Творческий проект как форма реализации личностно-ориентированного обучения

Разделы: Литература


Семь лет назад мы придумали Невский проспект, по которому поспешили гоголевские персонажи. Разнохарактерные, гротескные, нелепые, порой просто смешные – сгущенное море человеческой пошлости, настоящий погост “мертвых душ”. Нам нужно было об этом говорить, ведь мы только входили в настоящий мир русской литературы и учились читать, думать, спорить, анализировать, и вопрошающий Гоголь был нам так необходим. Но рамки урока тесны. Так родился замысел “Петербургских сновидений Гоголя” - первого творческого проекта. Декорации, афиша, программки, билеты, костюмы, грим, освещение – для тех, кто пока не представляет себя на сцене. Другие возьмутся за исполнение обязанностей режиссера, звукооператора, сценариста. У остальных – роли. Все главные. Иначе нельзя. Самостоятельное вхождение в текст, его интерпретация, первые репетиции. Точность интонации, мастерство сценического движения – наука непростая. Идет индивидуальная работа над своей частью проекта. И вот уже зажжены фонари на Невском, мелькнула легкая фигурка обворожительной блондинки, пронеслась легче мотылька, за ней устремился художник Пискарев. “О, не верьте Невскому проспекту…”

Пронзительно завывает ветер, кутается в старенькую шинель Акакий Акакиевич Башмачкин. Сейчас ему предстоит поведать свою историю. А затем Хлестаков, встретив не Невском своего друга Тряпичкина, расскажет, “какие с ним приключились чудеса…” У восхищенных Невским проспектом найдутся оппоненты: “Все думают, что нет других мест, кроме Невского проспекта. Что за чудный город Миргород! Если будете подходить к площади, то, верно, остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа, удивительная лужа. И живут там превосходные люди. Взять, к примеру, Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича”. Так зрители узнают, почему рассказчик, покидая Миргород, воскликнет: “Скучно на этом свете, господа!” Гоголь мучительно переживал промозглые петербургские зимы и мечтал об упоительных, роскошных днях Малороссии. А как там хороша ночь перед Рождеством, когда “месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру. Тут через трубу одной хаты повалил дым, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле, а между тем черт крался потихоньку к месяцу”. Видите? Не видите. А мы попробовали представить. И вот уже черт разнежился у Солохи.

Заканчивается спектакль. Горит второй том “Мертвых душ”, произносится заключительный монолог: “Боже, как грустна наша Россия, как грустна… Как темно в мире, что сотворил великий сатирик. Суд Смеха звучит с его страниц – суд грозного смеха сквозь невидимые, незримые миру горькие слезы”.

После первого спектакля, зрелищного, яркого, вдохновенного, раскрывшего огромный творческий потенциал детей, возникло желание сформировать систему работы над творческим проектом, правильно выстроить этапы, поработать с научной литературой для обоснования правильности выбора пути. Определились принципы, которые всегда будут лежать в основе коллективного творческого дела.

  1. Проект как продолжение урока литературы, он развивает его тему, раздвигает его границы и выводит ученика на новый уровень читательской компетентности. Он не привнесен извне, а рожден уроком и тем состоянием души, когда хочется, чтобы “прекрасное мгновенье” было продолжено.
  2. Сценарий – наше совместное творчество, на рождение которого может уйти месяц, иногда больше. Он создается под определенных детей и дорабатывается от репетиции к репетиции. Все сценарии написаны нами. Мы никогда не пользуемся готовыми методическими рекомендациями, потому что интонация написанного материала должна родиться в ходе работы, быть естественной и индивидуальной. Персонажи выбираются в соответствии с конкретными детьми, иногда разных возрастных категорий, с учетом их потребностей, желаний, способностей.
  3. Творческий проект способен увлечь каждого, нужно только правильно подобрать роль для ребенка. Участвуют все, весь класс. Это очень важно. Иногда в сценарии до 30 персонажей, и каждому нужно предложить интересный материал, который подчеркнет его творческую индивидуальность или раскроет потаённое, ещё неизвестное большинству.
  4. Репетируем индивидуально, роль выстраиваем долго, понимая, что у каждого своя творческая траектория. Но роль должна быть выстроена идеально и исполнена безупречно. Это одна из главных заповедей участника нашего творческого проекта.
  5. Каждый участник знает только ту часть проекта, в которой он занят. Сводятся вместе мини-проекты один раз – на генеральной репетиции, когда роли только пунктирно обозначаются. Поэтому премьерный показ – это открытие не только для зрителя, но и для каждого участника.
  6. Используем весь творческий потенциал класса: танцуем (полонез, вальс, танго – в зависимости от темы спектакля), поем, играем на музыкальных инструментах.
  7. В спектаклях звучит много хорошей музыки. Музыка в наших проектах – еще одно действующее лицо. Качественная компьютерная фонограмма - непременное условие успеха.
  8. Серьезный подход к подбору сценических костюмов.

