Цели и задачи Мастерской
- Расширять представление о понятии героизма через проблемное прочтение литературного материала, начиная от древнегреческой мифологии до произведений современных авторов.
- Учить созданию словесного портрета героя.
- Развивать речь учащихся, мышление, ассоциативную память, творческие способности.
- Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, патриотизма; формировать положительное отношение к высоким нравственным ценностям.
Оборудование:
- тексты мифов Древней Греции (книжная выставка),
- форматы А-4,
- фломастеры,
- цветные карандаши,
- иллюстрации на доске,
- набор заданий для каждой группы.
Время проведения: 90 минут
Ход мастерской
Жеребьевка.
Учитель предлагает ребятам подойти к столу и взять билет, на котором написано название группы: “Олимпийцы”, “Титаны”, “Пегасы”, “Нимфы”, “Кентавры”. Затем все рассаживаются по группам.
Методические комментарии: Названия групп носят абстрактный характер, никакой смысловой нагрузки, обуславливающей деятельность группы, они не имеют. Это просто способ разделить детей на группы произвольно, без участия в делении личностного фактора. Но все же, после того, как ребята расселись, мы просим их коротко объяснить, кто такие Олимпийцы, Кентавры, Нимфы, Пегасы, Титаны.
Задание 1
Учитель записывает в центре доски слово “подвиг”. Каждая группа должна растолковать это на уровне ассоциаций.
Методические комментарии: дети называют ассоциирующиеся слова, а учитель записывает эти слова на доске, располагая их вокруг слова “подвиг”.
Обратная связь: подвиг – поступок, решение, хороший поступок, борьба, страшно, смерть, кровь, торжество, победа, награда, удовлетворение, боль, воин, Геракл, Иисус Христос и т.д.
Задание 2
Социоконструкция (работа в группе).
Методические комментарии: Предлагая учащимся прочесть текстовый материал, мы ориентируем их на то, что каждый вначале читает текст самостоятельно, бегло, а затем с карандашом в руках, подчеркивая или выделяя те моменты, которые с их точки зрения являются важными. Затем ребята обмениваются мнениями внутри группы, создавая единый продукт (ответ).
Задание для 1-й группы
Прочитать отрывок из предложенного произведения и, анализируя текст, составить мнение о том, ради чего люди совершают подвиг?
“Он любил людей и думал, что может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня… А они, увидев это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись его очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы им легче было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…
Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлеталась от свете его и там глубоко в лесу, дрожащая пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
– Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям”
(М. Горький, “Старуха Изергиль”)
Обратная связь: “Ради конкретных людей, ради своего племени, его свободы и жизни”.
Методические замечания: Поскольку общее эмоциональное мнение групп совпадает в том, что подвиги совершаются ради высоких идеалов, то мы приводим лишь ту часть ответов детей, которая относится именно к данному отрывку.
Задание для 2-й группы
Прочитать отрывок из предложенного произведения и, анализируя текст, составить мнение о том, ради чего люди совершают подвиг?
Булат Окуджава “Бумажный солдат”
Один солдат на свете жил,
Красивый и отважный,
Но он игрушкой детской был,
Ведь был солдат бумажный.Он переделать мир хотел,
Чтоб был счастливым каждый,
А почему? А потому,
Что был солдат бумажный.А он, судьбу свою кляня,
Не тихой жизни жаждал
И все просил: “Огня! Огня!”,
Забыв, что он бумажный.А сам на ниточке висел,
Ведь был солдат бумажный.
Не доверяли вы ему
Своих секретов важных,В огонь? Ну что ж! Иди! Идешь?
И он шагнул однажды.
И там пропал он ни за грош,
Ведь был солдат бумажный.
Обратная связь: “Ради себя и всех живущих на Земле. Ведь солдатик просто не мог жить иначе, его душа требовала этого поступка. Он жил по принципу: “Если не я, то кто же?…”
Задание для 3-й группы
Прочитать отрывок из предложенного произведения и, анализируя текст, составить мнение о том, ради чего люди совершают подвиг?
Юлия Друнина. Поэма “Зинка”
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со Славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
Обратная связь: “Для того, чтобы вывести свой батальон из окружения, чтобы не попасть в плен, чтобы сражаться до конца”.
Задание для 4-й группы
Прочитать отрывок из предложенного произведения и, анализируя текст, составить мнение о том, ради чего люди совершают подвиг?
“Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже козаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на низ сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана.
– Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, что есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..
А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!”
(Н.Гоголь, “Тарас Бульба”)
Обратная связь: “Ради братьев своих козаков, ради православной веры”.
Задание для 5-й группы
Прочитать отрывок из предложенного произведения и, анализируя текст, составить мнение о том, ради чего люди совершают подвиг?
