Цель: анализируя поэтический текст, создать условия для развития творческих способностей, подготовить учащихся к самостоятельному созданию сонета.
Задачи:
- актуализировать знания теории стихосложения (рифма, ритм, тропы, пафос, композиция и т.д.);
- построить общение с учащимися в виде эвристической беседы, позволяющей развивать логическое мышление;
- создать условия для поиска ответа на проблемный вопрос;
- формировать познавательный интерес к литературе как к искусству слова.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя. Сегодняшний урок – продолжение разговора о традициях в русской литературе. С 18 века огромной популярностью у русских стихотворцев пользуется сонет. Что это за форма? Чем он привлекает внимание русских поэтов? Как сделан сонет? На все эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить в ходе беседы.
2. Сообщение учащегося: краткая биографическая справка о Уильяме Шекспире.
3. Задание 1. Посмотрите на английский текст, созданный великим английским поэтом, драматургом У. Шекспиром. Что вы можете сказать об этом произведении?
Эвристическая беседа.
Ученик – Это стихотворение, в нем есть рифма.
Учитель – Что такое рифма?
Ученик – Рифма – это повторение одинаковых
звуков в конце строк, созвучие строк. 2 и 4 строка
оканчивается одинаково: на -orn.
Учитель – Что еще знаете о рифмовке?
Ученик – Рифма бывает женская и мужская: в
последних двух строках – женская – ударение
падает на предпоследний слог.
Ученик – Все стихотворение можно разделить на
части по способам рифмовки: первые четыре
строчки – перекрестная рифма, далее – четыре
строки на одну рифму, следующие рифмуются
перекрестно, а последние две строки рифмуются
друг с другом.
Ученик – А почему две последние строки
отделены от предыдущих? Может быть, в них
содержится вывод? Я могу перевести последнее
предложение: «…я оставляю мою любовь в
одиночестве». Это похоже на развязку, на
финал.
Учитель – Это сонет – стихотворение,
состоящее из 14 строк: 1 катрен (четверостишие)
содержит тезис – утверждение, 2 катрен –
антитезис, а в двух трехстишиях (терцетах) –
синтез, обобщение, вывод.
Ученик – 10 строк из четырнадцати одинаково
начинаются, этот прием называется анафора.
Учитель – Какое слово повторяется?
Ученик – And – и, союз.
Учитель – Это многосоюзие –
выразительное средство; замедляя речь
вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает
отдельные слова, усиливает выразительность речи.
Ученик – Жаль, что нет словаря, чтобы узнать,
какие это важные слова, которые подчеркивает
автор.
Учитель – Есть множество переводов именно
этого стихотворения, самые известные – переводы
Б. Пастернака и С. Маршака.
Ученик – Чем необычно, уникально, интересно
это стихотворение?
Учитель – Сонет, родившись в Италии в 13 веке,
весьма популярен как форма и в 21 веке, а
этот, 66 сонет Шекспира, видимо, увлекает своим
содержанием. Расцвет сонета связан с именами
Данте и Петрарки.
Ученик – Я догадался, сонеты – стихи о любви,
ведь мы говорили об этих поэтах как о верных
влюбленных. Весь мир знает имена их возлюбленных
– Беатриче и Лауры.
Учитель – Правильно, тема любви, вечно
продолжающей жить в стихах, – традиционный
поэтический мотив в сонете.
Tired with all these, for restful death I cry,
As, to behold desert a beggar born,
And needy nothing trimm'd in jollity,
And purest faith unhappily forsworn,
And guilded honour shamefully misplaced,
And maiden virtue rudely strumpeted,
And right perfection wrongfully disgraced,
And strength by limping sway disabled,
And art made tongue-tied by authority,
And folly doctor-like controlling skill,
And simple truth miscall'd simplicity,
And captive good attending captain ill:
Tired with all these, from these would I be gone,
Save that, to die, I leave my love alone.
4. С 18 века сочинением сонетов
увлекаются русские стихотворцы. Известны сонеты
В. Тредиаковского, В. Жуковского, А. Пушкина, А.
Дельвига. Сонетной формой охотно пользовались и
поэты 20 века. Прочитайте перевод этого сонета,
выполненный известным русским писателем 20 века
Б.Пастернаком. Какова тема стихотворения, какие
вопросы задает автор, как на них отвечает? Каков
пафос стихотворения? Какими выразительными
средствами он создан?
Ученик – Размер – пятистопный ямб. Рифма
перекрестная, мужская, и многосоюзие осталось.
Это стихотворение не о любви.
Учитель – Почему лирический герой
хочет умереть. Чем он измучен?
Ученик – Лирический герой тоскует, глядя на
несправедливость: «наглость лезет в свет, мощь у
немощи в плену, доброта прислуживает злу».
Учитель – Какое выразительное средство лежит
в основе стихотворения?
Ученик – Это олицетворение. Наглость,
честь становятся живыми существами, мысль
обладает даром слова, ей можно заткнуть рот, а
разум наделен терпением и сносит глупости хулу.
Ученик – Стихотворение проникнуто
трагическим пафосом – лирический герой
ничего не может поделать с этой
несправедливостью.