Последние спектакли шли уже на фоне компьютерных декораций. Это очень трудоемкий процесс, но он оправдывает себя.

Наметились основные этапы работы над проектом.

Первый этап – ввод в проект. Рождение вдохновения, творческого стремления, положительной мотивации. Формулирование темы, уточнение целей, вовлечение всех, кто откликнулся. Большой проект разбивается на мини-проекты, сформировываются группы.

Второй этап – исследовательский. Каждый участник самостоятельно выстраивает свою часть общего дела. Прочитывается необходимая литература, дополнительные исследования. Нужно знать все о времени и пространстве представляемого спектакля и эпизода, в котором ученик будет принимать участие, о персонажах, которые будут введены, об историческом контексте и культурологическом аспекте. Пишется и редактируется сценарий.

Третий этап – мини-проекты собираются в единый проект – литературно-музыкальное представление, осуществляется совместная деятельность всех групп; интерпретируются роли, идет режиссерская работа, готовятся афиши, программы, декорации.

Четвертый этап – презентация проекта (премьерный показ). Это праздник, который дарит “вечную радость” сотворчества.

Пятый этап – рефлексия (анализ, самоанализ, рецензирование).

Участие во всех этапах работы над проектом, в основе которого лежит творческое постижение и интерпретация произведений русской классической литературы, позволяет прикоснуться к огромному образовательному, нравственному и духовному потенциалу, заложенному в ней. В результате проектной деятельности учащиеся применяют актуализированные знания и приобретают новые, осваивают разные способы человеческой деятельности, находят работу по способностям и потребностям, раскрывают творческий потенциал. Личностно - ориентированная технология творческого проекта направлена на самореализацию личности ученика. Главная цель осуществления через внеклассную работу большого творческого проекта по литературе – это формирование читательской компетенции ученика, способного к полноценному восприятию слова в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Творческий проект по литературе становится эффективным средством воспитания и развития личности.

Через год мальчики надели фраки, а девочки примерили вечерние платья. И оказалось, что самый упоительный и благородный танец на свете – это все-таки вальс. Был объявлен бал, на котором встретились любимые пушкинские персонажи и адресаты его посланий о любви. Второй проект – пушкинский. Пушкинская любовь, что светла и печальна, так необходима нам была в то время. А за окном – воображаемый Петербург и настоящий зимний вечер. Татьяна и Ольга Ларины, Онегин и Ленский, Аннет Оленина и Анна Керн, Екатерина Бакунина и Елизавета Воронцова – участников бала много. Каждая роль – новый характер. Каким видишь ты своего героя? Внимательно ли ты прочитал текст? Костюмы соответствуют эпохе, прически выполнены в стиле первой трети девятнадцатого века. Распорядители бала лирическими отступлениями свяжут “собранье пестрых глав”, в незабываемый литературный вечер. Тревожно трепетал язычок свечи в руках Т.Лариной, а я думала: “Вот и повзрослели наши дети. Они тонко чувствуют текст, легко двигаются и держат внимание зала около двух часов. И трепет пушкинских чувств их не оставляет равнодушными. Наверное, это самое важное”.

На следующий год в суете жизни мне показалось, что мы что-то утрачиваем: юношеский пыл, полет, а главное – “дум высокое стремление”, что отличало пушкинских современников.

