Тема: “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
Цель: показать своеобразие произведения автора, истоки которого уходят к истокам народной поэзии.
Задачи:
- Показать особенности поэмы как лиро-эпического жанра и её связь с фольклором;
- Показать мастерство Лермонтова-художника слова, особенности использования тропов в поэме;
- Обсудить особенности русской жизни в историческую эпоху царствования Ивана Грозного; взаимоотношение опричников и простого народа, воспитание;
- Обсудить проблему долга и чести в поэме;
- Учить учащихся работать в группах постоянного и сменного состава.
Оборудование:
- Столы расставлены на 4 группы.
- Задания для групп постоянного и сменного состава.
- Карточки для супер-блица.
- Иллюстрации к поэме “Песня про…”.
- Листки бумаги.
Эпиграф к уроку:
“Какая точность и определённость в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность”.
В.Белинский
Ход урока
Слово учителя:
В.Белинский так определил поэзию М.Ю.Лермонтова: “Какая точность и определённость в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность”. Каждый из нас может подтвердить эти слова. Эти слова подтверждает и поэма, которую вы прочитали дома. “Песня про…” – поэма об историческом прошлом Руси, поэма, показывающая нам картины быта XVI века, когда на Руси царствовал Иоанн IV, прозванный Грозным. Зачем же обращается поэт XIX века к столь далёким событиям, что хотел сказать читателям своей поэмой? Об этом пойдёт сегодня речь.
Но прежде вспомним ту эпоху, литературные особенности.
I. Проверка домашнего задания
.Класс был разделён предварительно на группы “историков”, которым было предложено подготовить рассказ об эпохе царствования Ивана Грозного, дать понятие об опричнине, опричниках…, “литературоведов”, которым нужно было подобрать материал о художественном своеобразии поэмы. “Художникам” предлагалось подобрать иллюстрации к поэме, на примере которых показать своеобразие поэмы в живописи, рассказать об известных художниках, иллюстрировавших поэму и группу “Читатели”. Они должны поведать о своих чувствах, мыслях которые возникли при чтении.
– Идёт выступление групп (3–5 мин. каждая)
Примерные ответы учащихся:
“Историки”.
Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. Он принял царский титул, сделавшись таким образом, первым русским царём. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, при его правлении русские перешагнули через Урал и расселились в Сибири. Но при нём же русский народ встретился с невероятной жестокостью, деспотизмом, с так называемым, террором.
“Иван Грозный, когда начались неудачи, покинул Москву, объявил, что собирается отречься от престола. Но после уговоров вернулся на царство, вытребовав себе особые полномочия. С этого времени вся Русь разделилась на две части: “земщину”, где продолжали существовать старинные государственные учреждения и “опричнину” – здесь власть царя была безраздельна. К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Отошла в опричнину и находившаяся к западу от Кремля часть Москвы. Царю удалось создать преданное ему войско, члены которого назывались опричниками. Отряды опричников разъезжали по земщине и безнаказанно совершали грабежи и убийства. В своих чёрных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на “земских” ужас. Песья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, а метла – готовность вымести всю “измену” из государства.
Иван Грозный добился главного – ему удалось стать полным самодержцем в своём государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. (При нём варили в кипятке, жарили заживо, резали на куски людей).” [ 1]
Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного сына. После него осталась разорённая и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе.
“Литературоведы”
Поэма “Песня про…” – романтическая национально-историческая поэма, написанная в фольклорной традиции. Попробуем это доказать.
В центре романтические характеры – Кирибеевич и Калашников. Каждый герой – носитель романтической страсти. Калашников отстаивает свою честь, Кирибеевич борется за свою любовь. Структурный основной элемент, как и во многих романтических поэмах, – поединок. В этой поэме – бой равных. Калашников побеждает, потому что это является типичным фольклорным разрешением конфликта. Степан представлен нам русским богатырём, честным, отважным, сильным духом.
Исторической поэма является потому, что рассказывает об определённой исторической эпохе русского государства, действующими лицами являются исторические лица, показаны реалии жизни того загадочного времени и быта. Например: Иван Грозный, опричник, показано купечество, семейная жизнь Степана Калашникова…
Фольклорные традиции прослеживаются в манере повествования. Ведут рассказ гусляры, которые на Руси всегда являлись хранителями преданий, носителями народного сознания. А также есть запев в поэме:
Ох, ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы…
Припев:
Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте – дело разумейте1..