Ученик – Даже умереть не может – «другу будет
трудно без меня».
Учитель – Попробуйте определить тему стихотворения.
Ученик – Это произведение о вечной
несправедливости, что царит в мире людей. Как
жить, ради чего? Такие вопросы задает себе автор.
Для любви, для друга.
Измучась всем, я умереть хочу.
Тоска смотреть, как мается бедняк,
И как шутя живется богачу,
И доверять, и попадать впросак,И наблюдать, как наглость лезет в свет,
И честь девичья катится ко дну,
И знать, что ходу совершенствам нет,
И видеть мощь у немощи в пленуИ вспоминать, что мысли заткнут рот,
И разум сносит глупости хулу,
И прямодушье простотой слывет,
И доброта прислуживает злу.Измучась всем, не стал бы жить и дня,
Да другу будет трудно без меня.
Перевод Б. Пастернака.
5. Прочитайте перевод сонета Шекспира, сделанный С. Маршаком, классиком советской детской литературы. Сравните два перевода.
Ученик – Одинаковая рифмовка строк: авав
сдсд ее. Размер – тот же пятистопный ямб.
Ученик – В переводе Пастернака, как и у
Шекспира, повторяются первая и предпоследняя
строки.
Учитель – Эти стихотворения имеют кольцевую композицию,
которая подчеркивает остроту конфликта.
Ученик – Подчеркивается то, что герой измучен,
не хочет жить.
Ученик – Оба перевода написаны одним размером
– ямбом. Строфы объединены
перекрестной рифмой.
Учитель – Все три стихотворения представляют
собой английский сонет, состоящий из трех
катренов и одного завершающего двустишия. Кроме
того, английский сонет писали 5-стопным ямбом.
Какие выразительные средства использует
автор?
Ученик – Я вижу эпитеты, все они имеют
негативную окраску: роскошное одеяние
ничтожества, беззубая немощь, мерзостность всего
окружающего.
Ученик – Все это резко противопоставлено
эпитету «милый», относящемуся к другу. Таким
образом, настроение в сонете Маршака создается с
помощью эпитетов и антитезы.
Ученик – В переводе Пастернака эпитеты и
антитеза отсутствуют, видимо, поэт делает ставку
только на олицетворение.
Учитель – А что такое фигура умолчания
и какую роль она играет?
Ученик – «Все мерзостно, что вижу я
вокруг…» – автор передает душевное волнение,
напряжение лирического героя.
Ученик – А риторическое обращение
(«Но как тебя покинуть, милый друг!») подчеркивает
это.
Учитель – А еще многоточие как бы отделяет
основное содержание стихотворения (изображение
человеческой неправедности) от несколько
парадоксального вывода. Этот прием называется замок
сонета – неожиданный вывод, развязка.
Последнее слово сонета нередко является ключом,
разгадкой.
Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой,И прямоту, что глупостью слывет,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока.Все мерзостно, что вижу я вокруг…
Но как тебя покинуть, милый друг!Перевод С Маршака.
6. Создатель юмористического сонета, И. Дмитриев, начинает свое стихотворение так:
Однажды дома я весь вечер просидел,
От скуки книгу взял – и мне сонет открылся.
Такие ж я стихи сам сделать захотел…
Подумайте и запишите ответ на вопрос: как сделать сонет?
7. Итоги урока – обсуждение и корректирование ответов учащихся в соответствии со следующей информацией: сонетная форма строгая, необходимо придерживаться следующих правил:
– традиция связывает сонетную форму с
выражением высоких переживаний. Таким образом,
необходимо серьезно обдумывать тему сонета,
– стихотворение должно состоять из 14 строк,
объединенных рифмой, при этом желательно, чтобы в
терцетах использовался иной тип рифмовки, чем в
катренах: если в катренах рифмовка перекрестная,
то в терцетах – кольцевая; если в катренах –
кольцевая, в терцетах – перекрестная.
– размер классического сонета – 5-стопный ямб
(итал), 6-стопный ямб (франц).
– сонет должен иметь строгую тематическую
композицию: тезис – развитие тезиса – антитезис
– синтез.
– сонет должен заключаться “сонетным замком”.
Это последняя строка – фраза, содержащая
парадокс, неожиданный вывод. Последнее слово
является “ключевым” и часто уточняет смысл
всего сонета.
Ученик – Неужели не существует сонетов с
отступлениями от этих правил? Можно ли эти
отступления назвать новаторством?
Учитель – Множество нарушений правил привели
к появлению разновидностей сонетной формы: в
«хромом» сонете ямб 4-стопный; «хвостатый» и
«безголовый» сонеты состоят не из 14 строк;
«опрокинутый» сонет начинается терцетами, а
заканчивается катренами. Таким образом,
отступления от правил обеспечили многообразие
жанровых форм сонета, и в итоге сонет стал едва ли
не самой популярной формой в европейской лирике
последних веков. Самое главное в любом
стихотворении не соблюдение правил, а
вдохновенное содержание.
8. Домашнее задание можно выбрать по желанию, по настроению:
А) сочинить сонет;
Б) выучить один из понравившихся сонетов
Шекспира.