Творчество А.С. Пушкина. Любовная лирика. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Ход урока

Презентация.

Могу ль на красоту взирать без умиленья?

Любовная лирика А.С.Пушкина

(Слайд 1)

Лицом он был очень некрасив, ростом мал, но женщинам Пушкин нравился. Когда он говорил с женщиной, разговор его становился заманчивым. Кокетничая с женщиной, он был гораздо более вдохновенным, чем во всех своих сочинениях. Его слово выражало его душу, и когда дело шло о чём-нибудь близком его душе, он становился блестяще красноречив, а лицо его было выразительно и одушевлённо. “Он был неописано хорош, когда что-либо волновало его”, – говорила А.П.Керн. Существует даже Дон-Жуанский список Пушкина, но какой бы список не существовал, главное – это особое отношение поэта к женщине, это преклонение перед ней и её красотой. (Слайд 2)

Сегодня мы поговорим о любовной лирике поэта и об адресатах некоторых стихотворений.

Мария Николаевна Раевская. (Слайд 3) Это была необыкновенная женщина, которую Пушкин помнил до конца своих дней. Отбывая в первую свою ссылку на юг, поэт едет через Грузию, едет вместе с прославленным героем Отечественной войны Николаем Николаевичем Раевским. В той поездке Раевского сопровождали две дочери – Мария и Софья. Марии было тогда 15 лет. По дороге с ними произошёл такой случай: “Завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шёл за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, я убегала от неё; кончилось тем, что я промочила ноги. Пушкин всё это видел и написал прелестные стихи:

Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к её ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!

(из “Евгения Онегина”)

Дальнейшая судьба Марии Раевской такова: выйдя по настоянию отца замуж за генерал-майора Сергея Григорьевича Волконского, она последовала в Сибирь вслед за мужем, осуждённым на 20 лет каторги. Уехала, несмотря на препоны, чинимые царём и его слугами, уговоры родни. Уехала, оставив малолетнего сына Николеньку. А Пушкин помнил её всю жизнь: почти всех своих героинь он называл Мариями; свою первую дочь он тоже назвал Марией; свою квартиру, которая стала для него последней, поэт выбрал в доме на набережной Мойке, где когда-то жила Мария Николаевна Раевская-Волконская.

“На холмах Грузии лежит ночная мгла… ” (слайд 4) работа со стихотворением:

- Основное настроение стихотворения – “светлая печаль”. Как вы понимаете эти слова? (Печаль светла, потому что источник этой печали – любовь, а любовь у Пушкина – это жизнеутверждающее чувство).

- Где может быть поэт, если горы Грузии кажутся ему холмами? Почему? (Любовь – возвышающее чувство, оно возносит поэта над миром).

- Как изменяется по ходу текста его цветовой колорит: “ночная мгла” – “печаль светла” – “сердце вновь горит”? Какой поэтический смысл при этом выявляется? (Любовь всё освещает, несёт огонь в груди и свет).

- Как понимать слова Н.В.Гоголя, что “в стихах нет красноречия, никакого наружного блеска, всё просто…”? (В стихотворении очень мало выразительных средств, характерных для поэтического произведения. Поэту незачем приукрашивать своё чувство, ведь оно настоящее).