“После первого подвига Эврисфей послал Геракла убить лернейскую гидру. Это было чудовище с телом змеи и девятью головами дракона. Как и немейский лев, гидра была порождена Тифоном и Ехидной. Жила гидра в болоте около города Лерна и, выползая из своего логовища, уничтожала целые стада и опустошала окрестности. Борьба с девятиголовой гидрой была опасна, потому что одна из ее голов была бессмертна. Отправился в путь Геракл с сыном Ификла Иолаем. Придя к болоту у города Лерны, Геракл оставил Иолая с колесницей в ближайшей роще, а сам отправился искать гидру. Он нашел ее в окруженной болотом пещере. Раскалив до красна свои стрелы, стал Геракл пускать их одну за одной в гидру. В ярость привели гидру стрелы Геракла. Она выползла, извиваясь покрытым блестящей чешуей телом, из мрака пещеры, грозно поднялась на своем громадном хвосте и хотела уже броситься на героя, но наступил ей сын Зевса ногой на туловище и придавил к земле. Гидра обвилась хвостом вокруг ног Геракла и старалась свалить его. Как непоколебимая скала стоял герой и взмахами своей тяжелой палицы одну за другой сбивал головы гидры. Как вихрь свистела в воздухе палица, слетали головы гидры, но она все-таки была жива. На месте каждой сбитой головы у гидры вырастали две новые. Явилась и помощь гидре. Из болота выполз чудовищный рак и впился своими клешнями в ногу Геракла. Тогда герой призвал на помощь Иолая. Иолай убил чудовищного рака, зажег часть ближней рощи и горящими стволами деревьев прижигал гидре шеи, с которых Геракл сбивал головы. Новые головы перестали вырастать у гидры. Все слабее и слабее сопротивлялась она сыну Зевса. Наконец и бессмертная голова слетела у гидры. Чудовищная гидра была побеждена и рухнула мертвой на землю. Глубоко зарыл ее бессмертную голову победитель Геракл и навалил на нее громадную скалу, чтобы не могла она опять выйти на свет. Затем рассек герой тело гидры и погрузил в ее ядовитую желчь свои стрелы. С тех пор раны от стрел Геракла стали неизлечимыми. С великим торжеством вернулся Геракл в Тиринф. Но там ждало его уже новое поручение Эврисфея.”
(Мифы. Второй подвиг Геракла).
Обратная связь: “Геракл хочет противостоять гидре, которая уничтожала людей, стада овец, опустошала окрестности и разрушала города”.
Методические комментарии: Мы настаиваем на том, чтобы все тексты были озвучены детьми, прежде чем они будут высказывать свое мнение, т.к. у шестиклассников читательский опыт не столь велик, а для анализа предлагаются тексты, не входящие в программу 6-го класса. Итак, один ученик из группы озвучивает текст, а другой высказывает общее мнение группы.
Задание 3
Тексты, проанализированные детьми, лишь малая часть огромного литературного материала, который уместно вспомнить. Поэтому мы даем следующее задание: Назовите еще героев в литературе и в жизни, которые совершили подвиг, коротко скажите ради чего подвиг был ими совершен. Учитель делает записи на доске.
Обратная связь: Илья Муромец – ради Родины, Жилин (“Кавказский пленник” Л.Н. Толстого) – ради собственной свободы, Элиза (“Двенадцать лебедей” Х.К. Андерсена) – подвиг любви, Соловей (“Роза и соловей” О.Уальда) – подвиг служения красоте, Алия Молдагулова, Маншук Мамедова – на подвиг их подвигли патриотические чувства, Юрий Гагарин – ради науки и т.д.
Методические комментарии: после выполнения последнего задания мы говорим ребятам, что подвиги совершались во все времена: и в древности, и сегодня. Наверное, самым первым героем был Геракл.
Задание 4
На стол каждой из групп кладется лист с перечнем возможных подвигов Геракла. Из приведенного списка необходимо вычеркнуть те подвиги, которые Гераклом не были совершены. Затем раздаем листы с правильными ответами. Дети самостоятельно осуществляют проверку. Мы лишь спрашиваем, сколько ошибок допустила каждая группа.
Тест
- Кони Диомеда
- Пение Орфея
- Дочь царя Ээта
- Немейский лев
- Яблоки Гесперид
- Геракл спасает Гесиону
- Геракл у Адмета
- Скотный двор царя Авгия
- Критский бык
- Рождение и воспитание Геракла
- Геракл в Фивах
- Пояс Ипполиты
- Геракл берет Трою
- Геракл у Омфалы
- Цербер (Кербер)
- Коровы Гериона
- Геракл и Деянира
- Эриманфский кабан и битва с кентаврами
- Керинейская лань
- Тесей в Афинах
- Стимфалийские птицы
- Лернейская гидра
- Геракл и Эврит
Задание 5
Геракл совершил множество подвигов. Сейчас вам необходимо вжиться в предложенный образ Геракла. Для этого мы просим выбрать собственного “героя”, который с помощью группы должен подготовиться к интервью.