Концовка:
Красно начинали – красно и кончайте,
Каждому правдою и честью воздайте.
Тароватому боярину слава!
И красавице боярыне слава!
И всему народу христианскому слава!
Нетрудно заметить, что песенным ритмом проникнута вся поэма. Лермонтов создаёт оригинальную ритмическую систему стиха, использует языковые средства, которые сближают с фольклорным началом произведение, такие, как: устаревшая лексика, просторечные обороты, обращения, олицетворения, постоянные эпитеты и другие.
В поэме Лермонтов поднимает такие проблемы, как: проблемы чести, свободы, протеста против несправедливости, проблему правды, семейных взаимоотношений.
Тема же произведения заложена в названии.
“Художники – искусствоведы”.
Многие русские художники иллюстрировали поэму Лермонтова “Песня про…”. Наиболее известны нам картины И.Билибина, В.Васнецова, В.Кустодиева, В.И.Сурикова.
Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) – один из лучших иллюстраторов русских сказок, произведений русских писателей конца 19-начала 20 века. Родился он в Петербурге. С 1895 года посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств, в 1898 году учился в студии А.Ашбе в Мюнхене, где в то время получали образование многие русские живописцы и графики. Затем поступил в мастерскую И.Репина. Был членом объединения “Мир искусства” Летом 1899 года Билибин отдыхал в небольшой деревушке в Тверской губернии. Здесь от местных крестьян он услышал старинные русские предания о богатырях, волшебных зверях и птицах, непосредственно познакомился с произведениями декоративного народного искусства. Под впечатлением всего услышанного и увиденного художник создал первые акварели к “Сказке об Иване–царевиче, Жар-птице и о Сером волке”, “Царевне-лягушке” и другие. Рисунки так понравились и специалистам, и широкой публике, что Экспедиция заготовления бумаг решила выпустить серию сказок с иллюстрациями Билибина. Именно в это время сформировался билибинский стиль. Художник стремился к ансамблевому решению книги, а не к выполнению отдельных рисунков. Поэма М.Лермонтова не стала исключением. Мы видим серию иллюстраций к поэме, на которых изображены разные эпизоды. Например: “Бой с Кирибеевичем”, “Кирибеевич и Алёна Дмитриевна” и другие.
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) – русский живописец, график, архитектор.
Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии, в семье сельского священника. По настоянию родителей он учился в духовном училище, а потом в семинарии. В 1867 г. Васнецов оставил семинарию и уехал в Петербург, начал учиться в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Деньги для поездки предприимчивый юноша получил, написав две картины маслом и разыграв их в лотерею.
В 1868 поступил в Академию художеств, познакомился с И.Репиным, И.Крамским и другими художниками. В 1878 г. Он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Ранние картины Васнецова представляли собой жанровую живопись, которая тогда пользовалась большой популярностью.
В 1876-1877 гг. Васнецов работал во Франции, где создал эскиз к будущему шедевру “Богатыри”.
В 1878 г. Васнецов переехал в Москву, и в его творчестве появились новые темы: русская история, былины, народные сказки. В это время появляются такие полотна, как: “После побоища Игоря Святославича с половцами”, “Алёнушка”, “Витязь на распутье”. А в 1891 году появляются картины, иллюстрирующие поэму М.Лермонтова “Песня про…”. Перед нами эпизод “Бой Калашникова с Кирибеевичем”
Эпизод боя не оставил равнодушным и другого известного художника – Бориса Михайловича Кустодиева. (1878-1927)
Кустодиев родился в Астрахани, в семье преподавателя духовной семинарии. Через всю жизнь пронёс любовь к Поволжью – краю, где прошли его детство и юность. В 1893-1896 гг. Кустодиев занимался в студии местного живописца. Окончив в 1896г. Духовную семинарию, он приехал в Петербург и поступил в Академию Художеств, а в 1898 г. Был принят в мастерскую И.Репина.
Дипломная работа “Базар в деревне” (1903) дала художнику право на заграничную поездку. В 1907 г. Кустодиев стал членом Союза русских художников, а в 1911, также как и Билибин, вошёл в объединение “Мир искусства”.
В 1909 Кустодиев получил звание академика живописи, но тяжёлая болезнь – туберкулёз позвоночника заставила его отправиться на лечение в Швейцарию.