Елизавета Ксаверьевна Воронцова. (Слайд 5) В первый день августа 1824 г. к дому, где жил Пушкин, подъехала тройка, и дядька Никита Тимофеевич Козлов стал выносить вещи. Кончилась одесская глава жизни поэта, начиналась новая ссылка, в которую он попал благодаря козням графа Воронцова. Рукою графа, писавшего тщательно замаскированные доносы на поэта, водили не только расчёт, но и ревность. Пушкин полюбил жену Воронцова, полюбил страстно, на долгие годы. Ему отвечали взаимностью. И граф об этом знал… “Ей было уже за тридцать лет, – вспоминает чиновник Вигель, сотрудник Воронцова. – Молода она была душою, молода и наружностью. В ней не было того, что называют красотою; но быстрый, нежный взгляд её небольших глаз пронзал насквозь; улыбка её уст, которой подобной я не видал, казалось, так и пронизывает поцелуи.” Пушкин увидел её впервые осенью 1823г. , к которому и относится воспоминание Вигеля. Пушкин жил в Одессе уже два месяца, числясь на службе в канцелярии графа Воронцова. В сентябре приехала и Елизавета Ксаверьевна. Вскоре состоялось знакомство. Теперь поэт постоянно бывает в доме у Воронцовых, среди её гостей, ежедневно обедает у них. Впечатления от Воронцовой отлагаются в рисунках Пушкина. На одном из листов тетради мы видим целую россыпь её портретов. Лицо, голова, профили, плечи с ожерельем на шее… Образ её преследует его. Он хочет удержать её черты в сознании, на бумаге. Она тоже увлеклась вспыхнувшим в поэте страстным чувством. Свидания в доме были затруднительны. Влюблённые ищут уединения в другом месте. Пушкину объявляют об отставке. Были, несомненно, встречи перед расставанием. В один из этих дней Воронцова подарила поэту старинный перстень. Этот перстень Пушкин назвал своим талисманом. Он запечатывал им свои письма. Не расставался с заветным перстнем поэт и впоследствии. Сестра Пушкина рассказывала, что, когда приходило ему письмо с такой же печатью, как на его перстне, он запирался в своей комнате, никуда не выходил, никого не принимал. До конца дней не снимал он перстня с руки. И на дуэль отправился он с “талисманом”. Снять кольцо с мёртвой руки Пушкина пришлось В.А.Жуковскому.

“Храни меня, мой талисман...” (слайд 6) работа со стихотворением:

- Что такое талисман? Подберите синонимы. (Оберег, защита).
- От чего должен оберегать талисман лирического героя? (От всех бед и несчастий, нависших тучей над поэтом).
- О каком талисмане идёт речь, ведь в стихотворении ни разу не прозвучало слово “перстень”? (Талисманом в стихотворении является любовь, именно она спасёт героя от всех невзгод и горестей, именно она даёт силы жить и выживать).

Анна Петровна Керн. (Слайд 7) Ещё в 1819 г., в Петербурге, в годы рассеянной светской жизни встретил Пушкин в дружественном семействе Олениных 19-летнюю красавицу, уже бывшую три года женою генерала Керна. Во время ужина он перекинулся с ней несколькими обычными фразами и долго потом любовался её сияющей красотой. Кончился вечер. Гости разъезжались. Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз и стоял на крыльце. Как бы хотелось ему, по колена утопая в снегу, подбежать к карете уезжающей Керн, помочь красавице подняться по откинутым ступенькам! Быть может, она поблагодарила бы его приветливым взглядом!

Вот и всё. С тех пор они больше не виделись. Где она и что с ней – ему ничего не было известно. И велика была его радость, когда у старых друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно увидел её, такую же обаятельную и красивую, как прежде. Они встретились, вспомнили Петербург, юношеские годы. Анна Петровна приехала погостить к своим родственникам Осиповым в Тригорское, от которого до Михайловского было рукой подать. И Пушкин, частый посетитель Осиповых, стал бывать у них ещё чаще. Молодёжь Тригорского гуляла в тенистом парке, каталась на лодках по Сороти, затевала игры, шарады. По вечерам, при свечах, Анна Керн садилась за фортепьяно и пела модные тогда романсы, вывезенные ею из Петербурга. Пушкин слушал как очарованный. Однажды он пригласил в Михайловское всех обитателей Тригорского. Поездка удалась на славу. Гости до позднего вечера гуляли под сводами старых михайловских лип. Возвратились в Тригорское уже при свете восходящей луны. На следующий день Анна Керн уезжала. Пушкин приехал её проводить и передал ей недавно напечатанную в Петербурге главу “Онегина”. Между её страниц был вложен небольшой листок со стихами. Это было “Я помню чудное мгновенье”.

“Я помню чудное мгновенье” (слайд 8) работа со стихотворением:

- Можно ли на слух определить, сколько встреч с одной и той же женщиной описывает поэт? (Две).
- Прочитайте первую строчку, выделите в ней значимое слово. Подберите синоним. (“Чудное” – неповторимое, незабываемое).
- Во второй строчке есть глагол “явился”. Кто обычно возникает в нашем сознании, когда мы говорим: “явился”, “явление”? (Божество, т.е. самое праведное, идеальное).
- Между первой и второй встречей дни проходят во “мраке заточенья”, дни “тянутся”. Почему? (Нет любимой женщины, а значит нет поэзии, чувства, созерцания красоты, нет жизни).

