Творчество Н.А. Некрасова

Разделы: Литература


Дидактические цели:

1. Формировать умения:

а) подробно или кратко излагать свои мысли;

б) самостоятельной познавательной активности;

в) навыков работы с большим объёмом информации;

г) видеть проблемы и решать их;

д) применять базовые знания, дополнительную информацию для решения конкретных вопросов.

2. Совершенствовать своё художественное восприятие.

3. Развивать:

а) воображение, образное и понятийное мышление, память, речь;

б) креативные способности;

в) критическое мышление;

г) навыки работы в командах;

д) умение корректно отстаивать свою точку зрения, отстаивать чужую.

Методические задачи:

1. Уметь сжато или выборочно пересказывать текст.

2. Выразительно читать наизусть.

3. Выявлять главное и второстепенное в материалах учебника, в произведениях.

4. Осуществить:

а) аналитическую беседу,

б) индивидуальные задания,

в) самостоятельную работу,

г) элементы диспута.

5. Преодолевать иллюстративно-объяснительные задачи.

6. Создавать эмоционально-нравственные ситуации.

7. Развивать способности испытывать воздействие художественного произведения на личность.

8. Произвести контроль знаний учащихся, систематизацию и обобщение.

9. Стимулировать интерес к учебной деятельности.

Проблемные вопросы:

1. Какие художественные средства характерны для большинства сочинений Н.А.Некрасова?

2. Какие стороны жизни раскрывал поэт? Кто его герои? Каковы темы его творчества?

3. Каким человеком предстаёт перед нами писатель? Охарактеризуйте его личность, опираясь на факты.

Произведения, знания которых понадобятся на уроке:

Стихотворения: «В дороге» 1845. «Тройка» 1846. «Железная дорога» 1870. «Школьник» 1856. «На Волге» 1860. «Крестьянские дети» 1861. «Коробейники» 1861.

Поэмы: «Мороз, Красный нос» 1869. «Дедушка» 1870. «Коробейники» 1861. «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок) 1860–1876.

Ход урока

1. Вступление.

Учитель: Сегодня у нас второй урок из 4-х, связанных с именем русского поэта Н.А.Некрасова. На 1-м уроке мы с вами говорили о жизни великого человека. 2-й урок – по творчеству Николая Алексеевича. 3-й урок отводится на изучение стихотворения «Железная дорога», 4-й урок по поэме «Дедушка». Начнём мы с домашнего задания, а именно с вопроса: «Какие события и жизненные впечатления детства и юности повлияли на творчество поэта?». Дети отвечают, используя материал учебника.

2. Тест по биографии Н.А. Некрасова с использованием пультов интерактивного оборудования.

1) Где располагается музей-усадьба поэта (с 1947 года).

а) Михайловское

б) Тарханы

в) Карабиха

г) Спасское-Лутовиново

2) По поводу какого стихотворения поэта В.Г. Белинский воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт и поэт истинный!»

а) «На Волге»

б) «В дороге»

в) «Калистрат»

г) «Школьник»

3) Отец отправил Николая в Петербург, чтобы он ...

а) поступил в Мединститут

б) выучился на продавца

в) поступил на военную службу

г) стал студентом Университета

4) Что случилось с Николаем Алексеевичем в Петербурге?

а) он женился

б) стал актёром

в) оказался в тяжёлой нужде

г) купил дом

5) Какая главная тема в творчестве Некрасова?

а) природа

б) дворянская жизнь

в) любовь

г) «страдания народа»

3. Работа по творчеству Н.А. Некрасова.

Учитель. В ходе урока мы должны найти ответы на 3 проблемных вопроса, о которых было заявлено выше.

Все далее анализируемые произведения подготовлены учителем в качестве раздаточного материала, некоторые тексты сокращены на усмотрение преподавателя.

1) Стихотворение «В дороге».

Вопросы:

а) Какова тема и идея этого стихотворения?

б) Кто герои?

в) Какие между ними взаимоотношения? – подтвердите текстом.

г) Какой картиной начинается стихотворение, какой заканчивается? – зачитайте.