Во второй половине 20-х гг. художник занимался преимущественно книжными иллюстрациями и театральными работами. В 1926 г., за год до смерти, Кустодиев выполнил свою последнюю, большую работу “Русская Венера”, которая стала своеобразным итогом его исканий идеала красоты.
Суриков Василий Иванович (1848-1916), наш земляк, известен такими полотнами, как: “Утро стрелецкой казни”, “ Боярыня Морозова”, запечатлел момент казни. Вглядываясь в картину художника, вспоминаются слова “Песни…”:
Как на площади народ собирается,
Заунывный гудит-воет колокол,
Разглашает всюду весть недобрую.
По высокому месту лобному
Во рубахе красной с яркой запонкой,
С большим топором навостренныим,
Руки голые потираючи,
Палач весело похаживает,
Удалого бойца дожидается,
А лихой боец, молодой купец,
Со родными братьями прощается...
II. Деловая игра
После краткого анализа выступлений групп, переходим к работе в группах сменного состава в форме “вертушки”.[2] Каждый учащийся выбирает “маршрутный лист”, в которых указаны номера столов и ходов, т.к. в ходе работы дети совершают переходы от одного игрового стола к другому. На столах устанавливаются таблички: “А”, “Б”, “В”, “Г”. На каждом столе к началу урока лежат задания для групп. Группа выбирает любой вопрос из предложенных, обсуждает его 2 минуты, затем все группы дают ответы на свои вопросы. После чего учащиеся переходят к другому столу, указанному в маршрутном листе. В группах постоянно сидят помощники, которые фиксируют ответы учащихся в группах, в конце работы выбираются лучшие ребята для проведения игры “ О, счастливчик”.
Рабочий материал для групп:
Блок “А”
Художественное своеобразие поэмы, проблематика.
- Какова главная проблема поэмы? Для чего поэт обращается к ней?
- Почему М.Лермонтов выбирает форму песни, близкой к былине? Докажите близость произведения М.Лермонтова к фольклору.
- Как понимает защиту чести каждый из героев? Чьи представления о чести и нравственности близки нам сегодня?
- Какие уроки для понимания подлинно человеческих отношений мы извлекаем из лермонтовской поэмы7
- Назовите тему “Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
- Вспомните сюжет “Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
Блок “Б”
Герои поэмы.
1. Раскройте образ Калашникова, используя вспомогательные вопросы.
Как Лермонтов описывает Калашникова?
Как ведёт себя Калашников в семье?
Почему он просит братьев “помолиться за его душу грешную” В чём его “грех”?
Почему “Песня…” заканчивается не казнью, а описанием могилы Калашникова?
Какое значение имеют картины XVI века для раскрытия характера Калашникова? Какими качествами должен обладать человек, чтобы в этих условиях отважиться защищать свою честь перед всем народом7
2. Охарактеризуйте героя поэмы Кирибеевича. (Можно использовать вспомогательные вопросы.)
Каково отношение гусляров к Кирибеевичу в начале поэмы?
Когда меняется тон гусляров по отношению к Кирибеевичу и почему?
С каким чувством описана смерть Кирибеевича?
3. Сколько в поэме положительных героев? (Доказать текстуально.)
4. Почему в заглавии не указано имя героини? Дайте свою оценку этому герою поэмы.
5. Как характеризуется в поэме царь Иван Васильевич? (Почему не Иван Грозный?)
6. Кто из героев оказался в исключительной ситуации и как он из неё вышел?
Блок “В”
- Какие сцены поэмы проиллюстрированы художниками? Расскажите, что вы знаете об этих художниках.
- Какие изобразительно-выразительные средства языка использует М.Лермонтов в поэме “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Приведите примеры.
- Какова роль пейзажа в произведении Лермонтова М.Ю.? Зачитайте эпизоды из текста.
- Можно ли “Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” назвать поэмой? Докажите.
- Вспомните сюжет “Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
- Определите значение слов: опричник, своеволие, простоволосая, гостиный двор, охульник.
Блок “Г”
“А как в жизни?..”
1. Разрешите ситуацию.
Задеты честь и достоинство человека и его близких. Существует несколько способов защиты чести, но в каждом из них необходимо обнародовать случившееся, т. е. разгласить семейную тайну. Как должен поступить настоящий мужчина? Есть ли подобная ситуация в поэме М.Лермонтова?
2. Разрешите ситуацию.