- Пушкин из строфы в строфу переносит одни и те же слова. Этот повтор не только усиливает чувства поэта, но и создаёт…? (Стихотворение подобно молитве, в нём надежда и мольба, успокоение, которое несёт любовь к женщине).

- Но почему Пушкин так назвал стихотворение, почему не назвал имени женщины полностью? (Это как собирательный образ, образ Женщины, требующей вечного преклонения перед ней и её красотой).

Послушайте романс Глинки “Я помню чудное мгновенье” (слайд 9)

Александра Ивановна Осипова (слайд 10) или Алина, как её звали близкие. Она была для Пушкина одной из тригорских красавиц, увлёкшей его в момент михайловского “затворничества”. Ей он посвятил стихотворение “Признание” (слайд 11)

Анна Алексеевна Оленина. (Слайд 12) Младшая дочь директора Публичной библиотеки и президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина. В 18 лет она расцвела прелестно. Это была весёлая, пылкая, своенравная девушка. Поэт увлекался ею бурно и мучительно – тем более, что особого отклика его чувства не находили.

П.А.Вяземский в письмах к жене писал, что “девица Оленина – довольно бойкая штучка. Пушкин называет её “драгунчиком” и за этим драгунчиком ухаживает.” В рукописях появляются её имена. Он окружает очертание милого имени виньеткой. Annette Olenine пишет он и заменяет её фамилию своей: Annette Puchkine. Запись выдаёт его мечту… И Пушкин даже сделал предложение, но мать Олениной решительно и резко ему отказала, потому что вмешались политические причины: началось следствие о “Гаврилиаде”, и Алексей Николаевич был в числе разбирающих это дело; Пушкин опять оказался поднадзорным. Но как говорила сама Анна Оленина на вопрос своего племянника, почему она не вышла за Пушкина: “Он был вертопрах, не имел никакого положения в обществе и, наконец, не был богат.” Семья была против этого брака, ввиду, главным образом, буйной, несдержанной натуры Пушкина, которая, по их понятиям, не могла обеспечить мирное благоденственное житьё. Отказ Олениных оказался болезненным ударом для самолюбия поэта. Но воспоминания об Анне Олениной остались: “Семнадцати лет Анна Алексеевна была назначена фрейлиною к императрицам: Марии Фёдоровне и Елизавете Алексеевне; при дворе она считалась одною из выдающихся красавиц, выделяясь блестящим и игривым умом и особенною любовью ко всему изящному.” Остались и стихи, посвящённые ей.

“Я вас любил…” (слайд 13) работа со стихотворением:

- Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясни свой выбор.
- Как меняется характер лирического переживания по ходу текста? Почему в стихотворении трижды повторяется фраза: “Я вас любил”?
- Можно ли считать, что в этом стихотворении Пушкина проявилась его “лелеющая душу гуманность” (В.Г.Белинский)? (Всё стихотворение проникнуто светлой грустью прощания лирического героя с возлюбленной. В этом прощании мы видим благородство души, возвышенную до идеальной любовь, которая не требует взаимности, не укоряет. Любовь возвышает его настолько, что герой желает ей счастья пусть даже с другим).

(Слайд 14) – романс “Я вас любил…” в исполнении С.Захарова.

Наталья Николаевна Гончарова. (Слайд 15) В свете говорили о них, эта пара занимала всех. “Вулкан и Венера”, - отзывались о них, сравнивая Пушкина с безобразным богом подземного царства, её – с богиней красоты.

На одном из балов он увидел девушку, имея уже жизненный и духовный опыт, он понимал, что ему эту девушку никто не заменит. А его не любили. Сначала-то она его не любила. Он был невысок ростом, некрасив, совсем не юный – 32г. А ей 18, и красавица редкостная. Единственное, что давало ему шанс: девушка была бесприданницей. Потому его сватовство приняли.