Поэтому мы попробовали примерить к себе судьбы пушкинских одноклассников, чьи “сердца для чести живы”, и перенеслись в Царское Село, что в 70-ти верстах от Петербурга. Так родился замысел спектакля-размышления о судьбах молодого поколения начала 19 века “Прекрасен наш союз”. Пушкинский класс… Их дела, мысли, поразительные судьбы должны быть осознаны сегодняшними школьниками, “дум высокое стремление” стать нашим, роль и значение каждого в судьбе Отечества понято. Поэтому идея “примерить” синие мундирчики лицеистов пушкинского класса показалась плодотворной. Сколько предметов изучалось и каких? Какие получали отметки? А каким был режим дня? Как взрослели, влюблялись? Прочитаны воспоминания современников, мемуарные свидетельства лицеистов, исследования Ю.Лотмана, Н.Эйдельмана, Н.Скатова, в основу многих монологов положены лирические миниатюру Ю.Нагибина. Все эти исследования вылились в литературно- музыкальное размышление. Благотворно прикосновение к пушкинскому слову – сценарий буквально пропитан ими. Повествование о судьбах Пушкина, Пущина, Дельвига, Кюхельбекера, Вольховского, Горчакова и других звучит трогательно, а мы задумываемся над тем, почему ни одно учебное заведение России не выпустило сразу столько гениев, определивших ее развитие. Действительно, почему? Что такое заключал в себе лицей, коль так безошибочно сотворял ребячьи души? Это вопросы, которые интересуют нас, взрослых. Поэтому “укладываем” лицеистов спать. И пока они не слышат, говорим о том, что сегодня волнует любого учителя:

– Вот они спят и не догадываются, сколь прекрасны, значительны будут судьбы каждого из них. Недавно устраивалась в Америке школа для миллионеров с возможностью широко и основательно изучить мировой школьный опыт. Оказалось, что самое глубокое и совершенное из найденного во всей новейшей человеческой истории – Царский Лицей.

Ни одно учебное заведение не выпускало сразу столько гениев, определивших исторический ход развития России. Ни одно учебное заведение не выпустило столько детей, за которых ему, Лицею, и России ни разу не будет стыдно. Почему?

Может быть, дело в том, что маленькая лицейская республика закипела именно здесь, в Царском Селе? Посмотрите, как гармонично все вокруг: парк с великолепными прудами, лазурь и золото царского дворца, зелень и мрамор античных скульптур парка. “Служенье муз не терпит суеты”: красота порождает красоту… “Прекрасное должно быть величаво”. Может быть, все дело в школьных программах? России нужны были новые люди, и воспитанию этих детей все было подчинено. Их учили всему – универсально, энциклопедически, многопредметно – для всего. Не предметы преподавались – науки.

Иностранные языки, рисование, науки. Все насыщено, в размеренном, суровом режиме. Библиотека выписывала всю периодическую печать, и лицеисты читали много и свободно.

Удивителен сам лицейский дух. Мы как-то забываем, что знаменитое послание “К Чаадаеву” написано год спустя после лицея. Оно как бы вобрало в себе и в концентрированном виде выразило то, чем жили лицеисты. Выразило четко, ярко, афористично и – по-юношески восторженно: “Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы”.

Может быть, все дело в преподавателях? Наставников было 11. Кто лучший?

Директора лицея Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгард. Каждый – личность. Лицеисты знали, что лицей для них – главная святыня жизни, о которой они пекутся неустанно.

Куницын … “Куницыну – дань сердца и ума, он создал нас, он воспитал наш пламень. Поставлен им краеугольный камень. Им чистая лампадка возжена”.

Профессора, профессора…Одни не помешали, другие помогли Пушкину стать Пушкиным…

А он?

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу.
На них основано от века –
По воле Бога самого –
Самостоянье человека – залог величия его, –

такой урок нравственности преподал нам урок нелучший по учебным успехам ученик лицея.

Уже светает. Скоро 6 часов. Подъем.

Просыпаемся, господа.

Проводим урок чистописания и экзамен, на котором Пушкин читает свои стихи Державину. Слушаем лицейские шутки и анекдоты. И представляем, как каждый год 19 октября проходит встреча лицеистов. Потом “ любезный именинник” Пущин устроит гостям пирушку, “на столик вощаной” поставит “пивную кружку и кубок пуншевой”, а в гостях будет П.Я.Чаадаев. И споют лицеисты песню, так отвечающую их внутреннему настрою: “Кавалергарды, век не долог”. Проходят столетия, а дети остаются детьми. Горят свечи, поскрипывают перья, надзиратель по нравственной и учебной части составляет свой отчет. “Шесть лет промчались, как мечтанье”, – и начинается ритуал вручения аттестатов в зависимости от успехов выпускников. 29 раз улыбнется царь лицеистам, на 26 раз – Пушкину. Лицеистам надевают чугунные кольца – символ верной дружбы, произносится клятва, звучит гимн. Заканчивается спектакль, своеобразный урок чистой юношеской любви и настоящей мужской дружбы, нравственности и патриотизма, и мы с удивлением смотрим на вдохновенные лица современных детей, словно побывавших в XIX столетии.