Человек привык быть активным. У него есть воля, сила, чувство уверенности в себе. Появилась цель, достижение которой имеет для него особенное значение. Все ли средства хороши для этого? Что является нравственной чертой, границей, которую никому не позволено переступать? Есть ли в поэме Лермонтова герой, переступивший в своих действиях нравственную черту?
3. Разрешите ситуацию.
По мнению учёных-историков, образ Грозного сложен. Царь казнит Калашникова после того, как тот убивает Кирибеевича, не зная причины этого убийства – оскорбление жены купеческой. Он обещает позаботиться о семье Калашникова, но в то же время его слова пронизаны жестокостью к осуждённому: “Я топор велю наточить-навострить…”
Таким образом, царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову. Согласны ли вы с этим суждением?
4. Разрешите ситуацию.
Кирибеевич влюблён в Алёну Дмитриевну. Можно ли назвать настоящей, истинной любовь Кирибеевича? А любил ли её муж? Докажите свои мысли.
5. Выберите из текса поэмы исторические детали. Назовите их.
III. Игра “О, счастливчик”.
Консультанты каждой группы выбирают лучших знатоков произведения М.Лермонтова (всего 4 человека) и предлагают им сыграть супер-блиц “О, счастливчик”, абсолютным победителем становится тот, кто ответит без ошибок на 10 вопросов. Учащиеся могут воспользоваться 3 подсказками: помощь друга, 50/50, помощь класса. Примерные вопросы [7]:
1. В каком веке происходят события в поэме “Песня про купца Калашникова…”
А) XV в.
Б) XVI в.
В) XVII в.
Г) XVIII в.
2. Кто стоит на пиру позади царя?
А) Стольники
Б) Сплетники
В) Сводники
Г) Сокольники
3. Что Кирибеевич попросил у царя?
(А) Сосватать его.
(Б) Дать должность при дворе.
(В) Отпустить в монастырь.
(Г) Отпустить сражаться с басурманами.,
4. Как звали старую работницу в семье?
(А) Елисеевна.
(Б) Еремеевна.
(В) Егоровна.
(Г) Евстигнеевна.
5. Где в Москве происходили кулачные бои?
(А) На Соборной площади.
(Б) На Каменном мосту.
(В) На Москве-реке.
(Г) В Александровском саду.
6. Какая дорога не проходила возле могилы купца Калашникова?
(А) Владимирская.
(Б) Киевская.
(В) Суздальская.
(Г) Тульская.
7.Что такое аргамак?
(А) Конь.
(Б) Оружие.
(В) Одежда.
(Г) Напиток.
8. Какого цвета традиционно была одежда палача?
(А) Белого.
(Б) Черного.
(В) Красного.
(Г) Голубого.
9. Где происходят события в первой части поэмы
(А) В Зимнем дворце/"
(Б) В Кремле.
(В) В Коломенском.
(Г) В Белом доме.
10. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?
(Б) С ЯХОНТОМ.
(В) С бирюзой.
(Г) С жемчугом.
11. Какой особый знак принадлежал опричникам?
(А) Метла и собачья голова.
(Б) Черная лента через плечо.
(В) Ястреб на левом плече.
(Г) Перстень с изображением волчьей морды.
12. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?
(А) Царского суда.
(Б) Немилости мужа.
(В) Людской молвы.
(Г) Лютой смерти.
13. Каков размер места, огороженного для поединка (приблизительно)?
(А) 100 метров.
(Б) 20 метров.
(В)300 метров.
(Г) 50 метров.
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание: составить кроссворд по поэме (по желанию).
Написать сочинение на тему: “ Над чем меня заставила задуматься “Песня про купца Калашникова…”.?”
Литература
- Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: “ВАКО”, 2002, с.73.
- Васильева В.В., Пищева Г.Н. Современные открытые уроки русского языка. 5 класс (Серия “ Школа радости”) – Ростов н/Д: “Феникс”, 2002, с.207.
- Коровина В.Я., Меркин Г.С. Рабочая тетрадь №2 по литературе для учащихся 7 класса. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.
- Критарова Ж.Н. Конспекты уроков для учителя литературы: 7 кл.: Пособие для учителя. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
- Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ авт.-сост. В.Я.Коровина. – 12-е изд.- М.: Просвещение, 2005
- Нестандартные уроки литературы. 5-7 классы. Авт.-составитель:И.В.Булгакова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003, с. 341.
- Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н.Литература: Русские и зарубежные произведения: Игровые уроки. 7 класс - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002, с. 13.
- Ушакова О.Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005.