2) Разыгрывается сценка из «Крестьянских детей». Со слов «Опять я в деревне. Хожу на охоту...» до слов «Глазёнки мелькают в щели».

Вопросы:

а) Как называется произведение?

б) Кто герои?

в) Где находился автор, чем он занимался, когда его встретили ребята?

г) Как он проводил с ними своё свободное время? – работа с текстом.

д) Как барин относится к крестьянским детям, к чему призывает? – текст.

3) Ученик читает наизусть отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» от слов «Не ветер бушует над бором...» до слов «В косматой его бороде...» в костюме Деда Мороза.

Вопросы:

а) Что это за произведение?

б) Каков его сюжет?

в) Каким предстаёт перед нами Дед Мороз в этом отрывке? А на самом деле, что происходит по его вине? Какой он тогда?

г) Как можно охарактеризовать эти две картины друг по отношению к другу?

д) Как вы думаете, погибла Дарья или осталась жива, судя по последним строкам поэмы?

ж) А что будет со стариками, детьми, оставшимся дома?

з) А если бы мы попали в эту деревню, чем бы мы смогли помочь этим людям?

4) Из этого же произведения ученица читает отрывок от слов «Есть женщины в русских селеньях...» до слов «Что взмах – то готова копна...» После прочтения учитель показывает репродукции с картин Васнецова с изображением крестьянок.

Вопросы:

а) Какой образ возникает после прослушанных строф и просмотренных иллюстраций?

б) О ком идёт речь?

в) А что случается с Дарьей в конце произведения?

г) Как эти картины соотносятся друг с другом?

5) Прежде, чем озвучить следующее задание, учитель просит ребят образно нарисовать картины, слушая строки из песни на слова Н.Некрасова. Преподаватель поёт куплеты (не все) из народной песни «Тройка» на слова Н.Некрасова.

Вопросы:

а) Что это за произведение?

б) Его тема.

в) Чем оно начинается и чем заканчивается?

г) Какие картины вы нарисовали при прослушивании?

д) Как менялся бы цвет от начала до конца произведения?

ж) Какой вывод можно сделать?

6) Работа по группам. Дети знают, кто в какой группе заранее, их три.

Задание для 1-й группы:

«Как вы понимаете строки из стихотворения «Элегия»?»

«Что такое лира и в каком значении здесь это слово?» – работа со словарём.

«Что он завещает и кому?», «Когда и почему он будет «сердцем спокоен»?

Я лиру посвятил народу своему!

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен.

Задание для 2-й группы:

«К кому обращается автор в стихотворении «Сеятелям», «О чём он просит?» «Почему слово “Русский” написано с большой буквы»?

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ.

Задание для 3-й группы:

«Как вы понимаете отрывок из стихотворения “Возвращение”? «Как, по мнению Некрасова, должен жить человек, чтобы о нём не забыли после смерти»?

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдаёт

На борьбу за брата человека –

Только тот себя переживёт.

7) Учитель: Можно подвести некоторый итог вышесказанному.

Вопросы:

а) Давайте вспомним, какие средства художественной выразительности вы уже изучали (эпитеты, метафора, олицетворение, гипербола, антитеза, сравнение). Дайте им определение.

б) Какие средства наиболее часто встречаются в произведениях Некрасова? По какому принципу построены почти все разобранные произведения?

в) Новое художественное средство, которое мы сегодня запишем – это ирония (притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние, которое тоже довольно часто встречается в произведения Н.Некрасова.

8) Сценка из поэмы «Коробейники» от слов «Ой полна, полна, коробушка...» до слов «Ближе к милому садись...» разыгрывается тремя ребятами: двое в дуэте, третий играет на балалайке.

Вопросы:

а) Из какого это произведения?

б) Кто герои? Кто такие коробейники?

в) Чем они жили?

9) Звучит отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» в исполнении Д.Орлова от слов «С ним случаи был: картиночек...» до слов « А волосы песок...».

(Звукозапись на DVD – БЭС).

Индивидуальное задание: Ученик коротко излагает тему этого произведения.