Затем десятиклассникам представится возможность побывать на маскараде у Энгельгарда (спектакль по мотивам драмы Лермонтова “Маскарад”), где по воле режиссера окажутся другие литературные герои. Мелькнет отрешенное лицо Чацкого, улыбающегося Молчалина, промчатся обольстительно-коварные маски, вовлечены в пустую болтовню маски-повесы. Гости скрыты под масками, но, едва услышав их голос, легко узнаем литературного героя. “И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимаем смело”. “Ба! Знакомые все лица”, – думаем мы. И вот уже “музыки грохот, свеч блистанье, мельканье, вихрь быстрых пар” – объявлен бал. Мы переживаем с героями их встречи и разлуки, любовь и ненависть, восхищение и разочарование. Видим, как оброненный браслет поднят и выдан за свой. Незаметно плетется интрига. Хрупка и беззащитна нежность и кротость Нины Арбениной – ее легко разрушить только тенью подозрений. Увы, такова жизнь. В ней перемежаются пушкинская светлая печаль и лермонтовский испепеляющий гнев. Классики предостерегают, предупреждают, советуют, потому что знают эту вечную тайну жизни: “На свете счастья нет, а есть покой и воля”. Осень давно “отзолотила”, легли глубокие снега, но свет золотого века русской литературы в этот вечер – для всех нас.

Серебряный век русской поэзии. Этот проект готовился долго. Воспоминания современников эпохи, поэтические свидетельства Блока, Ахматовой, Мандельштама, мемуарная проза Русского Зарубежья, музыка, живопись. 30 участников нового проекта побывают в импровизированном кабаре-ресторане “Бродячая собака”, излюбленном месте петербургской богемы, и неторопливо поведут разговор о себе, своем творчестве и творчестве своих великих современников. Вас встретят хозяева ресторана, монологи будут прерваться выступлениями артистов кабаре. В зале побывают “снежные маски” Блока, Константин Бальмонт и Федор Сологуб, пройдет Незнакомка, прозвучат импровизации на темы блоковской “Кармен”. Услышим мы историю о самой выдающейся литературной мистификации ХХ столетия – Черубине де Габриак. Поспорят о вечном Зинаида Гиппиус и Тэффи, мелькнет “белокурое чудо, Коломбина 10-х годов” Ольга Судейкина, чей танец выразит дух эпохи “под музыку дикого ветра” Стравинского, а “Умирающий лебедь” прозвучит как плач по утраченным идеалам прошлого, погибшим мечтам и надеждам уходящей эпохи.

Прошлогодние выпускники прощались со школьным курсом литературы литературным вечером, посвященным Марине Цветаевой. Он был печален и труден, потому что иным повествование о жизни и судьбе поэта не может быть.

Проект и литература – понятия, не совместимые только на первый взгляд. “Под проектом понимается творческая завершенная работа, соответствующая возрастным особенностям ребенка. <…> Проект – это не любая деятельность учащегося, результатом которой является тот или иной продукт, а деятельность исследовательская, поисковая, ориентированная на реальный практический результат”. [1] К методу проектов предъявляются следующие требования:

  • наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы;
  • практическая значимость результатов;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  • возможность самостоятельной (индивидуальной, групповой) деятельности.

В типологии проектов отмечаются многочисленные виды проектов, среди них – творческие и ролево-игровые. Большие литературно-музыкальные представления, которые готовятся школьниками в течение 1-2 месяцев, можно назвать групповыми творческими проектами с использованием приёмов ролево-игрового.

На всех этапах осуществления проекта в центре внимания – “уникальная целостная личность ребенка, открытая для восприятия нового опыта. <…> Личностно-ориентированные технологии ставят цель – разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества”. [2]

Воспитывая читателя, тонко чувствующего слово и способного освоить духовный и нравственный потенциал литературы, мы содействуем проявлению особого качества личности – культуры в предметном и личностном планах, развитию интеллекта, креативного мышления и творческих способностей, формируем художественный вкус и эстетическое чувство, через сотворчество и сотрудничество способствуем созданию коллектива единомышленников. Мне кажется, что тогда “урок продолжается” всю жизнь.

Литература:

1. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе/ Сб. “Методология учебного процесса”, М.: МИПКРО, 2000 г.
2. Кукушин В.С. Теория и методика обучения / Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2005 г.