Девушка была юна, проста – он это видел. Расставшись с ней, он писал ей письма, приучая к себе, стараясь понравиться. Эти письма коротки. В них – внимание, остроумные подробности его жизни, сплетни о знакомых. О любви говорится совсем мало, он не хотел ей надоесть, но как он говорит о любви!..

  • “Целую кончики ваших крыльев…”
  • “Тебя, мой ангел, люблю так, что и выразить не могу…”
  • “Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив.”
  • “Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я ещё более твоего лица.”
  • “… будь молода, потому что ты молода – и царствуй, потому что ты прекрасна.”

О своём чувстве он говорил, не раздражая её какими-то претензиями и не унижая себя. Только с помощью слова он вызывал в душе своей избранницы доброе чувство к себе, создавал тот эмоциональный настрой, при котором с этим человеком у девушки связывались только приятные ощущения. Не обременял её ни страданиями своими, ни сомнениями, ни тяжестью страсти…

(Слайд 16) Они поженились. Муж осторожно, но настойчиво воспитывал из девушки ту женщину, которая умела бы его понимать и была такой женой, которая ему нужна. Он учил её любви, семейственности, хозяйственности, умению вести себя в обществе. Он знает, что делает, воспитывая жену именно как светскую женщину. “Я не ревнив, да и знаю, что ты во все тяжкие не пустишься; но ты знаешь, как я не люблю всё, что пахнет московскою барышнею, всё, что вульгарно… Если при моём возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя.” Но он ревнив, как Отелло. Но задушить жену от ревности можно только раз. А вот дать ей понять, что самый любящий, самый восхищённый её обожатель видит её непривлекательной, несветской, провинциальной – очень обидно.

Года через два после их свадьбы наставления из писем исчезают. Письма становятся всё серьёзней, доверительней, всё более на равных. Теперь она его ревнует, и он отвечает на её упрёки: “Получил я, ангел кротости и красоты! Письмо твоё, где изволишь ты, закусив поводья, лягаться милыми и стройными копытцами… Надеюсь, что теперь ты устала и присмирела. Жду от тебя писем порядочных, где бы я слышал тебя и твой голос – а не брань, мною вовсе незаслуженную, ибо я веду себя как красная девица.”

Любви нельзя требовать. Её можно пытаться вызвать, укрепить, уберечь. Это очень трудно, но можно. Пушкин в безнадёжной для себя ситуации сумел зажечь в холодном сердце искру приязни, удержать её, превратить в любовь, в тепло семейного очага. И слова ему тут очень помогли.

Но ещё до своей женитьбы он прислал ей письмо: “Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил её, если бы она не стоила 40000 рублей.”

“Мадонна” (слайд 17) работа со стихотворением:

- С кем сравнивает автор стихотворения женщину? (С мадонной).
- Он называет её “чистейшей прелести чистейший образец”. Подберите синонимы к слову “образец”. (Образец – идеал, совершенство, вершина гармонии, предел мечтаний).
- Почему на картинах эпохи Возрождения художники изображают женщину-мать таким образом, что она оказывается выше уровня горизонта? (Тем самым художники обожествляют женщину. Бог создал человека, женщина как бы продолжила его деяние – она дарует жизнь подобным себе, отдавая свою любовь).

- Атмосферу божественности и святости, чарующего благоговения создаёт религиозная лексика, которая настраивает на соответствующий лад. Найдите примеры этой лексики. (“Обитель”, “суеверно”, “пречистая”, “божественный спаситель”, “ангелы”).

- Нет ни ярких эпитетов, ни головокружительных сравнений, ни помпезных метафор. Всё очень просто, гармонично. Но простое созерцание божественного лика приносит покой, радость, умиротворение. Лицезреть её – вот высшее благо.

(Слайд 18) Для А.С.Пушкина любовь – это буря, которая захватывала его властно, лишала его свободы, подчиняя “страстям мятежным”, но и давала ему мощный источник вдохновения. Любовь для Пушкина – это предмет высокой поэзии. А стихи – это не дневник его любовных побед и поражений. В них правда глубоких чувств поэта по отношению к женщине как к источнику красоты, гармонии, чистоты.

Дети:

Мария Александровна Пушкина – ст. дочь;
Александр Александрович Пушкин;
Григорий Александрович Пушкин;
Наталья Александровна Пушкина.

Приложение 1
Приложение 2