Методические комментарии: Прежде чем ребята начнут готовиться к интервью, мы предлагаем им объяснить, почему именно Кайрата или Мишу или кого-то еще они решили назвать своим героем. Говоря об этом, дети отмечали не качества товарищей как учеников, а их личностные достоинства: смелый, всегда поможет в трудной ситуации, никогда не даст в обиду, умеет поддержать добрым словом и т.д.
Выступая от групп, каждый из “Гераклов” вел речь от первого лица. Это имело эффект вживания в образ. Перед нами были настоящие герои мифологии. Совокупив все 5 ответов, мы получили словесный портрет Геракла.
Каждая группа (Геракл) получает свитки с заданиями. После подготовки отвечает каждый из “Гераклов”.
1 группа: Почему Вас прозвали Гераклом? Что означает Ваше имя? Каково Ваше настоящее имя?
Обратная связь: При рождении мне дали имя Алкид, что значит “сильный”. Гераклом меня прозвали из-за преследований Геры – “совершающий подвиги из-за гонений Геры”. Римляне меня называют Геркулесом.
2 группа: Опишите Ваше воинское облачение, включая оружие.
Обратная связь: Золотой панцирь сделал мне Гефест, а Афина соткала для меня одежду. Еще юношей, когда я убил грозного киферонского льва, я снял с него шкуру. Эту шкуру я накинул как плащ на свои могучие плечи, лапы связал на груди, а шкура с головы льва служила мне шлемом. Позже Аполлон подарил мне лук и стрелы, которыми были повержены стимфалийские птицы, лернейская гидра и керинейская лань.
3 группа: Вы один из самых могучих героев. Рассказывают, что еще будучи младенцем, Вы поразили всех, обнаружив недюжинную физическую силу. Как это было?
Обратная связь: В восьмимесячном возрасте я задушил двух чудовищных змей, которых подослала мне Гера, обиженная появлением сына Зевса от смертной женщины.
4 группа: Смерть непобедима для всех, кроме Вас. Правда ли, что в поединке с богом смерти Танталом Вы одержали верх и последний вынужден был отступить? Поведайте нам об этом.
Обратная связь: Когда я узнал, что мой друг Адмет потерял любимую жену Алкестиду, то решил во что бы то ни стало помочь горю друга и вырвать у бога смерти Таната добычу. Меж нами началась ужасная борьба. Мне удалось победить Таната – я свзал его и потребовал в качестве выкупа за его свободу жизнь Алкестиды.
5 группа: Какой из Ваших подвигов самый трудный? Почему?
Обратная связь: Самым подвигом для меня был 12 подвиг, когда я служил у Эврисфея. Я должен был отправиться к великому титану Атласу и достать из его садов три золотых яблока. Чтобы сделать это, мне нужно было прежде всего узнать путь в сады Гесперид, охраняемые драконом, никогда не смыкавшем глаз. Никто не знал пути к Гесперидам и Атласу.
Задание 6
Живет с тех пор на светлом Олимпе в сонме бессмертных богов Геракл. Это было ему наградой за все его подвиги на земле, за все его страдания.
Если есть герой, если человек совершает подвиг, то есть и антигерой, т.е. враг, противник. Нарисуйте – с кем сражался Геракл? Листочки с рисунками прикрепить на доске.
Методические комментарии: Рисует каждый ребенок, готовый рисунок прикрепляется на доску, всем дается возможность эти рисунки рассмотреть, после чего мы просим ребят объяснить, кого они изобразили.
Обратная связь: Дети рисуют врагов Геракла: льва, змею, дракона и др.
Задание 7
Просим ребят поразмышлять на заданную тему, используя метод незаконченного предложения. Темой берем известное высказывание А.М. Горького: “В жизни всегда есть место подвигам. И те, кто не находят их для себя, те…”
Обратная связь:
- …живут по принципу: “моя хата с краю, ничего не знаю…”
- …просто не знают, что такое “подвиг”
- …очень от этого страдают.
- …живут неинтересно.
Задание 8
Передать по цепочке свои работы, чтобы с вашими мыслями познакомились товарищи.
Озвучить те работы, которые вы посчитаете лучшими в группе.
Методические комментарии: прослушав варианты продолжения текста, учитель предлагает детям сравнить свои работы с текстом М. Горького.
Слова старухи Изергиль:
“ В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые их не находят для себя – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь бы не пожирала людей бесследно…”
Рефлексия
- Что я сегодня чувствовал?
- Что я сегодня понял?
Домашнее задание.
Придумать 13 подвиг Геракла, совершенный в наши дни. Прочитать рассказ Фазиля Искандера “Тринадцатый подвиг Геракла”.