темой романа, над которым вы работали
- 1 группа: браконьерство на реках, озерах;
- 2 группа: запрещенная охота на птиц;
- 3 группа: запрещенная охота зверей;
– Только лишь жадность и алчность и жажда наживы движет человеком?
«Человек единственное животное, которое убивает ради удовольствия». Б.Шоу
– Согласны вы с писателем? Какие развлечения
придумал себе человек, наслаждаясь кровью и
муками животных
6. Презентация песни Розембаума «Охота на
волков»
– Как перекликается тема песни с нашей беседой?
– Какое впечатление вызвали у вас кадры?
– Что больше всего поражает?
– Еще раз обратите внимание на нашу таблицу
(Проанализировать отрицательные эпитеты в
колонке ЗВЕРЬ)
Почему природа может быть….(перечислить
отрицательные эпитеты)
7. Обобщение. Составление таблицы «Добро и зло»
– Напишите по группам имена героев, разделяя их
на круг добра и зла
– Почему на плахе оказываются невиновные
люди: Авдий, Бостон, Егор, ребенок? Чего больше?
Почему? (Природа обязательно отомстит человеку
за причинённый ей вред. Только неразумная, она не
выбирает объект мести, а мстит слепо: её кара
падёт как на виноватых (Базарбай, заслуживший
кару), так и на невиновных (маленький ребёнок).
– Неужели ЗЛО всесильно и непобедимо? (Зло
всегда порождает только зло)
– Каким же путем можно побороть зло?
– Почему роман Васильева кончается
повествованием о Кольке, сыне Егора? (Каждый
может воспитать в себе нетерпимость ко злу,
способность открыто выражать свою точку зрения,
умение найти единомышленников. И, если
большинство будет отстаивать на земле добро,
восхождение на плаху не понадобится).
8. Творческая мастерская
– Дома вы попытались образно изобразить добро, зло и составить письмо-обращение к современнику
Как это у вас получилось?
- 1 группа – защита рисунков;
- 2 группа – защита икебаны;
- 3 группа – письмо современнику
9. Выводы
– Какие проблемы ставят авторы в романах ?
– Что является источниками зла, жестокости?
– Актуальны ли эти проблемы сегодня?
– Прочитайте еще раз эпиграфы к уроку, какой
эпиграф, на ваш взгляд, более полно раскрывает
содержание нашего урока?
– Ваши отзывы об уроке, что вы вынесете сегодня с
этого урока?
10. Заключительное слово учителя
– Есть люди, от которых всегда идет свет и тепло. Встречаясь с таким человеком как Аким, Егор, поневоле приободряешься и вспоминаешь слова Достоевского: «Красота спасет мир». А красота – это все, что нас окружает и что нас наполняет. Eсли вы хотите изменить мир – начните с себя!
– Вы, ребята, заканчиваете школу, стоите на пороге новой жизни, хочется, чтобы в дорогу вы взяли ту частичку добра, о которой сегодня говорилось на уроке. Это и будет вам лучшей оценкой за урок.
11. Домашнее задание: сочинение-эссе “Начать с себя!”