Вопросы:

а) Перескажите услышанную историю своими словами.

б) Кто герои этого отрывка?

г) Что значит для них счастье?

д) Как выглядит главный герой?

ж) Почему такое описание даёт нам поэт?

10) Работа с иллюстрациями, подобранными учителем и нарисованными детьми.

Вопросы:

а) Какое это произведение?

б) Кто изображён, какой момент?

в) Насколько художнику удалось отразить задуманное автором?

11) Работа в 3 группах (теперь дети собираются с каждого ряда). Материал к заданиям, желательно, подбирают сами дети для того, чтобы ошибки они устранили сами в ходе работы над заданиями. При проверке подготовки слов и словосочетаний учитель корректирует только орфографические недочёты.

Задание 1-й группе:

«Какие слова и словосочетания не относятся к жизни и творчеству Н.А.Некрасова?» (ненужное вычеркните).

Царскосельский Лицей.

Ярославская гимназия.

Создавались рукописные иллюстрированные журналы.

Нe создавались рукописные журналы – учителя словесности мало интересовались литературой.

Юноша хотел стать блестящим офицером.

Некрасов прочитал Белинскому стихотворение «Завещание» – тот не одобрил.

«Мороз, Красный нос» – поэма про коробейников.

Основное средство выражения Н.Некрасова – олицетворение.

Многие произведения построены по принципу антитезы.

Поэт воспевает в своих произведениях власть царя и его приближённых.

В своей поэзии Николай Алексеевич обращается к обыкновенному, простому человеку, воспевает его быт и мысли.

Задание 2-й группе:

«Выберите темы, характерные для тех произведений, которые прозвучали сегодня. Ненужное вычеркните. На какие произведения вы опирались при выборе тем?»

Любовь.

Декабристы.

Одиночество.

Взаимоотношения в царской семье.

Детская тема.

Стойкость и красота русской крестьянки.

«Страдания народа».

Дружба.

Природа.

«Мерещится мне всюду драма».

Крестьянская тема.

Проблемы экологии.

Тема отцов и детей.

Человек и космос.

Задание для 3-й группы:

«Выберите из данных слов такие, которые определяют человеческий характер. Какие из них отражают сущность Н.Некрасова? Ненужное вычеркните. Какие события из жизни и творчества поэта могут подтвердить ваши слова?»

Добрый

Гордый

Жадный

Заносчивый

Любил детей

Грубый

Злой

Красивый

Целеустремлённый

По-доброму относился к крестьянам

Любвеобильный

Нервный

Настойчивый

Оптимист

Глубоко любящий свою маму

Пессимист

С несгибаемой волей

Раздражительный

Трудоспособный

Отзывчивый

Скупой

Вспыльчивый

Любит свою Родину

Худой

Дети зачитывают свои выводы. Фактически мы ещё раз обговариваем проблемные вопросы, поставленные в начале урока.

4. Заключение:

В своих произведениях А.Н. Некрасов использует разнообразные средства художественного выражения. Почти все его произведения построены по принципу антитезы: светлые, радостные картины к концу или середине повествования окрашиваются в мрачные, тёмные тона, некоторые эпизоды приобретают ироническую окраску. Герои писателя – русский народ – труженики, любящие жизнь, людей, родную природу, как и сам поэт. Сам он прошёл через многие тяготы жизни. Но это не сломило его. Благодаря своему упорному труду поэт побывал на вершинах славы, добился признания. Всё это помогло понять ему души самых обыкновенных людей. Скромный, любящий и детей, и взрослых, он через всю свою жизнь пронёс чувство гордости за тех, кто был лишён и хлеба, и крова.

Творчество Николая Алексеевича Некрасова современно и актуально в наше время. Он не забыт и сегодня. Его произведения помнят и любят многие и многие люди, а доказательством этому служат его незабываемые строки:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен

5. Домашнее задание:

а) Прочитать стихотворение «Железная дорога».

б) Озаглавить части.

в) Уметь пересказывать содержание.

г) Нарисовать иллюстрации (по желанию).

д) Выучить наизусть первую часть.